Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок разработки, изменения и обновления стандартов




Работа по разработке стандартов осуществляется по определенной схеме, которая включает в себя определенные этапы. Правила разработки представлены в ГОСТ Р 1.2–2004. Стандартизация в РФ. Правила разработки. Утверждения. Обновления и отмены.

Вначале осуществляется сбор заявок на разработку стандартов. Заявителями могут быть государственные органы, организации, предприятия, фирмы. В заявке обосновывается необходимость разработки нормативного документа в данной области деятельности общества. На основании заявок национальный орган по стандартизации формирует программу разработки национальных стандартов. Дальнейшая работа включает следующие этапы:

· Составление технического задания. Здесь устанавливаются сроки выполнения каждой стадии, содержание и структура будущего стандарта, составляется список заинтересованных сторон (в качестве таковых могут выступать и государственные органы, и фирмы, и предприятия, занимающиеся производством данной продукции или оказанием услуг, на которые разрабатывается стандарт).

· Разработка проекта. Проект в первой редакции рассматривается на специальном заседании национального органа по стандартизации, рассылается на отзыв заказчикам и заинтересованным организациям, затем анализируются отзывы, с учетом полученных замечаний проект дорабатывается и составляется окончательная редакция проекта, которая, в свою очередь, публично обсуждается.

· Принятие стандарта. Технический комитет по стандартизации организует проведение экспертизы данного проекта и направляет мотивированное предложение по принятию или отклонению проекта в национальный орган по стандартизации, который принимает решение.Затем стандарт регистрируется, информация о нем публикуется в ежемесячном Информационном указателе. Данные процедуры регламентируются ГОСТ Р 1.2–2004. Стандартизация в российской Федерации. Правила разработки. Утверждения. Обновления и отмены.

Применение стандартов заключается в использовании нормативных документов в различных видах деятельности. Рекомендуется два основных способа применения нормативных документов:

– непосредственное использование в соответствующей области (производстве, испытаниях, сертификации и т. д.);

– введение его в другой нормативный документ.

Последнее предполагает включение полного текста или части данного нормативного документа в другой нормативный документ. Например, международное правило (норма) вводится в национальный стандарт, который может применяться непосредственно на предприятии, либо правила (нормы), содержащиеся в этом национальном стандарте, включаются в стандарт предприятия.

Помимо применения стандартов в ходе развития общества возникает необходимость в их пересмотре или отмене. Технические комитеты, как правило, ведут обратную связь с предприятиями, предпринимателями, научно-техническими и другими общественными объединениями, которые, в свою очередь, вносят предложения по обновлению стандартов. С учетом поступающих предложений технические комитеты разрабатывают проекты изменений к стандарту или предложения по отмене стандарта.

Изменения в стандарты вносятся в том случае, если вводятся более новые прогрессивные технологии и требования к продукции, работам и услугам. Проекты изменения к стандарту направляются для принятия в национальный орган по стандартизации. Каждому изменению присваивается порядковый номер и устанавливается дата введения изменения в действие. Информация об изменениях и текст изменений публикуются в информационном указателе.

Обновление стандарта предусмотрено в случае, если все более новые прогрессивные требования к продукции и услугам приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту, или когда происходит изменение основных показателей качества продукции. При этом происходит отмена действующего стандарта, а в новом указывается, взамен какого стандарта он разработан, и ему присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия.

Отмена стандарта предусмотрена в следующих случаях:

– в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ, оказания услуг, осуществлявшихся по данному стандарту;

– при разработке взамен данного стандарта другого нормативного документа;

– в других обоснованных случаях.

Национальный орган по стандартизации публикует информацию об отмене стандарта.

Данный порядок разработки, изменения и обновления стандартов действует на всей территории Российской Федерации.

2.3. Государственный контроль
и надзор за соблюдением стандартов

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований стандартов в Российской Федерации осуществляется:

– федеральными органами исполнительной власти;

– органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля.

Нормативной базой для проведения проверок является федеральный закон от 08.08.2001 № 134–ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора», а также постановление Правительства РФ от 16.05.2003 № 28 «Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации».

Объектами государственного надзора являются продукция, услуги населению, работы. Надзор может осуществляться на стадиях разработки, изготовления, реализации, эксплуатации, хранения, транспортировки продукции, а также при выполнении работ и оказании услуг.

Основная цель проведения надзора – выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области стандартизации, подтверждение качества и безопасности продукции, работ и услуг. Другими словами, основная цель надзора – это обеспечение безопасности продукции, работ и услуг, а также выявление фальсифицированной продукции.

Контроль и надзор осуществляют государственные инспектора по надзору за государственными стандартами. Государственные инспектора имеют право:

– доступа в служебные и производственные помещения;

– получения необходимой для проведения проверки документации;

– использования технических средств и привлечения специалистов проверяемого предприятия.

В ходе проведения надзора применяются различные методы – измерительный контроль, технический осмотр и другие методы, обеспечивающие достоверность и объективность результатов надзора.

Руководители предприятий обязаны обеспечить для проверки:

– свободный доступ в служебные и производственные помещения;

– отбор проб и образцов продукции для контроля;

– документы и сведения, необходимые для проведения надзора.

Результаты проверок оформляются в соответствующем документе – акте проверки. Содержание данного документа доводится до сведения руководителя проверенного предприятия. При необходимости материалы проверки могут быть направлены соответствующим органам исполнительной власти или общественным организациям. По результатам проверок органы государственного контроля и надзора вправе:

– выдавать предписания об устранении нарушений в установленный срок;

– принимать решения о полном или частичном приостановлении производства продукции, если невозможно устранить нарушения;

– приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата о соответствии;

– привлекать изготовителя к ответственности, предусмотренной законодательством РФ[8].

Плановые мероприятия по контролю и надзору проводятся один раз в два года. Внеплановые мероприятия могут проводиться чаще – при получении информации об имеющихся нарушениях.

При выявлении нарушений в ходе проведения надзора в Российской Федерации предусмотрена ответственность изготовителя, исполнителя или продавца. Ответственность устанавливается Гражданским кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уголовным кодексом РФ, ФЗ «О техническом регулировании» и другими законодательными актами[9].

Гражданско-правовая ответственность выражается в применении судом к правонарушителю в интересах потерпевшего таких мер, как возмещение вреда, убытков; уплата неустойки, пени, штрафов.

Одно из оснований ответственности – это недостаток товара производственного, конструктивного, рецептурного или иного характера или недостоверной или недостаточной информации о товаре, работе или услуге. Ещё одно основание – это вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, если вред находится в причинной связи с недостатками товара, работы, услуги.

Право требовать возмещения вреда признается за любым потребителем (не только покупателем). Например, при возгорании телевизора возмещение вреда может требовать не только покупатель, но и соседи, родственники и так далее, т. е. лица, которым причинен ущерб.

Также стоит отметить, что возмещение вреда предусмотрено, только если он причинен в течение установленного срока службы, срока годности товара.

Административная ответственность регулирует отношения в области охраны здоровья и безопасности граждан, окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты государственной, общественной безопасности. Мера ответственности – административное наказание, установленное конкретной статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях. В частности, наложение штрафов (от 5 до 500 минимальных размеров оплаты труда), конфискация предметов административного правонарушения.

Уголовная ответственность установлена ст. 238 Уголовного кодекса РФ за следующие нарушения:

1. Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей (штраф до трехсот тысяч рублей либо ограничение свободы до двух лет).

2. Те же деяния, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;

в) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека (штраф от ста тысяч до пятисот тысяч рублей либо ограничение свободы до трех лет).

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц (лишение свободы от четырех до десяти лет)[10].

По статистическим сведениям, в соответствии с планом, а также с учетом обращений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, органов исполнительной власти, в 2006 г. межрегиональными территориальными управлениями проведено 12 335 проверок в 11 065 субъектах хозяйственной деятельности. В результате контрольно-надзорных мероприятий на 69 % предприятий выявлены нарушения обязательных требований. Анализ выявленных нарушений при проведении надзора показывает, что в основном несоблюдения обязательных требований установлены по следующим показателям:

– несоответствие требованиям к безопасности;

– несоответствие маркировки продукции;

– нарушение правил сертификации;

– нарушение требований к документации;

– несоответствие физико-химических показателей;

– несоответствие органолептических показателей[11].

Из приведенных данных очевидна большая роль государственного контроля за соблюдением обязательных требований стандартов с целью обеспечения безопасности и качества продукции, работ и услуг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 4862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.