Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация личности. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях

Лекция 17

 

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта и преобразования этого опыта в индивидуальные ценности.

Термин «социализация» предполагает, что человек изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Стадия первичной социализации — охватывает промежуток времени от рождения человека до начала подросткового периода, характеризуется некритическим усвоением социального опыта: ребенок адаптируется, приспосабливается, подражает.

2. Стадия индивидуализации — соответствует подростковому и юношескому возрасту. В подростковом возрасте, когда мировоззрение и характер человека еще неустойчивы, характеризуется как стадия промежуточной социализации. В юношеском возрасте (18—25 лет), когда вырабатываются устойчивые свойства личности, характеризуется как стадия устойчиво концептуальной социализации: у молодых людей возникает желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения

3. Стадия интеграции — характеризуется желанием индивида найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

  • индивид сохраняет свою непохожесть, вступает в агрессивное взаимодействие с окружающими людьми, обществом;
  • индивид стремится изменить себя, стать таким, как все;
  • конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия — охватывает весь период зрелости, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду посредством трудовой деятельности.

5. Послетрудовая стадия — соответствует пожилому возрасту, когда человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Орвиль Г. Брим утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые в отличие от детей могут оценивать нормы.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».

4. Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома и т. д.

5. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.

Основные теории социализации:

Теория «зеркального Я» Чарлза Купи

Согласно Чарлзу Кули (1864—1929), развитие личности начинается с некоторой инстинктивной установки, присущей каждому индивиду с момента рождения: «чувства моего». В ходе социализации «чувство моего» развивается и дифференцируется, разделяясь на множество различных самоощущений. Итогом социализации является формирование представлений, трансформирующих самоощущения индивида в «социальные чувства» (любовь, сочувствие и т. д.), которые можно считать основой социальной организации.

Формирование человеческого Я Кули связывал с суммированием тех впечатлений, которые, по мнению индивида, он производит на окружающих. Согласно теории «зеркального Я», представление человека о самом себе включает представление о том, как человек выглядит в глазах «другого», о том, как «другой» оценивает этот образ, и вытекающее отсюда самоощущение, например гордость или унижение.

Эпигенетическая теория развития личности Эриксона

Эрик Эриксон (1902—1994) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты психосексуального развития. Оно рассматривается как процесс, интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный и неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Если потребности ребенка удовлетворяются, у него развивается чувство доверия к окружающему его миру, если нет, то, наоборот, недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности.

Третий кризис соответствует второму детству, характеризуется конфликтом между предприимчивостью и неадекватностью ребенка.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте, когда ребенок готовится к выполнению будущих задач и обретает собственный статус среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки в поисках идентификации. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, который он должен сделать.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском любимого человека, партнера для совместного совершения цикла «работа — рождение детей — отдых».

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, выражающегося в «интересе к следующему поколению и его воспитанию».

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а выход из кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Теория социализации Парсонса

Согласно Толкотту Парсонсу (1902—1979), индивид «вбирает» в себя общественные ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым Нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры. Социализация происходит благодаря действию психологических механизмов познания и усвоения ценностей. Механизм этот, как полагает Парсонс, работает на основе сформулированного Фрейдом принципа удовольствия — страдания, приводимого в действие с помощью вознаграждения, и наказания и включает в себя также процессы торможения изамещения.

Согласно Парсонсу, социализация индивида осуществляется с помощью трех основных механизмов:

— познавательных механизмов (подражание, или имитация, и психическая идентификация, которые опираются на чувства уважения и любви);

— защитных психических механизмов, с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты;

— механизмов приспособления, которые тесно связаны с защитными механизмами и согласно сублимируют те конфликты, которые связаны с внешними объектами.

Личность, согласно Парсонсу, благодаря учению всегда находится в состоянии изменений, однако ее уравновешенное состояние сохраняется в силу работы механизмов адаптации и защиты, которые контролируют эти изменения.

Теория нравственного развития Колберга

Теория Лоуренса Колберга (1927—1987) предполагает существование универсальных этапов нравственного становления. Исследуя человеческие реакции на ряд моральных дилемм, Колберг установил, что существенным для нравственного развития является не столько решение дилеммы, сколько ход рассуждений, предшествовавших этому решению.

Согласно Колбергу, существует два главных фактора, влияющих на переход от одного этапа развития к другому:

1. неравновесное состояние: ребенок сталкивается с моральной проблемой и замечает недостатки в своем подходе к ней; а этом ему часто помогает мнение взрослых, особенно родителей.

2. расширение перспективы: взрослея, дети приобретают способность рассматривать проблемы с точки зрения других людей.

Колберг выделяет следующие уровни нравственного развития:

· доконвенционный уровень: дети безоговорочно принимают авторитет и моральный кодекс взрослых людей.

· конвенционный уровень: дети считают, что общественные правила и ожидания других людей определяют приемлемое или неприемлемое поведение. Общественная система, основанная на принципах взаимной общности и социального порядка, считается наиболее желательной и, следовательно, определяет наши суждения о «правильном» и «неправильном».

· постконвенционный уровень: понятия о правильном и неправильном основаны на личном понимании универсальных этических принципов; они часто бывают абстрактными и неопределенными, но включают в себя сохранение жизни любой ценой и важность человеческого достоинства.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И циклического развития общества и культуры | Лекция 18. Социология девиантного поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.