КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и социальное значение услуг
Тема 3. Стандартизация услуг Прочитав и обдумав эту тему, вы сможете: · понять социальное значение сферы услуг; · выделить нормативные документы в области стандартизации услуг; · изучить систему кодирования, принятую в российских классификаторах; · рассказать об особенностях стандартизации в сфере услуг. Прежде чем оценить социальное значение услуг в современном обществе, рассмотрим само понятие «услуга». Толковые словари русского языка дают различные толкования понятия «услуги» и взаимосвязанных терминов. Например: · словарь Даля: «оказать услугу – это услужить, угодить, быть полезным, сделать нужное, угодное дело»; · словарь Ожегова: «услуга – это действие, приносящее пользу или помощь другому»; · Большая советская энциклопедия: «услуга – это определенная целесообразная деятельность, существующая в форме полезного эффективного труда». В ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» услугу определяют как предпринимательскую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей других лиц. Как видно из определений, услугу обычно связывают с положительным результатом – быть полезным, сделать угодное дело, действие, приносящее пользу, и т. д., хотя результат может быть и отрицательный. Результат услуги оценивается потребителем, соответственно будет присутствовать некая субъективность в оценке результата. Исполнитель может проделать свою работу сполна и получить свой результат, но потребитель может оценить его отрицательно и не принять работу. Например, в ателье сшили костюм из материала потребителя, но костюм ему не понравился и, расторгнув договор, он оставил сшитый костюм в ателье. Услуга не состоялась. Поэтому в определении услуги на первом месте должен стоять результат. Согласно международному стандарту ИСО услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственная деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя (см. рис. 1).
Рис. 1. Элементы услуги Как видно из рисунка, потребителем может быть как человек (посетитель ресторана, отдыхающий санатория и т. д.), так и предприятие. У потребителя возникает потребность, соответственно характеру потребности именуют и услуги. Нематериальные услуги – эстетические, интеллектуальные, оздоровительные и т. д. Материальные – это имущественные в виде вещей, недвижимости и т. д. Исполнителем услуги по закону РФ «О защите прав потребителей» может быть как индивидуальный предприниматель, так и организация. Исполнитель осуществляет собственную деятельность, как-то процесс обслуживания, оказание услуг маркетинга, подготовки персонала, ремонта и т. д. Данная деятельность исполнителя направлена на потребности потребителя либо через непосредственное общение, либо опосредованно, через технические средства (продажа билетов через Интернет, бронирование по телефону и т. д.). Результат услуги – измененное состояние объекта услуги или удовлетворенные потребности. Например, результат услуги по ремонту квартир – улучшение собственности потребителя, услуги здравоохранения – улучшенное здоровье, услуги рекламы – информация и т. д. Теперь остановимся на значении сферы услуг. Десятилетие 1990–2000 гг. было провозглашено ЮНЕСКО десятилетием услуг, 1996 г. был объявлен годом услуг, что свидетельствует о возрастающей роли услуг в жизни человека. Мир полон разнообразных услуг. Расцвет сферы услуг наблюдается и в России. Раньше потребитель искал продукцию, теперь продукция ищет потребителя в обильном информационном, интерьерном и эстетическом обрамлении услуг. Перепроизводство продукции очевидно. Конкурентная борьба переместилась и в сферу услуг. Дефицит времени потребителя породил услуги, экономящие время, интенсивные технологии и коммуникации, скоростной транспорт, быстрые услуги общественного питания. Активным становится отдых и досуг. На первый план выходят услуги информации, культуры, развлечений и туризма. На фоне традиционных услуг населению – бытовых, связи, транспорта, жилищно-коммунальных, культуры, туризма, банков, торговли, общественного питания – появляются новые виды услуг: – аудиторские (страховая, финансовая и налоговая оценка и контроль); – трастовые (доверение собственности); – финансовые (кредитование, брокерские, залоговые и др.). Как видно, сфера услуг сегодня занимает весьма значительное место в жизни общества. Как свидетельствуют специалисты: – «в промышленно развитых странах на сферу услуг приходится более двух третей валового внутреннего продукта и занятости населения; – по прогнозу специалистов, объем торговли услугами, как на международном, так и на внутреннем рынке страны, превысит соответствующий объем торговли товарами; – доля работающего населения страны, занятого в сфере услуг, превышает 30 % и имеет тенденцию к дальнейшему росту»[14]. С развитием сферы услуг возникает необходимость развития качества предоставляемых услуг, а соответственно возрастает потребность развития деятельности по стандартизации в сфере услуг. Об этом речь пойдет в следующих параграфах.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 8236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |