КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 9. Тема «Реляционные и информационные типы сообщений в управленческих коммуникациях»
Тема «Реляционные и информационные типы сообщений в управленческих коммуникациях». (лекция представлена в виде машинописного текста)
Объем лекции – 2 часа
Разработали к.ф.н., доцент Пучкина И.Ю., преподаватель Васечкина М.С.
Краснодар, 2010 Реляция в переводе с латинского означает «донесение», причем в толковом словаре иностранных слов приводится следующий вариант трактовки термина: «…письменное описание боевого подвига при представлении к награде». В современном языке речь идет не о подвиге, а о письменном сообщении, уведомлении и пр. в управленческих коммуникациях. Речь в данном разделе пойдет о письменных и устных сообщениях в организационных коммуникациях. Способ передачи информации определяется целью коммуникации, сформированностью каналов коммуникации, наличием общей для сторон коммуникации знаковой системы (языка общения, символьной системы). Язык общения характеризуется жанрами устной и письменной форм речи, которые должны быть формализованы для каждого канала коммуникации. Стандартизация языка коммуникации осуществляется исходя из стандартов стиля, механизма передачи информации. Для передачи смысловой и оценочной информации отбираются соответствующие вербальные и невербальные средства. Передаваемая информация должна адекватно восприниматься получателем. Для этого кодирование и декодирование замыкается в единую цепь. В том случае, когда коммуникация осуществляется с помощью технических средств, обеспечивается кодирование и декодирование информации по различным каналам средств массовой коммуникации, что в современных технических средствах обеспечивается применением на входе и выходе канала коммуникацииидентичной аппаратуры, обеспечивающей процесс кодирования и декодирования (шифрования и дешифрования). Такие коммуникативные факторы как выбор языкового кода, правила и нормы их использования, способы актуализации частных коммуникативных функций формируют коммуникативную установку. Языковый код выбирается исходя из объема, частоты, существующих коммуникативных средств и каналов коммуникации. На выбор языкового кода также влияют тематика, жанр публикаций, тип радио- или телепередач. Выбор кода определяется реально функционирующими в прессе, радио и телевидении видами языков. Свой языковый код подбирается для людей соответствующего образовательного и культурного уровня. В национальных регионах законам предписывается необходимость использования язык коренного населения в СМИ, в образовательных, научных государственных учреждениях. Если передача информации в прямой (непосредственной) устной межличностной коммуникации происходит часто неосознанно и слабо поддается фиксации, то коммуникации с помощью технических средств, наоборот, легче всего регистрируется, и осуществляется посредством какого-либо носителя информации. Кодирование и декодирование в коммуникативных системах осуществляется с целью исключения перехвата информации доставки ее требуемому адресату. В технических системах эта процедура становится стыковочной для приведения информации в форму, приемлемую для обработки в определенной форме, а при ее приеме - для преобразования в понятную для получателя форму. Получатель информациидолжен уметь: -быстро выделить тематику информации по ключевым словам; -правильно интерпретировать начало сообщения и, следовательно, предвосхищать его развертывание; -восстановить смысл сообщения, несмотря на пропущенные элементы; -правильно определить замысел высказывания (дискурса). Эти умения соотносятся с системой кодирования-декодирования, обеспечивающей коммуникацию. Речевое сообщение имеет структуру, включающую в себя вводную, основную части и заключение. Внутренняя структура речи отражает соотношение частей речи между собой, части и целого, динамику сообщения (зачин, кульминация, развязка), и др. К субъективным факторам, обусловленным психологическими особенностями и индивидуальным опытом человека, относятся: a)осмысленность восприятия, предполагающая оценку идентичности информации, то есть соотношение между реальными и описываемыми событиями, понимание оценочного отношения к информации ее отправителя — коммуникатора и его коммуникативную установку, b)дискретность восприятия, которая связана с особенностью человека вычленять в сообщении "смысловые опоры" в результате расчленения, анализа и объединения потока информации, c)обусловленность восприятия прошлым опытом человека, так называемая апперцепция, которая дает ему возможность предвосхищать, прогнозировать дальнейшую информацию, d) опережающий характер восприятия связан с предыдущим фактором, эта способность человека предвосхищать будущее — антиципация основывается на законе опережающего отражения воздействия окружающей действительности, сформулированном П.К. Анохиным. Воспринимая сообщение, человек получает нужную информацию уже в его начале и на основе контекста может предвосхитить завершающую часть высказывания (дискурса)». Если говорить о письменных сообщениях в управлении, то речь, скорее всего, сведется к документной коммуникации – современному каналу передачи информации. Документам, подобно языку и речи, присущи сущностные и прикладные функции. Сущностные функции, напомним, это те свойства предмета, которые неотъемлемо ему присущи, обусловлены его природой, а для искусственных объектов - их назначением. Прикладные функции - это те свойства предмета, которые не обязательно ему присущи, а привнесены извне. Документам свойственно изначально социальное назначение, которое вытекает из авторского замысла. Социальное назначение определяет те сущностные функции, которые должны выполнять документы. С другой стороны, документы создаются для понимания их индивидуальным пользователем; если человек не может прочитать текст документа, документ утрачивает свои сущностные функции. Таким образом, областями проявления сущностных функций документов, как и в случае языка и речи, остаются: общественная жизнь и личный мир. Легко догадаться, что прикладные функции документов также представлены в этих мирах. В результате получаем таблицу функциональных свойств документов (табл. __). 1. Социальное назначение документов проявляется в трех функциях: 1а. Социально-временной, или мнемической - фиксирование и сохранение во времени духовных творческих достижений - членов общества.
Таблица - Функциональные свойства документов
1б.Социально-пространственной - функции распространения в социальном пространстве актуальных смыслов (знаний, эмоций, стимулов). 1в.Ценностно-ориентационной функции, вытекающей из искусственного происхождения документов. Нет документов, созданных их авторами без глубинного замысла, без определенной цели. Всякий документ замышляется для того, чтобы повлиять на ценностные ориентации реципиентов, а в конечном счете - на их поведение. Поэтому ценностно-ориентационная функция оказалась сущностной для искусственно созданных сообщений, в то время как для речевых сообщений она является прикладной (функция 3а, использующая управляющую силу слова). 2.Потребительские требования обусловливают использование документа индивидуальными читателями (слушателями, зрителями). Это: 2а.Содержательность документа. Бессмысленный набор знаков не может считаться документом; документ должен быть осмыслен, т. е. служить источником знаний, эмоций, стимулов. 2б.Понимаемость документа. Если содержание текста не может быть воспринято (прочитано), то такой текст - не документ, ибо нельзя расшифровать его содержание. 2в. Вещественность - изображение, не имеющее стабильной, осязаемой формы не воспринимается людьми в качестве документа. 3. Социальный прагматизм заключается в использовании сущностных функций документов для решения актуальных общественных задач; здесь инициатива часто принадлежит органам управления. 3а.Образовательная функция (педагогическая, просветительская, воспитательная) - распространение знаний, этических норм, идеалов, убеждений, обеспечивающих социализацию личности. 3б.Идеологическая функция (агитационно-пропагандистская) - суггестивная популяризация каких-либо политических, религиозных, субкультурных доктрин (учений). 3в.Вспомогательная функция - содействие развитию специальных коммуникаций, обслуживающих профессиональные потребности социальных институтов; сюда относятся научно-вспомогательные, технико-вспомогательные, производственно-вспомогательные, военно-вспомогательные и т. п. функции документов, представляющих разные типы литературы. 3г.Бюрократическая функция - поскольку бюрократия зиждется на документных потоках и немыслима без них, поддержку бюрократических систем можно считать одной из востребованных функций документации. 3д.Художественно-эстетическая функция - функция формирования и развития художественной литературы как особого, словесного вида искусства, а также изобразительного искусства, основанного на иконических документах. 3е. Товарная функция обусловлена тем, что все вообще документы являются продуктом труда, обладают рыночной стоимостью и могут функционировать как товар. Книготорговый социальный институт использует это качество произведений печати. Редкие книги, старинные рукописи, произведения живописи, графики, скульптуры могут стать предметом вложения капитала и превратиться в сокровища. 3ж. Мемориальная функция - отдельные документы приобретают особую социальную ценность, вплоть до музейных экспонатов, если они непосредственно связаны с тем или иным историческим лицом, тем или иным событием (имеют автографы, пометки на полях, экслибрисы, легенды, относящиеся к ним и т. д.). Такие документы становятся культурными памятниками. 4.Реальное использование - это фактическое функционирование документов в духовной жизни отдельных людей: 4а.Познавательная функция. Общеизвестно, что <книга - источник знания> и, строго говоря, любой документ может быть использован в этом качестве; эта функция играет центральную роль в образовании и самообразовании. 4б.Гедонистическая функция свойственна произведениям художественной литературы и изобразительного искусства, выступающим в качестве источников эстетического наслаждения, положительных эмоций или просто увлекательного чтения; гедонистическую функцию можно назвать культурно-досуговой. 4в. Библиофильская функция - книги могут быть предметом страстного собирательства, коллекционирования, так же как и произведения искусства; здесь затрагивается эмоциональная сфера личности. 4г. Представительская функция - книжные собрания в доме - свидетельство образованности, начитанности, культурности хозяина. 4д. Функция личных реликвий выполняется документами, так или иначе связанными с биографией данного индивида. Сюда относятся семейные альбомы, подарки с автографами, дипломы, ордена и другие знаки отличия. Эту функцию можно назвать еще лично-архивной. 4е. Функция самовыражения автора, когда сочинение документа становится непринужденным актом творческого выражения личных талантов, способностей, убеждений, знаний, эмоций; творчество <по вдохновению>. 4ж.Инструментальная функция - создание документов по профессиональной обязанности, ради честолюбия, сланы, заработка или других меркантильных расчетов. Прикладные функции естественных и искусственных каналов различны; если бы документы просто дублировали речевые сообщения, то не было бы нужды в их создании. Таким образом, менеджер организации или специалист, который может в коммуникационном процессе выполнять роли, как источника, так и получателя информации, следуя тому или иному стилю управления, учитывая психологию общения, должен разбираться и в особенностях информационных и реляционных сообщений внутри организации.
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
Кафедра философии, истории и социальных коммуникаций
Специальность «Связи с общественностью»
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |