КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная типология личности
В результате разнообразных по своему содержанию процессов социализации формируются определенные типы личности. Социальный тип личности - продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно - степень его рациональности, К. Маркс - формационную и классовую принадлежность. Для Э. Фромма социальный тип личности как господствующий тип характера - это форма связи индивида и социума, "ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры". Значение социального характера, считает Э. Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный. В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентации. · Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у данного типа личности весьма низкая. · У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во что бы то ни стало. · Для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни. · Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем. · Гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий "здесь и сейчас", и эта погоня за "наслаждениями жизни" приобретает прежде всего форму удовлетворения потребительских желаний. В социологии принято выделять также модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности - тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например всесторонне и гармонично развитая личность у К. Маркса или новый Человек Э. Фромма. Базисный тип личности - тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности - это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них - на его реальное поведение. Исследования западных социологов показали, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию (ее называют "тем не менее кооперация"), а сфера семейной и личной жизни - эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии любой ценой. В то же время хорошо известен в социологии и обратный механизм - влияние личностных качеств на возникновение и развитие общественных (в том числе экономических) отношений определенного типа. М. Вебер в свое время убедительно показал, что именно изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентации и отношения к труду дали толчок к возникновению капитализма. Следовательно, комплекс определенных личностных качеств может ускорять общественное развитие в том или ином направлении, а может, наоборот, препятствовать ему или делать его вообще невозможным. Социологи и психологи выделяют ряд довольно устойчивых поведенческих стереотипов, личностных комплексов, сформированных социалистической системой. Это эффект "выученной беспомощности", "пролонгированный инфантилизм", двоемыслие и широкая практика двойных стандартов, "паразитическая новация". Психологическое ощущение собственного бессилия и беспомощности - закономерный результат такого устройства общественной системы, в которой отдельному человеку отведена роль пресловутого винтика. Социальные психологи установили, что в условиях тоталитарных или близких к ним режимов, в строго контролируемом и регламентируемом распорядке жизни рано или поздно вырабатывается эффект выученной беспомощности. Суть этого эффекта состоит в том, что человек, неоднократно убеждавшийся в неподконтрольности ситуации, в невозможности изменить своими действиями размеренный ход событий, вообще отказывается от поиска. Неотъемлемыми чертами характера становятся послушание и исполнительность. Личность чувствует себя более свободной в ситуации, когда решение не вырабатывается, не находится ею самою, а задается извне, навязывается авторитетом или властными структурами, а она является лишь исполнителем и проводником их воли. Опыт психотерапевтической работы у нас в стране показал, что часто ощущение бессилия характеризует на самом деле не столько личную и социальную ситуацию человека, сколько его восприятие этой ситуации. Большинство людей недооценивают те, пусть и небольшие, возможности изменения собственной жизни или ситуации вокруг них, которые у них реально имеются. Человек уже сам стремится избежать жизненных перемен, так как перемены связаны с неизвестностью, вынуждают брать ответственность на себя, требуют поиска.
Лекция 11. Методология и методика социологического исследования (4 ч.) План: 1. Понятие социологического исследования. Основные этапы социологического исследования. 2. Типология социологических исследований. 3. Основные требования к разработке программы социологического исследования. 4. Программа социологического исследования. 5. Формирование социологической выборки. Типы выборок. 6. Принципы социологических измерений. 7. Приемы сбора социологической информации. 8. Методы обработки социологической информации. Литература: 1. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. - М., 1995. 2. Давыдов А. Репрезентативность выборки //Социологические исследования. - 1990. - № 1. 3. Давыдов А. А. Объем выборки // СОЦИС. - 1990. - № 6. 4. Девятко И. Ф. Модели объяснений и логика социологического исследования. - М., 1996. 5. Как провести социологическое исследование / Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. - М., 1990. 6. Лагутина О. В., Толстова Ю. Н. Качественная и количественная информация в социологии // Социологические исследования. - 1992. - № 2. 7. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Книга 1,2.- М., 1990. 8. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в демоскопию. - М., 1993. 9. Ньюман Л. Анализ качественных данных // Социологические исследования. - 1998. - № 12. 10. Основы прикладной социологии /Под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова. - М., 1996. 11. Паниотто В. И. Качество социологической информации. – М, 1986. 12. Степанов А. С. Метод контент-анализа и принципы в исследовании актуальных проблем современного общества. - М., 1995. 13. Табарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии. – М.,1998. 14. Толстова Ю. Н. Модели и методы анализа социологического исследования: Учебное пособие. - М., 1996. 15. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. - М.,1998. 16. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. - Самара, 1995. Социологическое исследование - это инструмент изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью количественных и качественных методов. Необходимо различать методологию и методику социологического исследования. Методологией называют систему основных принципов любого научного исследования. Это собирательный термин, имеющий различные аспекты. В широком смысле слова научная методология является инструментом поиска наиболее общих подходов к изучению предмета. Социологическая методология определяет принципиальные основы разработки частных социологических теорий. В узком смысле слова в социологии термином "методология" обозначается совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки социологической информации. Метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных. Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика - совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура - последовательность всех операций, общая система действий и способов организации конкретного исследования, сбора и обработки социологический информации. При этом следует помнить, что социолог в своей работе использует многие приемы, заимствованные из других социальных наук и особенно экономики, истории, психологии, этнографии и др. Он должен владеть приемами статистического анализа, информационными технологиями, иметь представление о соответствующих разделах математики. Любое более или менее основательное социологическое исследование имеет четыре основных этапа: первый - подготовка исследования; второй - сбор первичной информации; третий - обработка информации; четвертый - анализ полученной информации, подведение итогов исследования, подготовка выводов и рекомендаций. Общая структура социологического исследования приведена на схеме 1.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |