Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1: Место товарной стратегии в системе стратегического управления

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Вопросы для проверки знаний

  1. Что вкладывается в понятие «социальная технология» и «технология социальной работы»?
  2. На какие блоки можно разделить обязательный фундамент всякой социальной технологии?
  3. В качестве чего социальные технологии выступают применительно к социальной работе как науке?

4. Чем обусловлены технологии учебного процесса?

5. В чем главное назначение социальных технологий?

6. Назовите сущностную характеристику технологического процесса.

7. Чем отличается европейская модель практического обучения специалистов в области социальной работы от американской?

по дисциплине «ТОВАРНАЯ СТРАТЕГИЯ»

для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»

(Свигло Д.А.)

 

Ижевск 2010


 

1. Понятие и особенности стратегического управления.

2. Стратегическая проблема и способы ее выявления.

3. Стратегическая цель организации.

 

1. Товарная стратегия организации является главным звеном стратегического управления.

Стратегическое управление – разработка, принятие и реализация стратегических решений.

Особенности стратегического управления:

- выбор решения из альтернативных вариантов;

- непрерывный контроль среды;

- сегодняшняя деятельность для достижения будущего;

- своевременные изменения на реакцию среды;

- формирование инновационного потенциала.

Условия стратегического управления организацией:

- понимание цели;

- есть механизм раскрытия проблемы;

- проблема – вне организации;

- потенциал адаптирован;

- текущий потенциал – под стратегический;

- реакция – на недопущение потерь.

Задачи менеджмента в стратегическом управлении организацией:

- ориентация на доход;

- формирование потенциала: кадры и оборудование;

- создание стратегической системы информационного обеспечения.

Возможности принятия стратегических решений:

- наличие системы мониторинга внешней среды;

- наличие инновационного потенциала;

- быстрая реакция на отрицательные и положительные факторы изменения стратегических установок;

- способность системы к реализации стратегий - наличие мотивационной системы, нацеленной на результат;

- способность системы к интеграции;

- система контроля и корректировки.

Элементы стратегического управления:

- выбор цели;

- разработка стратегии;

- реализация стратегии и отслеживание факторов среды;

- изменение стратегии или корректировка цели.

Виды стратегических решений:

- новые рынки;

- реорганизация: интеграция и прочее;

- новый товар.

Товарная стратегия является стратегическим решением по товару.

Особенности стратегического решения:

- решение принимается на перспективу;

-решение имеет высокую степень неопределенности;

Неопределенность принятия решения – неопределенность рыночной среды.

Неопределенность рыночной среды – сложность выживания организации.

- высокий риск принятия решения;

- решение касается каждого члена организации;

- высокая инновационность решения - учет перспективы;

- решение может резко изменить кривую развития организации;

- решение принимается в условиях выбора альтернативных вариантов;

- в основе решения – опора на людей – гибкость и адаптивность.

2. Основа стратегического управления – выбор цели деятельности организации. Выбор цели опирается на анализ среды и признание стратегических проблем организации.

Для выбора цели необходимо четко выявить стратегическую проблему организации. Стратегическая проблема – то, что вызывает потребность к действию. Стратегическая проблема – имеет долгосрочное влияние на организацию, от ее решения зависит выживание организации в перспективе, требует стратегического решения.

Источником стратегической проблемы является внешняя среда. К макрофакторам внешней среды как факторам косвенного воздействия относят: политические, социально-экономические, научно-технические, правовые, национальные, культурные, природные.

Стабильность политической обстановки в стране обеспечивает защиту государством интересов хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ, кооперативов, отдельных предпринимателей без образования юридического лица.

Социально-экономические факторы характеризуют жизненный уровень населения, покупательную способность отдельных его слоев, демографические процессы, стабильность финансовой системы, инфляционные процессы.

Научно-технические факторы характеризуют жизненный уровень населения, покупательную способность отдельных его слоев, демографические процессы, стабильность финансовой системы, инфляционные процессы.

Научно-технические факторы дают преимущества тем организациям, которые используют достижения научно-технического прогресса в своей сфере деятельности.

Правовые факторы характеризуют законодательную систему и прежде всего законодательные акты, направленные на защиту прав потребителей, законодательные ограничения на проведение рекламы, на упаковку товара, нормативные документы по защите окружающей природной среды, стандарты в области производства.

Национальный фактор надо учитывать не только иностранным компаниям, действующим на территории нашей страны, но и российским предприятиям, организациям. Россия – многонациональная страна и не учитывать национальный фактор равносильно грубейшей стратегической ошибке. Сегодня этот фактор эффективно используют американские, бельгийские фирмы в Татарстане, Средней Азии.

Культурный и образовательный факторы – важны для разработки стратегии предприятия по отношению к покупателю. Важно формировать, создавать покупателя, управлять его вкусами, потребностями. Предпочтение, отдаваемое потребителем одному продукту по сравнению с другими, может основываться на культурных традициях, на которые оказывают сильное влияние исторические и географические факторы.

Природные факторы характеризуют наличие природных ресурсов и состояние окружающей природной среды. Предприятия должны учитывать эти факторы в своей хозяйственной стратегии, так как они оказывают непосредственное влияние на условия и возможности ведения определенных видов деятельности.

Проблема выявляет разницу между желаемым состоянием организации и действительным. Стратегическая проблема может выступать как в виде угрозы со стороны внешней среды, так и в виде перспективной возможности или шанса для развития организации, предоставляемого внешней средой.

2 способа выявления проблем организации:

- мониторинг реализации поставленных целей организации;

- мониторинг шансов и угроз окружающей среды.

Мониторинг реализации поставленных целей – анализ выполнения поставленных целей и задач, анализ разрывов. Наличие отклонений в выполнении плана может говорить о серьезных проблемах организации (невыполнение задач по объему продаж, прибыльности продукции).

Мониторинг шансов и угроз – анализ возможностей развития организации и угроз, которые могут вызвать проблемы развития организации в перспективе.

К возможностям внешней среды могут быть отнесены следующие факторы:

· выход на новые рынки;

· расширение производственной линии;

· увеличение разнообразия в продукте;

· добавление сопутствующих продуктов;

· вертикальная интеграция;

· возможность перейти в группу с лучшей стратегией;

· самодовольство среди конкурирующих фирм;

· ускорение роста рынка.

К угрозам среды можно отнести:

· возможность появления новых конкурентов;

· рост продаж замещающего продукта;

· замедление роста рынка;

· неблагоприятная политика правительства;

· возрастающее конкурентное давление;

· затухание делового цикла;

· возрастание силы торга у покупателей;

· изменение потребностей покупателей;

· неблагоприятные демографические изменения.

3. Организация имеет много целей, которые формируют пирамиду целей:

стратегические

генеральные

функциональные

цели по уровням организации

На вершине пирамиды – миссия и стратегическая цель, определяющая долгосрочное развитие организации. Стратегические цели, как правило, не имеют количественного определения. Стратегическая цель определяется на основе стратегических проблем организации и оценки внутренней среды организации. Миссия – отражает предназначение организации, ее основную цель, полезность для окружающих, главные отличительные особенности. Миссия является критерием всех действий организации, формирует корпоративный дух. («Мы делаем не автомобили, а деньги – «ДжМ»; «Мы делаем дешевые и удобные автомобили для людей» – Форд).

Цель стратегического решения должна подтверждать миссию организации.

Стратегические цели, как правило, не имеют количественного определения. Стратегическая цель определяет положение организации на рынке в перспективе.

Примеры стратегических целей:

- лидерство на рынке товара;

- выживание на рынке – сохранить существование организации;

- захват рынка – рост конкурентных преимуществ организации;

- прибыль;

- престиж и проч.

Генеральная цель – не прибыль, а дело, действие, товар, удовлетворение потребностей.

Примеры генеральных целей:

- увеличение объем продаж;

- увеличение прибыли;

- рост объемов производства;

- доля рынка;

- снижение издержек;

- удержание лидерства;

- повышение имиджа;

- поглощение конкурентов;

- завоевание рынка;

- уход с рынка и проч.

Таким образом, для формулирования стратегической целиразвития организации необходимо:

1. Четкая формулировка и обоснование основной стратегической проблемы организации;

2. Положение организации – ее конкурентоспособность и рыночная сила. Для оценки положения организации на рынке осуществляется анализ внутренней среды организации.

Для формулирования стратегической цели развития организации кроме распознавания проблемы требуется анализ внутренней среды организации и определение сильных и слабых ее сторон.

Анализ состояния внутренней среды позволяет определить потенциал организации:

1. Наличие производственных мощностей: площади, оборудование., возможности расширения производства или резкого сокращения его.

2. Возможности технологий: оценка современности применяемых технологий, структура производства по уровню прогрессивности технологий.

3. Финансовые возможности организации: финансовая устойчивость организации, ее ликвидность.

4. Структура организации

5. Менеджмент:

- кадры – персонал организации: квалификация, способность к адаптации, возможным изменениям, стремление к изменениям, к предвосхищению будущего, разработка многочисленных вариантов для выбора оптимального.

- НИОКР, маркетинг, оргкультура, оргструктура;

- отношения с внешней средой.

6. Стратегии

7. Конкурентные преимущества

8.Эффективность направлений производства:

- структура реализации по видам товара;

- динамика структуры реализации товара;

- коэффициент обновления товара;

- коэффициент выбытия товара;

- структура прибыли по видам товара.

Оценка потенциала организации позволяет сформулировать сильные и слабые стороны организации.

Сильные стороны организации:

- выдающаяся компетентность;

- адекватные финансовые ресурсы;

- хорошая квалификация;

- хорошая репутация;

- известный лидер;

- изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности;

- доступ к получению экономии от размера;

- защищенность от сильного конкурентного давления;

- подходящая технология;

- преимущества в области издержек;

- преимущества в области конкуренции;

- наличие инновационных способностей и возможности реализации их;

- проверенный временем менеджмент.

Слабые стороны организации:

- нет ясных стратегических направлений;

- ухудшающаяся конкурентная позиция;

- устаревшее оборудование;

- более низкая прибыль;

- недостатки в менеджменте;

- отсутствие ключевой квалификации и компетентности;

- плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;

- внутренние производственные проблемы;

- уязвимость по отношению к конкурентному давлению;

- отставание в области исследований и разработок;

- очень узкая производственная линия;

- слабое представление о рынке;

- конкурентные недостатки;

- слабые маркетинговые возможности;

- неспособность финансирования необходимых стратегий.

Выявленные возможности и угрозы внешней среды, а также сильные и слабые стороны организации необходимо свести в матрицу SWOT.

Цель стратегического решения должна предусматривать возможности внешней среды и основываться на сильных сторонах организации.

Ограничения в постановке целей:

1. Угрозы со стороны рынка

2. Слабые стороны организации

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В России и за рубежом | Тема 2: Базовая стратегия развития организации как основа для разработки товарной стратегии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.