Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современное свободомыслие




Современное буржуазное свободомыслие отражает ин­тересы демократических кругов и буржуазной интеллиген­ции л осталось в целом на уровне свободомыслия нового времени. В современном обществе оно играет в общем по­ложительную роль, ибо содействует просвещению масс.

Отличительной чертой современного свободомыслия является его организованность. Существуют две всемир­ные организации буржуазных свободомыслящих: всемирный союз свободомыслящих (ВСС), основан­ный в 1896 г., и международный гуманистический и этиче­ский союз (МГЭС), основанный в 1962 г.

Другая черта современного свободомыслия — широкая пропаганда идей антиклерикализма, секуляризации раз­личных сторон общественной жизни, светской морали, а также критика религиозной морали и религии.

Буржуазные критики религии активно включились в движение за отделение церкви от государства (там, где она еще не отделена). Следует отметить, что сама по себе борь­ба за отделение церкви от государства является борьбой за осуществление буржуазно-демократических свобод.

Таким образом, претензии церкви и религии на единст­венно истинное учение о мире несостоятельны. Процесс познания мира породил естественнонаучные представле­ния о природе и человеке. Научное и религиозное мировоз­зрения противоположны в своей основе, несовместимы» Взгляд на мир такой, каков он есть без внесения сверхъесте­ственного, возник и формировался в глубокой древности, когда люди пытались понять суть природы и самих себя. В основе развития свободомыслия лежат социально-эконо­мические причины: постепенное развитие производствен­ных сил и освобождение человека от зависимости от приро­ды, а также прогрессивное развитие общества.

 

ЛЕКЦИЯ 15 Научное и религиозное мировоззрение о мире, человеке и обществе.

Мировоззрение — это система взглядов на объектив­ный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные по­зиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Значение миро­воззрения в жизни людей обусловлено социальной приро­дой человека, необходимостью ориентироваться в меняю­щейся социальной и природной среде. Это порождает по­требность у каждого человека, класса, у человечества в це­лом в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни.

Религиозное мировоззрение, стихийно сложившееся в глубокой древности, менялось в зависимости от обще­ственных изменений. Существует множество разновидно­стей религиозного мировоззрения. Однако всем им прису­щи, хотя и в разной степени, некоторые общие характер­ные черты и особенности.

Перечислим их.

Прежде всего, самой существенной чертой любого ре­лигиозного мировоззрения является признание существо­вания сверхъестественных сил, бога или богов. Реальное существование человека, природы, мира зависит от них.

Другой существенной чертой религиозного мировоз­зрения является идея креационизма — божественного тво­рения мира. Эта идея пронизывает все древние мифы, су­ществует она и в современных богословских концепциях.

Следующей чертой является учение о целесообразно­сти и целенаправленности явлений природы и общества.

В противоположность этому научное мировоззрение рассматривает мир как многообразие форм движущейся материи.

Основной целью познания теология подчеркивает,что человеческий разум не в состоянии познать сущность Бога. Научное познание мира рассматривается богословами как второстепенное, нацеленное на исследование глубокой материи и неспособное постичь духовные процессы. Высшей духовной ценностью человека считается в религиозном мировоззрении не его способность к мышлению и творческой деятельности, а вера в Бога, которая объявляется особой формой познания, более совершенной по сравнению с рациональной. Тем самым происходит принижение роли разума. Вера как особая форма познания, по мнению теологов,-- это такая интуиция, с помощью которой истина открывается с наибольшей полнотой без помощи разума. Стремление возвысить веру над разумом присуще всем религиям. Оно проявилось и в борьбе против науки, и в осуждении рационалистических тенденций в самой религии.

В процессе о соотношении веры и разума существовали и существуют две тенденции. Одна полностью отвергает притязания разума на истинное познание в пользу веры. Эта тенденция возникла еще в раннем христианстве. Вторая тенденция пыталась примирить веру и разум и использовать разум для обоснования веры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.