Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Немарксистские концепции социальной революции

Социологи, не связанные с марксистской традицией, также проявляли немалый интерес к проблемам социальной революции. При огромном разнообразии теоретических подходов можно было бы выделить несколько этапов периодического "волнообразного" нарастания такого интереса.

Первый этап относился к концу прошлого - началу нынешнего веков, когда появляется ряд работ таких социологов, как Б. Адамс, Г. Лебон, Ч. Эллвуд и др., которые интересовались, прежде всего, исследованием проблем социальной нестабильности и социального конфликта и именно через эту призму рассматривали все, что было связано с революцией.

Второй - и очень сильный - всплеск интереса социологов к социальной революции был связан с событиями 1917 года в России - Февральской буржуазно-демократической революцией и особенно - Октябрьским переворотом и его последствиями, как для России, так и для Европы в целом. В этот период появляется даже особое течение, именуемое "социологией революции". Оно тесно связано с именем П. Сорокина, который в 1925 году опубликовал книгу под аналогичным названием. В этой работе он весьма аргументированно утверждал, что Первая мировая война и Октябрьская революция, неразрывно связанные друг с другом, явились результатом огромных переворотов во всей социокультурной системе западного общества. При этом он весьма мрачно прогнозировал, что непосредственной предпосылкой революции всегда является увеличение числа подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения.

Важным рубежом в развитии социологических концепций революции стали 60-е годы. В эти годы в целом ряде западных стран произошли крупные социальные конфликты, показавшиеся многим началом новой крупной революционной волны. Озабоченные этим правительства некоторых стран, прежде всего США, выделили достаточно крупные субсидии на развертывание исследовательских программ, посвященных изучению причин возникновения революционных ситуаций, социальных сил, втянутых в них, а также прогнозированию возможных последствий такого рода событий. Эти исследования теоретиков "третьего поколения" социологии революции были характерны стремлением к изучению революционных процессов не в глобальном масштабе, а скорее - в конкретных регионах и странах.

Попытаемся кратко описать суть некоторых социологических концепций социальной революции немарксистского толка и предоставим читателю самому судить о том, насколько адекватно они описывают происходящие в обществе процессы.

Теория циркуляции элиты. Одним из основоположников этой теории был итальянский экономист и социолог Вильфред Парето. Он считал, что любое общество делится на элиту (т.е. небольшую группу людей, обладающих наивысшим индексом деятельности в той области, которой они себя посвятили - прежде всего, в управлении) и неэлиту, т.е. всех остальных. В свою очередь, элита включает в себя два основных социальных типа: "львов" - тех, кто обладает способностью к насилию и не останавливается перед его применением, и "лис" - тех, кто способен манипулировать массами с помощью хитрости, демагогии и лицемерия. Процесс периодической смены их у власти образует своеобразную циркуляцию. Эта циркуляция носит естественный характер, потому что "львы" в большей степени приспособлены к поддержанию статус-кво при постоянных условиях, в то время как "лисы" адаптируемы, инновативны и легче заменяемы. Когда тот или иной тип задерживается у власти слишком долго, он начинает деградировать, если не уступит другому типу, или же не будет рекрутировать в свои ряды тех представителей низших слоев (неэлиты), которые обладают необходимыми способностями (тоже своеобразная "циркуляция", но уже персонального состава данного типа элиты). Эта деградация и создает революционную ситуацию, весь смысл которой, по сути, сводится к обновлению либо типа, либо персонального состава элиты. Другими словами, революция происходит тогда, когда не обеспечивается своевременная циркуляция элиты. Следовательно, одна из основных социальных функций революции заключается в прочищении каналов социальной мобильности. Если не происходит своевременной циркуляции элиты - мирным ли путем, с помощью ли насилия, - общество может просто погибнуть или, по меньшей мере утратить, национальную независимость.

Теории модернизации. Само понятие " модернизация" - это, по выражению А. Ковалева, "нечеткий собирательный термин, который за рубежом относят к разнородным социальным и историческим процессам, как исторически сопровождающими индустриализацию в странах развитого капитализма, так и в сопутствующих ей ныне странах " третьего мира" после крушения колониальной системы". Отсюда некоторые производные термины, используемые в социологических текстах: "пре-модернистский", т.е. относящийся к тому, что имеет место в доиндустриальный период развития, в традиционном обществе; "постмодернистский" - характерный для обществ, переросших рамки индустриализации, в ступивших в постиндустриальный период развития.

Следует отметить, что теория модернизации в американской социологии была господствующей аналитической парадигмой для объяснения глобальных процессов, посредством которых традиционные общества достигали современного состояния. (1) Политическая модернизация включает в себя развитие ряда ключевых институтов - политических партий, парламентов, права участия в выборах и тайного голосования, которые поддерживали участие в выработке решений. (2) Культурная модернизация, как правило, порождала секуляризацию и усиление приверженности националистским идеологиям. (3) Экономическую модернизацию при рассмотрении ее отдельно от индустриализации (что возможно только в чистой абстракции), связывают с глубокими социальными изменениями - возрастающим разделением труда, использованием технических приемов менеджмента, усовершенствованием технологии и ростом коммерческих средств обслуживания. (4) Социальная модернизация включает растущую грамотность, урбанизацию и упадок традиционной авторитарности. Эти изменения рассматриваются с точки зрения возрастания социальной и структурной дифференциации

В рамках этих теорий акцент делается на концепции, рассматривающей революцию как кризис, возникающий в процессе политической и культурной модернизации общества. Речь идет о том, что наиболее благоприятная почва для революции создается в тех обществах, которые вступили на путь модернизации, но осуществляют ее неравномерно в различных сферах своей жизнедеятельности. В результате появляется разрыв между растущим уровнем политического образования и информированности достаточно широких слоев общества с одной стороны и отстающими от них уровнями экономических преобразований, а также развития политических институтов и их демократизации - с другой. Это и формирует условия для революционного взрыва.

Существуют также концепции, носящие в значительной степени социально-психологический, нежели чисто социологический оттенок. Среди них, на наш взгляд, особого внимания заслуживает так называемая теория относительных деприваций (сам термин "депривация", обозначающий состояние, возникающее вследствие ощущения лишений, обделенности чем-то важным, прежде активнее использовали психологи, нежели социологи).

Эта теория была сформулирована американским социологом Тедом Гарром в его книге "Почему люди бунтуют" (Why Men Rebel) на основе обширного анализа исторических данных, а также многолетних (с 1957 по 1963 гг.) эмпирических исследований в более чем 100 странах мира. На основе опросов населения этих стран о том, как они оценивают свое прошлое, настоящее и будущее и соотносят его со своим идеалом хорошей жизни, Гарр выработал "меру относительных лишений". Когда эту меру сопоставили с масштабами гражданской напряженности в тех же странах в период между 1961 и 1965 гг., была обнаружена довольно сильная связь, подтверждающая гипотезу автора о том, что чем выше уровень относительных деприваций, тем шире масштабы внутреннего насилия в данном обществе и тем оно интенсивнее используется.

Суть меры относительных лишений состоит в разрыве между уровнем запросов (УЗ) людей и возможностями достижения (ВД) того, что они желают. Здесь могут сложиться самые разнообразные ситуации, но суть их сводится к нескольким позициям: (1) падение ВД при постоянстве УЗ; (2) возрастание УЗ при постоянстве ВД; (3) падение ВД при одновременном возрастании УЗ. Этот разрыв между УЗ и ВД вызывает в обществе состояние массовой фрустрации и создает чрезвычайно благоприятную почву для политического взрыва, ведущего к беспорядкам и насилию.

Таковы основные подходы социологов к объяснению факторов и механизмов социальной революции.

Важно определить различие между социальными изменениями и прогрессом. Термин "прогресс" выражает ценностное мнение. Прогресс означает изменение в желательном направлении. Но в чьих ценностях может быть измерено это стремление к движению в данном направлении?

Бурный рост городов, вторжение техники в природу, строительство атомных электростанций - так ли все это необходимо и желательно? Поэтому вместо оценочного термина "прогресс" социологи как правило пользуются нейтральным понятием "изменение".

Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом. Люди перемещаются с места на место, совместно обучаются, производят продукты, распределяют и потребляют их, участвуют в политической борьбе, культурных преобразованиях и многих других социальных процессах.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить процессы, имеющие общие черты, совокупность которых позволила социологам Р.Парку и Э.Берджесу создать классификацию основных социальных процессов: кооперации, конкуренции (соперничества) приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые проявляются только в группах: поддержание границ и систематические связи.

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: ко - вместе и операри - работать. В примитивных обществах кооперация обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологией создаются предприятия и организации для преднамеренной кооперации деятельности людей.

В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация прежде всего связана с желанием многих людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе.

Конкуренция - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она также может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Конкуренция - повсеместное общественное явление, она проявляется в отношениях по поводу власти, борьбе за рынки, соперничестве полов и т.д. Она может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих соперников. В этом случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров или соперников). Как личностная, так и безличная конкуренция осуществляется обычно в соответствии с определенными правилами, которые фокусируют внимание на достижении и опережении соперников, а не на их устранении. Как личностная, так и безличная конкуренция осуществляется обычно в соответствии с определенными правилами, которые фокусируют внимание на достижении и опережении соперников, а не на их устранении.

Конкуренция выполняет в обществе целый ряд функций. И прежде всего - она является одним из методов распределения недостаточного вознаграждения (т.е. такого, которого не хватает для всех).

Плюсом конкуренции можно считать и то, что она широко практикуется как средство, стимулирующее каждую личность к самым большим достижениям. Однако исследования последних лет показали, что это не всегда справедливо. Так, можно привести множество случаев, когда внутри организации возникают разные подгруппы, которые, конкурируя между собой, не могут положительно влиять на эффективность деятельности организации. Кроме того, конкуренция, не дающая шансов на продвижение какому - либо индивиду, часто приводит к отказу от борьбы и снижению его вклада в достижение общих целей.

Приспособление - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре; школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде. Иными словами, приспособление - это формирование нового типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В той или иной степени процессы приспособления протекают непрерывно, поскольку непрерывно меняются условия внешней среды. В зависимости от оценки индивидом происходящих изменений процессы приспособления могут быть краткими или длительными.

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость.

Всякое изменение ситуации в среде, окружающей индивида или группу, заставляет их либо подчиниться ему, либо вступить с ними в конфликт. Подчинение - обязательное условие приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм.

Компромисс - форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения.

Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Например, с возрастом наше восприятие культуры, изменений и нововведений меняется. Мы уже не можем принять молодежную культуру, однако можем и должны относиться к ней терпимо и путем такого приспособления мирно сосуществовать с нашими детьми и внуками.

Ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Например, прибывающие в США эмигранты из стран Европы и Азии, образуют национальные общины. В этих общинах они живут в основном в соответствии с образцами европейской культуры с небольшим заимствованием элементов культуры американской. Однако их дети начинают очень резко отвергать культуру родителей, вступая с ними в конфликт, и впитывают культуру своей новой родины. В третьем поколении американизация практически полностью завершается, и члены групп чувствуют себя "полноценными американцами". Таким образом, культура малой группы ассимилируется в культуре большой группы.

Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Тем самым устраняется сама причина конфликта - расхождения групп в базовых ценностях.

Амальгамизация - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Так, русская нация складывалась путем биологического смешивания многих культур или народов (поморов, варягов, западных славян, меря, мордвы, татар и др.). Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт могут образовать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться "чистотой крови". Например, в Центральной Америке или в некоторых частях Южной Америки для обладания высокими статусами необходимо испанское происхождение. Но как только процесс амальгамизации полностью заканчивается, границы между группами стираются и социальная структура больше не зависит от "чистоты крови".

Поддержание границ. Пограничные линии между социальными группами являются главным аспектом социальной жизни, и посвящаем много времени и энергии их установлению, поддержанию и модификации. Национальные государства определяют свои территориальные границы и устанавливают знаки, ограждения, которые доказывают их права на ограниченную территорию. Социальные группы без территориальных ограничений устанавливают социальные границы, которые отделяют их членов от всего остального общества. Для многих групп такими границами может служить язык, диалект или специальный жаргон. Униформа также способствует отделению членов группы от остальных групп: врачи отделяются от солдат или милиции своими белыми халатами.

Группы не только нуждаются в установлении определенных границ, но и должны убедить своих членов признать эти границы как важные и необходимые. Это можно сделать посредством пропаганды патриотизма либо этноцентризма (убежденности в изначальных преимуществах членов определенной национальной группы перед членами других групп).

Стремление к сохранению границ группы может также поддерживаться санкциями, применяемыми к тем, кто этих границ не соблюдает, и вознаграждением индивидов, стремящихся к их упрочению и сохранению. Вознаграждение может состоять в моральном поощрении, в предоставлении возможности занять определенную должность в группе, и т.д. Наказания, или негативные санкции, чаще всего состоят в отмене или лишении вознаграждений.

Создание и изменение границ между группами - это процесс, происходящий постоянно с большей или меньшей интенсивностью в ходе взаимодействия между группами.

Создание системы связей определяется как процесс, с помощью которого элементы по крайней мере двух социальных систем сочленяются таким образом, что в некотором отношении и в некоторых случаях они выглядят как единая система. Группы в современном обществе имеют систему внешних связей, состоящих, как правило, из множества элементов. Современная деревня связана с городом посредством обмена продукцией растениеводства и животноводства на энергию, сельскохозяйственную технику и т.д. Деревня и город обмениваются человеческими ресурсами, информацией, участвуют в общественной жизни. Любая организация должна быть связана с другими подразделениями общества - профсоюзами, политическими партиями, организациями, создающими информацию.

Очевидно, что каждая группа вынуждена решать проблему: стремиться поддержать свою независимость, целостность и самостоятельность либо сохранять и укреплять систему связей с другими группами.

Социальные изменения осуществляются различными деятелями, но один из них становится в современную эпоху наиболее важным – социальные движения.

Социальные движения - это массовое добровольное участие населения в решении общественно значимых проблем путем давления на власть. В них нет фиксированного членства участников, нет четкого распределения функций и специального аппарата чиновников. Разнородные по социальному составу и диффузные по географическому представительству, социальные движения отличаются довольно свободным внутренним режимом взаимодействия.

Как только движение регламентирует свои отношения с его участниками, сделает устойчивым свое единство, укрепит организационные начала и создаст идеологические и коммуникационные основы для систематической деятельности, начнет само претендовать на власть, - значит, оно партизировалось, оформляется как политическая организация, а в ней уже иные правила массового поведения. Примеры того мы видели в политической практике народных и национальных фронтов на территории бывшего СССР.

Принято считать, что социальные движения вбирают в себя людей, отвергнутых обществом, неудачников, либо тех, кто сам не приемлет данное общественное устройство. Это верно лишь частично. Западные экологические, антивоенные движения, движения протеста и альтернатив, гражданских инициатив убеждают в том, что большинство участников не покушаются на основополагающие устои жизни общества: государственный строй, частную собственность, свободу личности. Однако социальные связи участников с обществом ослабевают в силу конфликтов из-за конкретных проблем и неприятия тех или иных стандартов жизни.

Таким образом, в анализе массового поведения социальные движения представляют собой ценностно-ориентированную форму.

Итак, социальное движение - широкий социальный союз людей, объединенных стремлением осуществить или блокировать аспект социального изменения внутри общества. В отличие от политических партий или некоторых более организованных интересов либо групп давления, такие движения могут быть только неофициальными, хотя и иметь связи с политическими партиями, а также с более институционализированными группами, приводя к формированию политических партий.

Английским социологом Гидденсом идентифицированы четыре различных области действия в современных обществах социальных движений:

1) демократические движения, заинтересованные в установлении или сохранении политических прав;

2) рабочие движения по защите контроля за рабочими местами, по отстаиванию и преобразованию более общего распределения экономической власти;

3) экологические движения, направленные на ограничение разрушений окружающей среды и общества в результате преобразования естественного мира социальной действительности;

4) движения за мир, ратующие за отказ от распространяющегося влияния власти военных и агрессивных форм национализма.

В последние десятилетия появились женские движения и движения в защиту прав потребителей. Все они могут взаимодополнять друг друга, но также и состоять в конфликте, например, требование работы в конфликте с экологическими соображениями. Такие движения иногда порождают противоположные им по характеру, включая консервативные национальные движения и нацеленные на блокирование или отмену реформ в сфере нравственности.

Исследования социальных движений, политических партий и групп интересов в целом сосредоточились на социальных и психологических характеристиках тех, кого они привлекли в качестве участников, на отношениях между лидерами и ведомыми, на результатах такой деятельности. Ясно одно: социальные движения являются подвижными элементами в рамках политических и социальных систем, из которых возникают более формальные политические организации, способные приносить радикальные перемены.

Социальные движения длятся многие годы и даже десятилетия. Движение за отмену рабства негров (аболиционизм) в США началось в конце XVIII века, а закончилось в конце ХХ века. За это время менялись участники, промежуточные цели, тактика и методы борьбы. Некоторые движения, к примеру, за гражданские права и феминизм, имеют множество рабочих групп, разбросанных по разным городам и даже странам. Они координируются на международном уровне. Многие политические партии начинали свою историю как общественные движения.

В соответствии с целями, которые преследуются, социальные движения подразделяются на четыре типа:

1. Реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы.

Примером является движение "Демократическая Россия", сформировавшееся в конце 80-х годов; тогда оно находилось в оппозиции правящему коммунистическому режиму. В 1990 г. оно добилось избрания на пост президента России своего кандидата - Б. Ельцина

2. Регрессивные движения выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам.

Обычно такие движения организую те политические силы, которые раньше были у власти. До августа 1991 г. коммунисты находились у власти, а после "августовской революции", уйдя в оппозицию, организовали регрессивное движение за возвращение общества к социализму. Регрессивным можно назвать "Национальный фронт трудящихся", так как это движение борется за то, что уже когда-то существовало, пусть даже в извращенном виде, как полагают его сторонники. Но к регрессивным движениям нельзя отнести "Память", так как она отстаивает то, чего не было при социализме.

3. Утопические движения выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества.

Средневековые коммуны, движение зеленых, движение кришнаитов и другие относятся к утопическим. Английский предприниматель, а затем теоретик утопического социализма Р. Оуэн (1771-1858) основал опытные коммунистические колонии в США ("Новая Гармония") и Англии, лишенные частной собственности, классов и эксплуатации. Его начинания оказались неудачными, и вскоре данное утопическое движение прекратило свое существование.

4. Революционные движения подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов.

Такие цели требуют экстраординарных средств. Хотя не все революционные движения участвуют в акциях насилия, террористическая тактика (захват заложников, ограбление банков, убийство политических лидеров, взрывы в местах массового скопления народа) является визитной карточкой революционеров на Ближнем Востоке, в Ирландии, Западной Европе, латинской Америке.

Как уже отмечалось, социальные движения являются одной из форм массового поведения. Рассмотрим более подробно данное социальное явление.

Масса - это значительная по объему совокупность людей с отдельными сходными признаками, в том числе и статусными. Говорят: "трудящаяся масса", "студенческие массы", "масса народу". В социологии несколько различают понятие "масса" и "большинство". Более аморфной по общности ориентаций и предпочтений, действий представляется "масса".

В практике большевизма и сталинизма слово "масса" имело не столько социальный, сколько политический смысл. Оно употреблялось для характеристики отношений вождей, профессионалов и рядовых, простых сограждан, однопартийцев или сочувствующих общим линиям политического движения. При этом подчеркивались три важных момента: 1) зависимость от массы; 2) опора на массы; 3) обывательский и ненадежный настрой массы, нуждающейся в авангардной роли "тонкого слоя передовых рабочих" или профессионалов-партийцев.

Массовое поведение отличается от единичных и групповых поведенческих актов. Все это признают, но характер различий научно пока исследован слабо. А.Г. Тулеев и Л.Л. Шпак выделяют следующие признаки массового поведения:

1. оно обусловлено, в основном, уровнем обыденного сознания, в значительной мере подверженного манипулированию, идеологическим клише и стереотипами;

2. данное поведение нередко сопряжено с риском, строится на самоорганизации и зависит от конкретных ситуаций; индивидуально-личностная мотивация при этом модифицируется;

3. социальные связи становятся организующим началом массового поведения при условии относительной однородности масс - участников определенного действия; столкновение разнородных интересов и волевых усилий делает массовое поведение разнонаправленным, несинхронным, эмоционально несконцентрированным, слишком расплывчатым, а конкретное действие - растянутым во времени;

4. массовое поведение зависит от социального здоровья нации, народа и степени удовлетворения актуальных запросов властями.

Действия людей могут быть согласованными и несогласованными, организованными или стихийными, но чтобы считать их массовыми, необходимо учитывать некоторые общие содержательные моменты или общие внешние проявления.

Эти действия могут быть итогом общих настроений, убеждений, установок, общих ожиданий. Иногда поведение имеет генетическое родство - происходит от общих условий жизни или сходства в мотивационной основе. Иногда разное происхождение явлений массового поведения перестает мешать единению, так как люди сближаются на основе сходства условий существования, судеб и ситуаций.

Поведение людей может быть схожим в основных проявлениях и тогда, когда на улицах, площадях, в парках и других публичных открытых пространствах нет скопления большого числа заинтересованных лиц. Представим, что зафиксированные ранее как тревожные или нетерпимые обстоятельства жизни еще более усугубились или очередная скоропалительная акция властей подхлестывает возможное ухудшение ситуации. Не исключено, что огромное число людей, не сговариваясь, самостоятельно, без "происков экстремистов" проявит одинаковые защитные реакции, основанные на эмоциональном заряде, недоверии, горьком опыте и отчаянии.

Массовое поведение характеризуется следующими сущностными чертами: публичностью информационного обмена; эмоциональной насыщенностью; проповеднической направленностью; следованием прецедентам-аналогам; деперсонификацией.

Формы и способы выражения массовых установок зависят от множества факторов. Существенная роль отводится характеру социально-политического взаимодействия в обществе, способам властвования. При тоталитарном и авторитарном режимах правящая элита (центральная и региональная) предпочитает держать массы в постоянной мобилизационной готовности. Для "выхлопа" накапливающейся энергии время от времени организуются акции массовой поддержки правительственной "линии" или очередной инициативы окружения харизматического лидера.

В механизме массового поведения наибольшее значение имеют нормативные средства, показ образцов-аналогов, тренинг, директивность санкций. К формам массового поведения относятся:

1. Массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха.

Примерами массовой истерии являются средневековая "охота на ведьм", послевоенная "холодная война", процессы над "врагами народа" в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы "третьей мировой войны" в 60-70 годы, массовая нетерпимость к представителям иной национальности.

2. Слухи - совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам.

Распространение слухов - форма массового поведения. Слухи бывают ложными и истинными, они подтверждаются и не подтверждаются. Они возникают в ситуациях дефицита, недостатка информации или в тех случаях, когда аудитория радио, телевидения и печати не верит официальной информации. Совокупность людей, которые пассивно воспринимают слух либо активно его распространяют, составляют аудиторию воздействия слуха.

3. Паника - такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга. Паника случается в экстремальных условиях: кораблекрушение, пожар, землетрясение, наводнение или военное нашествие. В подобных ситуациях действуют силы, неподвластные человеку, поэтому обычные средства преодоления кризиса не достигают успеха. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же. Возникает цепная реакция панических действий.

4. Погром - коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности.

Погром часто принимает вид шовинистического выступления против какой-либо национальности или иной группы населения, сопровождающегося грабежами и убийствами. До революции в России было несколько еврейских погромов. В первые дни Октябрьской революции прокатилась волна "винных" погромов.

5. Бунт - собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.

Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо (угнетением, плохим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо (чаще всего руководством). Бунт может относиться к социальной организации (бунт на корабле) и к реальной группе (бунт крестьян).

Эмоциональное состояние (недовольство) переходит сначала в стихийное действие (негодование), а затем организованное (погромы, поджоги, разрушение тюрем, захват административных зданий).

При анализе массового поведения выделяют также формы организованного протеста. Если сопротивление - это пассивный способ выражения своего несогласия, то протест - активная форма защиты своих интересов от посягательства извне. Среди форм организованного протеста выделяются:

· открытый пассивный протест (невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу);

· скрытый пассивный протест (подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа с прохладцей);

· открытый активный протест (митинги, демонстрации, забастовки, стачки);

· скрытый активный протест и сопротивление (террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота).

Любые формы массового поведения Человека Улицы означают заметное скопление людей. В народе это называют "толпа", "орда", "ватага", "сборище". В социологической интерпретации толпа - это временное скопление людей в тесном физическом контакте с общими реакциями на ситуации.

К основным чертам охлократии (охлократия - власть толпы) относятся такие: немотивированная агрессивность, особенно к "чужим"; эмоциональная взвинченность; скоропалительность решений; импульсивность, спонтанность практических действий без просчета их последствий; политический и нравственный примитивизм сознания; отсутствие созидательного потенциала и установок на созидание; доверчивое отношение к слухам, посулам популистических лидеров и т.д.

Толпа отличается действенностью, но в извращенных, антигуманных, безответственных, негражданских формах. Мирная толпа вполне может превратиться в дикую, "рваную" силу, которая проявляет фактически рабскую психологию.

Социальная база охлократии - традиционные и нетрадиционные маргинальные слои и группы населения, криминально ориентированные группы, люмпенизированные представители спекулятивного бизнеса, люди примитивнейшей политической культуры. Опорой охлоса чаще всего служат маргиналы-нигилисты, утратившие прежний социальный статус и не успевшие или же не способные, да и не желающие приобрести новый устойчивый статус в изменившихся условиях существования. Неопределенность, размытость статусных признаков приводит человека к "прозрению": он начинает чувствовать свою отрешенность, даже обреченность, шаткость собственного положения начинает осознаваться как жизненный крах, а слабость социальных связей делает человека одиноким, незащищенным. Такое состояние личности, особенно в общих условиях социальной аномии (крушения привычной нормативно-ценностной системы общества) порождают безверие и страх у человека.

Б.Н. Чикин дает такие типы толпы:

1) окказиальный (авария собирает любопытных);

2) зрелищный (интерес к действу - представлению, состязанию);

3) экспрессивный (радость - протест при неординарном событии);

4) экстатический (рок-фанатизм, религиозный экстаз и т.п. с предсказуемым исходом);

5) действующий: а) агрессивный - насилие, избиение; б) панический - спасение; в) стяжательский - мародерство, грабежи; г) повстанческий.

Массовое поведение, дезорганизующее общество, чаще всего бывает неинституциональным. Оно проявляется как взрыв негодования, переполненность "чаши терпения". Это стихийное, неустойчивое. Неуправляемое, неструктурированное поведение. Повод для взрыва может быть ничтожным, а последствия - страшными.

Организованное массовое поведение может в своих крайних формах представлять не менее грозную и разрушительную силу, особенно при материализации стойких идеологических убеждений и опытном, стратегически продуманном руководстве.

Когда на улицы выходят миллионы людей с жесткими и четкими требованиями, к ним нередко присоединяются не только провокаторы, но и идейные сторонники любого экстремизма, ультрарадикалы, отвечать за действия которых организаторам почти невозможно. Предупреждение эксцессов во многом зависит от механизмов согласования интересов, диагностики общественных настроений и мнения.

В идеале общественное мнение должно быть правдивым, справедливым, гуманным, объективным, компетентным, свободным, публичным. Но на деле оно нередко бывает зыбким, неустойчивым (на слухах-молве) или примитивным, ангажированным, мифологизированным, поддающимся манипуляциям со стороны властей и средств массовой информации. Именно такое общественное мнение регулирует массовое поведение.

 

Лекция № 8. Социальные общности и социальные институты (2 ч.)

План:

1. Социальная общность, понятие и основные черты.

2. Разновидности социальных общностей.

3. Понятие «социальная группа». Факторы ее формирования.

4. Типология социальных групп.

5. Понятие организации. Социальные свойства и признаки организации.

6. Типология организаций.

7. Понятие «социальный институт».

8. Процесс институционализации и развитие институтов.

9. Институциональные функции и особенности социальных институтов.

10. Институт семьи.

Литература:

Гидденс А. Социология. - М.: Эдиториал, 1999. _Гл. 4, 9, 12.

Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. - Гл. 5, 19.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 1998. - Гл. I.§ 1.

Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов ыузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – Гл. 8.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М., 1996. – Гл. 6, 10.

Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник. - М.:. Интерпрас,1995.

В первой лекции мы определили с вами, что объектом социологии как науки является социальная общность. Эта точка зрения непосредственно принадлежит российскому социологу В.Ядову. Он считал, что социальная общность содержит в себе решающее качество самодвижения, развития социального целого. Она охватывает все возможные формы и состояния бытия человеческих индивидов в системе социальных взаимоотношений и взаимосвязей. Напомню, что под социальной общность мы понимаем такую взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов благодаря сходству условий бытия и деятельности людей, составляющих данную общность, их материальной, производственной и иной деятельности, близости их взглядов, верований, их субъективных представлений о целях и средствах деятельности.

Характерные черты социальной общности (по А.А. и К.А Радугиным):

  1. Эмпирически фиксируемая структура;
  2. Целостная структура;
  3. Длительность существования
  4. Субъектность общественной деятельности

Социальные общности отличаются многообразием видов и форм. Различаются территориальные, этнические, демографические общности. В социологической литературе принято деление социальных общностей на два больших класса: массовые и групповые общности.

Массовые общности характеризуются следующими признаками:

1. Нерасчлененность и аморфность структуры

2. Ситуативность существования;

3. Разнородность состава;

4. Вхождение в состав более крупных общностей (социальные, политические, общественные движения).

Более важной разновидностью социальной общности является социальная группа. Прежде чем переходить непосредственно к ее рассмотрению укажем, что в социологической литературе встречаются различные точки зрения на вопрос соотношения социологических понятий «социальная общность» и «социальная группа». Часто ученых склонна рассматривать социальную общность в качестве подвида социальной группы. Так, А.И.Кравченко указывает, что термин «социальная общность» в широком смысле выступает синонимом социальной группы вообще. В узком смысле социальной общность он называет только территориальные группы. А.А. И А.К. Радугины, напротив, считают социальную группу разновидностью социальной общности. Данной точки зрения будем придерживаться и мы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Марксистские концепции социальной революции | Понятие социальной группы. Факторы, влияющие на ее формирование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.