Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплексной программы реабилитации семьи

III этап. Разработка и реализация индивидуальной

Анкетирование

После выхода специалистов в семью и наметившегося сближения со всеми ее членами можно использовать анкетный опрос как метод более подробного и глубинного изучения семьи.

Анкета должна быть нацелена на получение дополнительных данных об особенностях и условиях жизни в семье, способах воспитания детей в семье, характере взаимоотношений родителей с детьми, супружеских взаимоотношениях, отношение взрослых и детей к престарелым и недееспособным членам семьи. При этом уже сложившееся впечатление о семье помогает оценить справедливость и достоверность полученных ответов. Совершенно нецелесообразно проводить анкетирование, не зная семьи, в самом начале работы с ней.

Кроме вышеперечисленных форм диагностики семейного неблагополучия, могут быть использованы и другие формы диагностирования: тесты, опросники, мини – консилиумы, анализ школьной документации (дневника школьника, классных журналов, ученических тетрадей), анализ работ детского творчества и др.

В процессе социальной диагностики семьи выявляются различные проблемы, которые требуют пристального внимания со стороны государства и помощи специалистов. Среди них могут быть:

- нарушение в системе детско – родительских отношений;

- игнорирование родителями прав и потребностей детей;

- пренебрежение родителями своими родительскими обязанностями;

- малообеспеченность семьи;

- жестокое обращение с детьми, престарелыми гражданами;

- семейное насилие, эксплуатация и др.

Реабилитация семьи предполагает следующие формы работы: индивидуальные (методы - консультирование, патронаж), групповые (методы - тренинг, группы взаимоподдержки, разработка целевых программ для отдельных категорий семей), общинные (методы - социальные акции, социальное творчество, массовые праздники и т.д.).

В основе любой технологии, в том числе и технологии социальной реабилитации семьи, лежит целесообразное сочетание определённых форм и методов работы. В широком смысле метод – от греческого «methodos», что обозначает путь, способ движения к истине.

В технологии социальной реабилитации семьи метод – это специфический вид вмешательства, поддержки семьи (каждого её члена), осуществляемый разными способами на различных этапах социальной помощи семье. Эффективность использования тех или иных методов на определённом этапе социальной работы с семьёй, зависит от проблем семьи, от стадии их разрешения, индивидуальных особенностей её членов, уровня их социальной адаптации и многих других параметров.

Технология реабилитации семьи предполагает применение различных методов и приёмов в индивидуальных, групповых и общинных формах взаимодействия с семьёй. Наиболее действенными методами воздействия на семью являются: женские и мужские группы психологической поддержки, клубы выходного дня, кружки по интересам, семейные встречи, когнитивно – поведенческие тренинги, метод видеокоррекции, методы вербальной и групповой дискуссии, метод совместных действий, метод игры и др.

Методы, используемые при индивидуальном взаимодействии, направлены на восстановление психо – эмоционального состояния и социализацию личности, коррекцию его отклонений от социальной нормы. Это индивидуальные коррекционные занятия, анкетирование, беседа, консультирование и др.

Каждая социальная проблема, выявленная в семье, требует применения определённых видов социальной помощи и направлений работы специалистов с данной семьёй.

 

Если причиной неблагополучия семьи является семейная дезадаптация:

§ низкий уровень педагогической компетентности взрослых;

§ личные психологические особенности членов семьи;

§ недостаток внимания к ребёнку со стороны взрослых;

§ различия в жизненных установках и статусе членов семьи (жена – высшее образование, муж – начальное и наоборот; дети, получающие образование не понимают отношение к жизни необразованных родителей и т.д.);

§ разногласия на национальной или религиозной почве;

§ неумение конструктивно разрешать конфликты и т.д.,

то в программу индивидуальной реабилитации семьи должны быть включены мероприятия, направленные на:

- мотивацию на обращение в психологическую службу, где членов семьи проконсультируют по вопросам конфликтологии, научат выходить из конфликтных ситуаций, помогут сдерживать и преодолевать отрицательные эмоции, проведут тренинговые занятия, на которых проиграют возможные модели конфликтов, что поможет легче справиться с трудностями в реальной жизни, предложат посетить сенсорные занятия, расслабляющие и снимающие психологическую нагрузку, напряжённость;

- повышение педагогической компетентности родителей в ходе индивидуальных педагогических бесед, лекций педагогической тематики, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, совместных встреч с администрациями образовательных учреждений, учителями, воспитателями по проблемам воспитания детей и семейных взаимоотношений;

- предотвращение проблем в детско – родительских отношениях, которые возникают в результате неправильного подхода взрослых к вопросам воспитания детей. К наиболее типичным ошибкам в семейном воспитании относятся: отсутствие единых требований в воспитании ребёнка со стороны взрослых членов семьи, безразличие к интересам и потребностям ребёнка, чрезмерная строгость, перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения, ссоры в семье, отсутствие педагогического такта во взаимоотношений с ребёнком, применение физических наказаний и др.

Перспективной формой работы по предотвращению проблем в детско – родительских отношениях являются семейные клубы, где детям и взрослым предложат принять совместное участие в выставках, спортивных мероприятиях, семейных праздниках, где родители пополнят свои знания о воспитании детей, где произойдет сближение родителей с детьми. Такие мероприятия содействуют укреплению семьи, её сплочению.

При выявлении такой ключевой проблемой семьи, как алкогольная, наркотическая или токсическая зависимость членов семьи, в программу индивидуальной реабилитации семьи должны быть прежде всего включены мероприятия, направленные на снятие синдрома зависимости, оказание психологической поддержки созависимым членам семьи.

Специалистам, участвующим в реабилитационном процессе, желательно убедить клиента пройти курс медицинской и психологической реабилитации, который может помочь ему отказаться от прежних жизненных установок, от старых друзей, вернуться к здоровому образу жизни.

Если клиент согласен на лечение, необходимо оказать ему содействие в устройстве в наркологический диспансер, а после прохождения стационарного лечения совместно с участковым инспектором милиции, ПДН, участковым врачом – терапевтом (педиатром), психологом и другими специалистами оказать помощь в восстановлении его психического и физического здоровья.

Часто у члена семьи, долгое время страдающего наркотической, токсической и алкогольной зависимостью, снижается социальный статус: он теряет работу, нарушаются его социальные связи, поэтому после получения восстановительного лечения ему потребуется помощь в восстановлении социального статуса: содействие в трудоустройстве, оформлении необходимых правовых документов.

Если от наркотической, токсической или алкогольной зависимости страдает несовершеннолетний член семьи, то в процесс его реабилитации активно включается и образовательное учреждение, в котором обучается ребёнок.

Педагоги учебного заведения (школы, училища, колледжа и т.д.) обязательно должны предложить семье, чтобы ребёнок посещал кружок по интересам или спортивную секцию, постараться, чтобы ребёнок активно участвовал во всех школьных мероприятиях. Кроме того, педагогам нужно обязательно осуществлять педагогический патронаж семьи несовершеннолетнего для профилактики рецидивов.

Если в семье создались условия, угрожающие жизни и здоровью ребёнка, а родители проявляют равнодушие и безразличие к его судьбе, то специалисты междисциплинарной команды на совместном консилиуме принимают решение об изъятии несовершеннолетнего члена семьи из социально опасных условий и временном помещении его в социальное учреждение, где он пройдет реабилитацию по восстановлению эмоционально - волевой сферы, психического и физического здоровья, педагогическую коррекцию.

Параллельно с реабилитацией несовершеннолетнего члена составляется и реализуется комплексная реабилитационная программа семьи, в которую включаются мероприятия, помогающие восстановлению социального функционирования семьи, развитию её жизнеспособности, формированию умения самостоятельно, без помощи специалистов, справляться с возникающими жизненными проблемами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Диагностическое наблюдение | IY этап. Оценка эффективности социальной реабилитации семьи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.