КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Важнейшие факторы и условия становления в России социального государства
Механизмы реализации основных положений Концепции социального государства Российской Федерации. Основные положения Концепции социального государства Российской Федерации. Концепция социального государства Российской Федерации. 1. Становление социального государства в России: состояние и перспективы, актуальные проблемы и пути их решения. Помимо указанных общепринятых требований для современной России необходимо наличие дополнительных, специфических предпосылок:
- разрешения национального вопроса, без чего государство может оказаться погруженным в пучину вооруженных межэтнических конфликтов;
- деидеологизации общества и государства;
- преодоления правового нигилизма. Для России проблема такого рода самоидентификации, по существу, не решена. Не завершив в 80-х годах всех преобразований, имманентных индустриальному этапу, страна вступила в период политических и экономических реформ, которые по большинству показателей социального развития и качества жизни населения отбросили ее на уровень 60-70-х годов XX века. В итоге Россия столкнулась с «двойной» необходимостью - модернизации общественного устройства и перехода к постиндустриальному этапу развития. Однако реализация этих целей блокируется отставанием в качестве «человеческого капитала», неэффективностью политики доходов населения (заработная плата, пенсионное обеспечение), сложившихся систем образования, здравоохранения и ЖКХ. При этом окончательно не определена доктрина устройства социальной сферы. Становление правового и социального государства в России — особый путь развития общества и государственности, учитывая, что формирование составляющих последней фактически происходит одновременно. При таком «комплексном» подходе чрезвычайно важно сохранять «сбалансированность усилий»: нельзя проводить правовую реформу в отрыве от политической, т. е. объективно необходимо увязывать процессы в различных направлениях и добиваться параллелизма. Приоритетными направлениями построения социального государства в России являются: а) правовая реформа, включающая в себя совершенствование судебной системы с целью создания подлинно независимой судебной власти, создание эффективной системы законодательства, укрепление системы правового образования и просвещения, развитие федерализма и местного самоуправления, развитие институтов гражданского общества; б) экономическая реформа, включающая в себя развитие цивилизованных рыночных отношений, основанных на конкуренции, устранение условий для монополизации тех или иных видов экономической деятельности даже на муниципальном уровне, реформирование науки и стимулирование инноваций; в) реформа государственного управления, включающая развитие института ответственности государственных органов, должностных лиц, государственных служащих за различные формы выходящей за рамки их полномочий (а по сути внеправовой) деятельности, и государственное программирование антикоррупционной деятельности. Необходимо сокращение масштабов бедности и совершенствование механизмов социальной помощи; развитие рынка труда и реформирование системы оплаты труда; реформирование пенсионного страхования; проведение политики, направленной на ликвидацию депопуляции населения страны; реформирование системы здравоохранения; формирование рынка доступного жилья; модернизацию образования. Социальное государство имеет свои внутренние противоречия, проходит определенные стадии формирования и этапы развития. В основании процессов, послуживших причиной обострения проблем социального государства, лежат цикличность и неравномерность экономического развития, подверженность экономики и социальной сферы воздействию событий внешней и внутренней политики. Приоритеты современного этапа развития российского государства. В качестве приоритетных направлений развития российского социального государства диссертант видит сокращение масштабов бедности и повышение объемов социальной помощи; развитие рынка труда и реформирование системы оплаты труда; реформирование пенсионного страхования; проведение политики, направленной на ликвидацию депопуляции населения страны; реформирование системы здравоохранения; формирование рынка доступного жилья; модернизацию образования; реформирование науки и стимулирование инноваций; развитие институтов гражданского общества. При этом проблемой сегодняшней России является попытка кардинальной смены одной крайней модели социального государства на другую, то есть резкий переход от максимально огосударствленной, перераспределительной социальной политики к полностью либерализованной, индивидуализированной. Наиболее острые социальные задачи на первом этапе предстоит решить в рамках приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилищной политики и агропромышленного комплекса, которые находятся на особом контроле Президента России: «...социальные обязательства государства выполняются полностью. И дальше так и будет»[7], продолжится политика «поддержки села и в будущем», а Правительству поручено «подготовить дополнительные меры по поддержке потребительского кредитования и расширению жилищного строительства». Отмечено, что «зафиксирован естественный прирост населения», который «был достигнут, прежде всего, за счёт известного национального проекта «Здоровье». Большинство российских ученых рассматривают эти вопросы через призму специфической деятельности государства в социальной сфере. Так, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, один из инициаторов внесения положения о социальном государстве в текст Конституции России М. В. Баглай, считал, что социальным “называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности” (Баглай, 1997, с. 118-119). Доктор политических наук Э.Я. Баталов отмечал, что становление индустриального, а потом и постиндустриального общества вызывает потребность в социальном государстве как “государстве, принимающем на себя ответственность за положение дел в социальной сфере, а стало быть, рассматривающем политику социального регулирования в качестве одной из важнейших своих функций” (Баталов, 1997, с. 48). В последние 40-50 лет объем выполняемых государством социальных функций заметно расширился за счет предоставления государством таких социальных услуг населению, как обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, реализация программ реабилитации отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорий населения и регионов39. С этой целью государство активно использует бюджетное финансирование социальных программ, принимает всесторонние меры по развитию институтов обязательного, добровольного социального и личного страхования, становится центральным субъектом по исполнению социальных функций в обществе. Например, в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года (в редакции федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) «право граждан на образование обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования»4. Позиционируя себя как социальное государство, заботящееся об обеспечении достойных условий для жизни своих граждан, Россия на пути достижения этой цели наталкивается не только на недостаточную развитость экономической базы, но и на отсутствие правовых механизмов обеспечения социальных прав граждан. Наряду с этим, нерешенность большинства социальных задач, стоящих перед российским обществом, своеобразная глухота к ним со стороны государства приводит к тому, что общество не может полностью реализовать потенциал проводимых реформ. Поэтому представляется не случайным, что в условиях необеспеченности социальной составляющей жизнедеятельности людей возникают серьезные трудности и в формировании самих основ правового государства. Таким образом, с одной стороны, в России еще не сформировались прочные опоры правовой государственности, а правовые механизмы не обрели должного веса и авторитета, и это обстоятельство в немаловажной степени сдерживает создание социальной государственности, а с другой — неразвитость и незрелость институтов (структур) социального государства заметно сдерживают формирование полноценных институтов правовой государственности, размывают ее основы. В этой связи важное значение для российской концепции государства имеет правильное понимание сочетания социальных и правовых аспектов государственности. Именно правовые средства обеспечивают основную задачу социального государства — движение к общему благу, социальному компромиссу. Условия становления в России социального государства: создание экономической основы; формирование гражданского общества; обеспечение политических предпосылок; достижение необходимого социального развития общества; утверждение нравственных начал. В создавшихся условиях необходимо упрочение позиций правового закона, соблюдение личных и политических прав и свобод человека и гражданина, а также неуклонное повышение и совершенствование гарантий основных социальных и экономических прав. в современной России формирование правовой и социальной государственности возможно лишь при наличии как традиционных для любого правового государства предпосылок (мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования «среднего» класса в социальной структуре общества; стойких демократических, правовых, политических, культурных традиций; высокого уровня общей культуры вообще и правовой в частности; наличия институтов гражданского общества), так и специфических для России (разрешения национального вопроса, без чего государство может оказаться погруженным в пучину вооруженных межэтнических конфликтов; деидеологизации общества и государства; устранения традиции правового нигилизма). Далеко не все эти условия реально существуют в современной России. Формирование правового и социального государства в России, воплощение в жизнь конституционных установок только начинается, причем проходит трудно и весьма противоречиво. Такое положение дел соискатель объясняет тем, что: - во-первых, идеи правового и социального государства, которые давно стали важнейшей характеристикой западной цивилизации, никогда не занимали достойного места в социально-политических и правовых доктринах России, а потому не могли стать целью развития, и - во-вторых, задача формирования правового и социального государства в России возникла не на фундаменте государственности, основанной на праве, а в обстановке системного кризиса российского общества, глубокого социального расслоения и углубляющейся пропасти между бедными и богатыми, массового правового нигилизма, пренебрежительного отношения к правам и свободам человека. На рубеже 90-х гг. XX в. были обозначены ориентиры для поступательного продвижения вперед российской государственности, определен общий план государственно-правового строительства. Были ясно намечены контуры той политической модели, которую Россия избрала для себя в качестве нового государственного устройства (в отличие от советско-коммунистического), — модели правового и социального государства. Соглашаясь с выводами профессора Ф. М. Раянова о периодизации формирования правового государства[6], в диссертации сделан вывод, что Россия находится на пути третьего этапа формирования правового и социального государства, когда общество, государство уже закрепило основные принципы такого государства, созрело для восприятия этих принципов в фактической жизни.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 12642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |