Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определения темы речи

Задания

1. Подчеркните те функции документа, которые относятся к специальным: информационная, управленческая, социальная, коммуникативная, правовая, функция исторического источника, культурная.

2. Что такое формуляр документа?

_______________________________________________________________________________

3. Внутренний служебный документ, предназначенный для доведения до должностного лица информации узкой направленности – это ____________________.

4. Ответа требует письмо (подчеркните): напоминание, извещение, приглашение, просьба.

5. Соотнесите (в квадрат впишите нужный номер):

письмо-просьба □ 1) ваше предложение отклонено по следующим причинам

письмо-сообщение □ 2) уведомляем, что…

письмо-ответ □ 3) сообщите нам, пожалуйста, ….

4) считаем необходимым напомнить вам…

6. Не требуют ответа письма (подчеркните несколько): запрос, напоминание, рекламация, извещение, приглашение.

7. Отметьте высказывание, наиболее предпочтительное в ходе деловой беседы:

Я считаю…

Вы не находите, что…

Это невозможно.

Я могу этого добиться.

8. Выберите документ, относящийся к группе деловых бумаг личного характера (подчеркнуть): договор, объявление, запрос, резюме.

9. К числу речевых клише НЕ относится фраза:

нарушать общественный порядок

предоставить жилплощадь

дать показания

написать служебное письмо

10. На причину составления офиц. текста НЕ указывает формула

в соответствии с протоколом

ввиду несоответствия

вследствие изменения обстоятельств

по причине задержки оплаты

11. Соотнесите:

мотив □ 1) во исполнение приказа от 2 марта…..

причина □ 2) в период действия постановления…

цель □ 3) в соответствии с постановлением…

4) в связи с прекращением договора

 

12. Нет ошибки в оформлении даты в примере:

01 мая 2012 г.

05.05.012

01.04.2012

 

13. Организационным (административно-организационным) документом не является

контракт

доверенность

отчёт

положение

14. Вы хотите, чтобы в течение месяца Вашу корреспонденцию в почтовом отделении забирала Ваша сестра (мама или др.). Напишите доверенность (в тетради).

15. Перепишите заявление правильно.

    студента второго курса Дворжак Валерия Декану исторического факультета Т.В Самодуровой  

Заявление.

Я, Дворжак Валерий, хотел бы попросить материальную помощь, так как нуждаюсь в дорогой операции. Медицинская справка прилагается.

 

  С уважением, В. Дворжак

 

Тема 4: Риторика (с греч. – искусство убеждать)

 

Несколько определений:

античная риторика – риторика как искусство убеждать, искусство подготовки публичной речи (Платон, Горгий, Аристотель); в том числе древнеримское красноречие – риторика как искусство говорить хорошо (Квинтилиан, Цицерон);

Средние века – риторика как искусство украшения речи;

Возрождение – риторика как красноречие;

современная риторика (неориторика) как наука об условиях и формах эффективной коммуникации; как теория аргументации; ц ель современной риторики – судебные речи.

 

Части канонической риторики: инвенция (особенности подготовки содержания речи); диспозиция, или композиция (особенности расположения материала); элокуция (особенности отбора языковых средств, тропов, фигур речи); мемориа (тренировка памяти; запоминание подготовленного текста); акция, или исполнение (мастерство устной выразительности, умение держаться и т.д., т.е. то, что относится к этапу произнесения речи).

 

Роды и виды красноречия

По мнению Г.З. Апресяна следует выделять такие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, социально-бытовое, судебное, богословско-церковное.

Род красноречия Вид красноречия
Социально-политическое   Доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчетный доклад, политическая речь, дипломатическая речь, политическое обозрение, митинговая речь, агитаторская речь.
Академическое Лекция вузовская, научный доклад, научный обзор, научное сообщение.
Судебное Прокурорская (или обвинительная) речь; общественно-обвинительная речь; адвокатская (или защитительная) речь; общественно-защитительная речь; самозащитительная речь обвиняемого.
Социально-бытовое Юбилейная речь, застольная речь (тост), поминальная речь (надгробное слово).
Богословско-церковное Проповедь, речь на соборе.

 

Классификация, представленная Г.З. Апресяном, дополнена, расширена и уточнена А.Е. Михневичем. Исследователь выделяет:

парламентское красноречие как разновидность социально-политического;

дипломатическое красноречие (речь на международной конференции и речь в процессе дипломатического акта);

военное красноречие (речь-приказ, инструктивная речь, выступление на военно-политическую тему, воодушевляющая речь, призыв);

торговое красноречие (реклама);

лекционно-пропагандистское красноречие (лекция научно-теоретическая, научно-популярная, научно-методическая, кинолекция, лекция-экскурсия, лекция-концерт, лекция-информация, беседа, репортаж, воспоминание, инструктаж, показ, циклы лекций);

диалогическое красноречие (формы реализации: спор, дискуссия, диспут, беседа, деловое совещание, интервью, пресс-конференция, деловая игра, «круглый стол», вечер вопросов и ответов).

В академическое красноречие автор включает три основных вида: собственно академическое (в среде ученых – научный доклад, реферат, обзор), вузовское (лекция, цикл лекций) и школьное (рассказ учителя, школьная лекция и др.).

ЗАПОМНИТЕ: не существует театрального красноречия!

Типы публичных выступлений

Речи ораторов рассчитаны на слушающих, на публику, то есть это публичные выступления. Любое устное публичное выступление – это речь продуманная, подготовленная, намеренно выстроенная и произнесенная с определенной целью.

Оратор обращается к слушателям с определенной целью и при определенных обстоятельствах. В соответствии с целями сообщения выделяются следующие типы устных публичных выступлений:

информационная речь (доклад (научный, деловой); монолог учителя; лекция; отчет; сообщение инструкции; объявление о предстоящем событии);

аргументирующая речь (убеждающая – выступление в научной и политической дискуссиях; выступление за круглым столом; побуждающая – речь на митинге; речь на предвыборном собрании; прямой призыв к действию; речь-протест);

эпидейктическая речь (торжественная) (протокольно-этикетные и развлекательные выступления – речи на торжественных собраниях, на свадьбах, тосты).

Общие требования к публичному выступлению

1. Решительное начало выступления ( первая фраза должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена; нельзя запинаться в первой фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете; начало нужно отрепетировать).

2. Драматизм ( драматизм – это напряжение в тексте; он создается при намеренном столкновении разных точек зрения (при этом оратор вступает в спор с каким-либо мнением, авторитетом), при рассказе о каких-то необычных или трагических событиях, происшествиях).

3. Сдержанная эмоциональность ( слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, что вам небезразлично то, о чем вы рассказываете, но при этом не следует забывать знаменитое высказывание Н.В. Гоголя об одном учителе-ораторе: "Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?").

4. Краткость.

5. Диалогичность ( выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями; оратор не обязан говорить все время сам, он должен задавать вопросы аудитории, реагировать на её поведение; любое выступление должно иметь черты беседы, вопросы, задаваемые оратором могут носить риторический характер, то есть не требовать ответа).

6. Разговорность ( не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще; выступление должно носить характер непринужденной беседы)

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией ( установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за её реакцией, вносить изменения в своё выступление в зависимости от её реакции (может быть, что-то объяснить, на чем-то остановиться), демонстрировать приветливость, дружелюбие).

8. Понятность главной мысли ( главную мысль желательно повторить не менее двух-трех раз в ходе выступления; аудитория любит выводы и ждет их от оратора).

9. Решительный конец ( конец выступления должен быть кратким, понятным, заранее продуманным; окончательную фразу надо заранее сформулировать и отрепетировать; заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно).

Подготовка к конкретному публичному выступлению

2.Формулировка темы Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким.

3. Подбор материалов для ораторской речи. В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся: официальные документы; научная, научно-популярная литература; справочная литература: энциклопедии, энциклопедические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари, статистические сборники, таблицы, библиографические указатели; художественная литература; статьи из газет и журналов; передачи радио и телевидения; результаты социологических опросов; собственные знания и опыт. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Языковые формулы официальных документов | Составные элементы композиции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.