Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Виды пенсионных систем и направления их совершенствования




II. Социальное страхование как институт социальной защиты

В мировой практике сложились следующие основные формы (институты) социальной защиты населения:

- социальное страхование (далее СС);

- социальная помощь, оказываемая государством и муниципалитетами;

- частная страховая инициатива;

- социальные услуги, оказываемые предприятиями.

В странах с развитой рыночной экономикой каждая из этих четырех форм социальной защиты играет вполне определенную роль. Различен их удельный вес, круг защищаемых, финансовые источники, организующие и управляющие органы. Накопленный опыт свидетельствует, что система СС – это основной институт социальной защиты в условиях рыночной экономики.

В социальном страховании органично сочетаются экономические и социальные элементы защиты, призванные обеспечить застрахованному лицу с помощью соответствующих финансовых, организационных и правовых механизмов возможности по компенсации утраченного заработка или дополнительных непредвиденных расходов. Направленность института обязательного соцстрахования выражается в сохранении имеющегося (достигнутого) жизненного уровня застрахованных. Это достигается с помощью важнейших функций института соц. страхования: воспроизводственной, солидарного перераспределения и социальной защиты. Приемлемым уровнем социальных гарантий для застрахованных при наступлении страховых случаев по рекомендации МОТ считается 40-50 % возможного замещения заработной платы.

По вероятности события для отдельного застрахованного выделяют две типичные ситуации:

1. Событие является неопределенным – страхование от несчастных случаев на производстве, по безработице, медицинское страхование. Кто не реализовал своих страховых прав (из-за отсутствия страхового события), оказывает солидарную поддержку тем застрахованным, для которых оно наступило.

2. Наступление страхового события непременно произойдет (пенсионное страхование), но только для тех застрахованных, которые доживут до определенного периода – установленного законом возраста выхода на пенсию.

Финансовыми источниками СС служат обязательные страховые взносы работодателей и работников. По своей экономической природе страховые взносы в системе СС считаются резервируемой на случай наступления страхового события частью заработной платы (в специальных фондах вне предприятий), которая состоит из отчислений работников (с их текущей зарплаты) и средств работодателей, предназначенных на оплату рабочей силы (включенных в себестоимость продукции). Оптимальной пропорцией распределения страховой нагрузки между работодателями и работниками считается паритетная основа. По объему финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качеству услуг СС служит базовым институтом социальной защиты. На долю существующих видов СС в развитых странах приходится, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и 15-20% ВВП. В России на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится 45% затрат на цели социальной защиты и 8% ВВП.

Построение рыночной финансовой модели СС в Беларуси и России имеет три взаимоувязанных аспекта:

1. Определение источников финансирования, как способа накопления средств, достаточных для обеспечения гарантий социальной защиты;

2. Распределение финансового бремени между основными субъектами страхования;

3. Способы использования (распределение и перераспределение страховых средств).

Трансформация общественной системы в России в начале 90-х гг. создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков. Логика либеральных преобразований с неизбежностью ведет к коренным изменениям в механизмах социальной защиты. Вместо государственно-патерналистских должны создаться институты социальной защиты, в основе которых – личная ответственность индивида (а значит, и достаточной для этого зарплаты) и коллективно-групповые формы в виде обязательного и добровольного социального страхования. Однако условий для личной и коллективно-групповых форм социальной защиты приемлемого уровня в России создать не удалось. Реальный уровень заработной платы не может служить достаточной базой для личного самофинансирования пенсионного и медицинского страхования, финансовые институты личного и социального страхования еще находятся на этапе своего становления. Недостаточно реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи.

Действующая в России система социального страхования сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемов вносимых страховых средств. Это объясняется тем, что система СС органически связана с системой зарплаты, налоговой системой, политикой и состоянием на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Пока формирование системы СС не увязано с указанными факторами, во многом определяющими качественные ее характеристики – уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся и т.п., построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся.

Формирование системы обязательного СС требует концептуального и законодательного решения ряда крупных задач общегосударственного масштаба:

1. Разработку доктрины системы социального страхования и его места в системе социальной защиты населения.

2. Формирование собственного правового поля СС, не допускающего его смешивания с правовым полем личного страхования, с одной стороны, и социальной помощью, с другой.

3. Определение форм, уровней и механизмов реализации социальных гарантий, обеспечиваемых различными видами СС.

4. Определение финансовых механизмов различных видов СС с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой зарплаты, доходов и налоговой политикой в стране.

В «Основных направлениях социально-экономического развития РБ на период до 2010 г.» поставлена задача повысить роль социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан, призванного не только компенсировать издержки рыночной экономики, но и стимулировать ее развитие, придать ей социально-ориентированный характер.

 

В мировой практике применяется две основные схемы построения пенсионных систем, различающихся по способу финансирования:

1. Распределительная (солидарная) – когда финансирование расходов на выплату текущих пенсий осуществляется за счет собранных страховых взносов, уплачиваемых работодателями и гражданами. Размеры пенсий зависят от объема страховых отношений, поступивших в пенсионный фонд в текущий период времени и количества получателей пенсий, между которыми эти средства распределяются.

2. Накопительная (сберегательная), когда пенсии финансируются за счет предварительно накопленных каждым застрахованных средств по установленному тарифу), которые аккумулируются на личных счетах застрахованных. Размеры пенсий зависят от объема накопленных средств (с учетом накопленных процентов) до начала получения пенсии.

В некоторых государствах используется так называемая условно-накопительная схема, когда застрахованный имеет индивидуальный счет, на который помещаются его взносы и начисленные проценты. Однако накопление происходит условно, а не фактически, так как взносы работников не инвестируются, а немедленно идут на выплату пенсий. Такая система по своей природе остается распределительной. Есть пенсионные системы, в которых используется смешанный способ финансирования пенсий (распределительный с элементами накопления).

Системы пенсионного обеспечения во всем мире нуждаются в совершенствовании, что обусловлено имеющимися социально-экономическими и демографическими условиями. Цель пенсионных реформ состоит в создании стабильно функционирующих пенсионных систем, соответствующих интересам различных поколений и обеспечивающих увязку размеров пенсий с объемом уплаченных взносов на пенсионное страхование. Основные изменения, которые вводятся в пенсионные системы большинства стран, с целью обеспечения их финансовой устойчивости можно свести к следующему:

- Повышение возраста выхода на пенсию. При этом наблюдается повышение возраста выхода на пенсию женщин, который приравнивается либо приближается к возрасту мужчин (в Бельгии, Германии, Испании, Нидерландах, США, Финляндии, Швеции, Японии - возраст выхода на пенсию одинаков для мужчин и женщин – 65 лет, во Франции -60 лет, а в Австрии, Великобритании и Грузии – 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Эстония – 63 для мужчин и 58,5 для женщин, Армения – 63,5 и 58,5, Казахстан – 63 и 58).

- Увеличение периода, за который учитывается заработок для начисления пенсий. В Германии период страхового стажа для получения полной пенсии составляет 35 лет, Франции 37,5 лет, Италии и Дании – 40, а в Бельгии - 40-45 лет.

- Сокращение размеров пенсии при выходе на пенсию ранее установленного возрасти (в Швеции выход на пенсию на два года раньше установленного возраста сокращает ее размер на 28 %).

- Сокращение пенсионных выплат путем введения системы индексации пенсии не по росту зарплаты в стране (такой механизм действует и в Беларуси), а по индексу цен (Великобритания), либо по росту реальной зарплаты (Германии, Япония).

- Введение индивидуальных накопительных счетов и частичная приватизация социального страхования.

Многие страны, используя накопительные элементы, одновременно совершенствуют существующую распределительную систему, сочетая, таким образом, два этих уровня и дополняя их третьим – добровольным дополнительным пенсионным страхованием.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.