Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект и предмет социологии




ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Бубнов Ю.М., Михальчук Н.Е., Ярощенко Н.В.

УДК 316

Курс лекций

СОЦИОЛОГИЯ

 

для студентов всех специальностей

дневной и заочной форм обучения

 

Могилёв 2007

 

 

Рассмотрен и рекомендован

к изданию на заседании кафедры

гуманитарных дисциплин

Протокол №____от ______2007 г.

 

Научно-методическим советом

Протокол №____от ______2007 г.

 

Авторы: д.с.н. Бубнов Ю.М.

ст. преп. Михальчук Н.Е.

ст. преп. Ярощенко Н.В.

 

 

Научный рецензент Лихачёв Н.Е., кандидат философских наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Могилёвского государственного университета им. А.А.Кулешова

 

 

Социология: Курс лекций. – Могилёв: УО «МГУП», 2007. – 88 с.

 

 

В соответствии с программой изучения курса социологии в техническом вузе представлен базовый категориальный аппарат социологической науки, его предмет и метод, наиболее важная, на наш взгляд, проблематика социальных аспектов жизнедеятельности современного общества. Курс лекций будет полезным студентам и преподавателям высших учебных заведений несоциологического профиля.

 

 

© УО «Могилёвский государственный университет продовольствия»

 

Введение    
Лекция 1. Социология как наука (Бубнов Ю.М.)  
Лекция 2. Технология социологического исследования (Михальчук Н.Е.)  
Лекция 3. Основные направления в социологии (Бубнов Ю.М.)  
Лекция 4. Социальная структура общества (Михальчук Н.Е.)  
Лекция 5. Личность и общество (Ярощенко Н.В.)  
Лекция 6. Социология девиантного поведения (Ярощенко Н.В.)  
Лекция 7. Социология конфликта (Михальчук Н.Е.)  
Лекция 8. Социология управления (Бубнов Ю.М.)  
Список использованных источников  

 

Предлагаемый курс лекций по социологии задумывался как учебное пособие для студентов – будущих специалистов и руководителей производства, призванное не только помочь им изучить соответствующую дисциплину и сдать зачёт по ней, но, в первую очередь, помочь им увидеть социальные факторы поведения людей и научиться применять социальные стимулы в работе с персоналом. Авторы ставили перед собой следующие задачи: помочь студентам приобрести научные знания об обществе, в котором они живут; научить их компетентно разбираться в тех проблемах, которые обусловлены социальными факторами, предвидеть социальные последствия своей деятельности, а также выработать навыки применения социологических методов при решении личных, общественных и производственных проблем.

В результате изучения курса социологии студенты должны знать:

- основные теоретические и методологические проблемы социологии;

- базовые категории и понятия социологии;

- наиболее авторитетных учёных, внесших существенный вклад в становление и развитие социологии;

- основы конкретных методов и процедур социологической работы.

- основные подсистемы общества;

- закономерности становления, функционирования и развития социальных общностей и социальных процессов;

- влияние социо-нормативной среды на жизнь человека;

- трансформационные процессы перехода от одного типа общества к другому;

- актуальные социальные проблемы в Беларуси, странах СНГ и в мире, в целом;

- возможности и ограничения конкретных методов и процедур социологических исследований;

В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести следующие навыки:

- выработки адекватных оценок социальных проблем, с которыми сталкивается современное белорусское общество;

- определения самостоятельной, аргументированной позиции при обсуждении и решении тех или иных социальных проблем;

- владения простейшими приёмами проведения социологических исследований;

- интерпретации результатов социологических опросов.

 

 


Лекция 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Объект и предмет социологии.

2. Структура социологии.

3. Функции социологии как науки.

4. Институционализация социологии.

 

Объект социологии – общество. Такое определение объекта социологии ясно из самого названия этой науки. Термин «социология» происходит от латинского «societas» (общее, общество) и греческого «logos» (слово, знание, учение, наука). Следовательно, в буквальном переводе слово «социология» означает «учение об обществе». Однако общество является объектом изучения и многих других наук, таких как, например, политология, экономика, этика. Каждая из этих наук рассматривает в общем объекте – обществе – свой специфический предмет.

На что же направлен интерес социологии? Иными словами, каков предмет социологии? Социологию интересуют социальные общности различного масштаба (нации, классы, слои, группы) и их влияние на индивида.

Одно из самых удачных определений предмета социологии дал российский учёный В.А.Ядов. По его мнению, «социология есть наука о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи между этими общностями, между общностями и личностями» [1].

Будучи наукой о социальных общностях, социология исследует:

- массовые социальные процессы и массовое поведение людей;

- состояние, направленность и формы социального взаимодействия людей;

- совокупную жизнедеятельность людей, образующих социальные общности;

- сходство или противоборство социальных интересов.

В предмет социологии входят только существенные, значимые, устойчивые социальные связи. Такие связи и отношения, которые оформляются в социальные нормы.

Важный вклад в дело определения предметного поля социологии, а, следовательно, и формирование новой науки внёс один из её основоположников Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.). Он разделял всю совокупность факторов, воздействующих на человека, на три рода. Мир природных фактов (их источником выступает природа) составляют физические и биологические явления. Мир психических фактов (эмоции, переживания, страсти и желания) порождён психической активностью человека. И, наконец, мир социальных фактов, обусловленный обществом. Ясно, что природные факты интересуют естественные науки. Психологи исследуют психические факты. А социальные факты составляют предмет интереса социологии. Социальная реальность имеет своим субстратом (носителем) не природу, как органическая и физическая реальность, и не индивида, как психическая реальность, а общество, которое формирует свою собственную – социальную - среду обитания человека.

Итак, предметом социологии выступает социальная реальность, состоящая из социальных фактов. Что же в таком случае есть социальные факты? Ответ на этот вопрос мы находим у Эмиля Дюркгейма: «Это категория фактов, отличающихся весьма специфическими свойствами; ее составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются». [2]

Социальный факт является базовой категорией социологии, определяющей первичный элемент её предметного поля. Э.Дюркгейм трактовал социальные факты, во-первых, как материальный субстрат общества (например, плотность населения), и, во-вторых, как конкретные проявления массового сознания, коллективные представления. Они имеют надындивидуальный, социокультурный статус, хотя и существуют только в сознании индивидов.

В современной социологии социальными фактами считают факты массового поведения и сознания, продукты социальной деятельности. Статусом социальных фактов обладают также характеристики социологической процедуры: к ним относятся категории, связанные с проведением эмпирических социологических исследований, такие как выборка, программа исследования, определением уровня достоверности исследования (репрезентативность и т.д.).

На поверку социальные факты оказываются стандартами мышления (например, логические и языковые нормы), общественно принятые способы проявления эмоций, а также ритуалы и нормы поведения. Это и стиль одежды, и правила приличия, лексика речи в различной социальной среде и социальные роли учащегося или учителя, отца или сына, дочери или матери, начальника или подчиненного и т.д.

Социальные факты объективны в том смысле, что, будучи созданными предшествующими поколениями, они существуют до конкретного индивида и поэтому воспринимаются как им как внешняя данность, которая воздействует на него независимо от его желания. Всякий отдельный человек, появляясь на свет, застаёт уже готовый набор социальных норм. Усвоение и присвоение их в качестве индивидуальных ценностей и мотивов деятельности составляет суть процесса социализации (воспитания) каждого нового поколения.

Социальная реальность воздействует на человека с той же неотвратимостью и обязательностью, как и природная реальность, с той лишь разницей, что её влияние на индивида очень редко фиксируется и осознаётся им. Подобно тому, как рыба ничего не знает о воде, пока не окажется на берегу, человек зачастую не догадывается о своей зависимости от общества. Социальная среда, в которой обитает человек, влияет на него опосредованно, через его индивидуальное сознание. Чаще всего индивид не в состоянии разглядеть за своими личными, казалось бы, чисто волюнтаристскими желаниями более или менее настоятельные требования общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.