КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1: Место товарной стратегии в системе стратегического управления
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Вопросы для проверки знаний
4. Чем обусловлены технологии учебного процесса? 5. В чем главное назначение социальных технологий? 6. Назовите сущностную характеристику технологического процесса. 7. Чем отличается европейская модель практического обучения специалистов в области социальной работы от американской? по дисциплине «ТОВАРНАЯ СТРАТЕГИЯ» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» (Свигло Д.А.)
Ижевск 2010
1. Понятие и особенности стратегического управления. 2. Стратегическая проблема и способы ее выявления. 3. Стратегическая цель организации.
1. Товарная стратегия организации является главным звеном стратегического управления. Стратегическое управление – разработка, принятие и реализация стратегических решений. Особенности стратегического управления: - выбор решения из альтернативных вариантов; - непрерывный контроль среды; - сегодняшняя деятельность для достижения будущего; - своевременные изменения на реакцию среды; - формирование инновационного потенциала. Условия стратегического управления организацией: - понимание цели; - есть механизм раскрытия проблемы; - проблема – вне организации; - потенциал адаптирован; - текущий потенциал – под стратегический; - реакция – на недопущение потерь. Задачи менеджмента в стратегическом управлении организацией: - ориентация на доход; - формирование потенциала: кадры и оборудование; - создание стратегической системы информационного обеспечения. Возможности принятия стратегических решений: - наличие системы мониторинга внешней среды; - наличие инновационного потенциала; - быстрая реакция на отрицательные и положительные факторы изменения стратегических установок; - способность системы к реализации стратегий - наличие мотивационной системы, нацеленной на результат; - способность системы к интеграции; - система контроля и корректировки. Элементы стратегического управления: - выбор цели; - разработка стратегии; - реализация стратегии и отслеживание факторов среды; - изменение стратегии или корректировка цели. Виды стратегических решений: - новые рынки; - реорганизация: интеграция и прочее; - новый товар. Товарная стратегия является стратегическим решением по товару. Особенности стратегического решения: - решение принимается на перспективу; -решение имеет высокую степень неопределенности; Неопределенность принятия решения – неопределенность рыночной среды. Неопределенность рыночной среды – сложность выживания организации. - высокий риск принятия решения; - решение касается каждого члена организации; - высокая инновационность решения - учет перспективы; - решение может резко изменить кривую развития организации; - решение принимается в условиях выбора альтернативных вариантов; - в основе решения – опора на людей – гибкость и адаптивность. 2. Основа стратегического управления – выбор цели деятельности организации. Выбор цели опирается на анализ среды и признание стратегических проблем организации. Для выбора цели необходимо четко выявить стратегическую проблему организации. Стратегическая проблема – то, что вызывает потребность к действию. Стратегическая проблема – имеет долгосрочное влияние на организацию, от ее решения зависит выживание организации в перспективе, требует стратегического решения. Источником стратегической проблемы является внешняя среда. К макрофакторам внешней среды как факторам косвенного воздействия относят: политические, социально-экономические, научно-технические, правовые, национальные, культурные, природные. Стабильность политической обстановки в стране обеспечивает защиту государством интересов хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ, кооперативов, отдельных предпринимателей без образования юридического лица. Социально-экономические факторы характеризуют жизненный уровень населения, покупательную способность отдельных его слоев, демографические процессы, стабильность финансовой системы, инфляционные процессы. Научно-технические факторы характеризуют жизненный уровень населения, покупательную способность отдельных его слоев, демографические процессы, стабильность финансовой системы, инфляционные процессы. Научно-технические факторы дают преимущества тем организациям, которые используют достижения научно-технического прогресса в своей сфере деятельности. Правовые факторы характеризуют законодательную систему и прежде всего законодательные акты, направленные на защиту прав потребителей, законодательные ограничения на проведение рекламы, на упаковку товара, нормативные документы по защите окружающей природной среды, стандарты в области производства. Национальный фактор надо учитывать не только иностранным компаниям, действующим на территории нашей страны, но и российским предприятиям, организациям. Россия – многонациональная страна и не учитывать национальный фактор равносильно грубейшей стратегической ошибке. Сегодня этот фактор эффективно используют американские, бельгийские фирмы в Татарстане, Средней Азии. Культурный и образовательный факторы – важны для разработки стратегии предприятия по отношению к покупателю. Важно формировать, создавать покупателя, управлять его вкусами, потребностями. Предпочтение, отдаваемое потребителем одному продукту по сравнению с другими, может основываться на культурных традициях, на которые оказывают сильное влияние исторические и географические факторы. Природные факторы характеризуют наличие природных ресурсов и состояние окружающей природной среды. Предприятия должны учитывать эти факторы в своей хозяйственной стратегии, так как они оказывают непосредственное влияние на условия и возможности ведения определенных видов деятельности. Проблема выявляет разницу между желаемым состоянием организации и действительным. Стратегическая проблема может выступать как в виде угрозы со стороны внешней среды, так и в виде перспективной возможности или шанса для развития организации, предоставляемого внешней средой. 2 способа выявления проблем организации: - мониторинг реализации поставленных целей организации; - мониторинг шансов и угроз окружающей среды. Мониторинг реализации поставленных целей – анализ выполнения поставленных целей и задач, анализ разрывов. Наличие отклонений в выполнении плана может говорить о серьезных проблемах организации (невыполнение задач по объему продаж, прибыльности продукции). Мониторинг шансов и угроз – анализ возможностей развития организации и угроз, которые могут вызвать проблемы развития организации в перспективе. К возможностям внешней среды могут быть отнесены следующие факторы: · выход на новые рынки; · расширение производственной линии; · увеличение разнообразия в продукте; · добавление сопутствующих продуктов; · вертикальная интеграция; · возможность перейти в группу с лучшей стратегией; · самодовольство среди конкурирующих фирм; · ускорение роста рынка. К угрозам среды можно отнести: · возможность появления новых конкурентов; · рост продаж замещающего продукта; · замедление роста рынка; · неблагоприятная политика правительства; · возрастающее конкурентное давление; · затухание делового цикла; · возрастание силы торга у покупателей; · изменение потребностей покупателей; · неблагоприятные демографические изменения. 3. Организация имеет много целей, которые формируют пирамиду целей: стратегические генеральные функциональные цели по уровням организации На вершине пирамиды – миссия и стратегическая цель, определяющая долгосрочное развитие организации. Стратегические цели, как правило, не имеют количественного определения. Стратегическая цель определяется на основе стратегических проблем организации и оценки внутренней среды организации. Миссия – отражает предназначение организации, ее основную цель, полезность для окружающих, главные отличительные особенности. Миссия является критерием всех действий организации, формирует корпоративный дух. («Мы делаем не автомобили, а деньги – «ДжМ»; «Мы делаем дешевые и удобные автомобили для людей» – Форд). Цель стратегического решения должна подтверждать миссию организации. Стратегические цели, как правило, не имеют количественного определения. Стратегическая цель определяет положение организации на рынке в перспективе. Примеры стратегических целей: - лидерство на рынке товара; - выживание на рынке – сохранить существование организации; - захват рынка – рост конкурентных преимуществ организации; - прибыль; - престиж и проч. Генеральная цель – не прибыль, а дело, действие, товар, удовлетворение потребностей. Примеры генеральных целей: - увеличение объем продаж; - увеличение прибыли; - рост объемов производства; - доля рынка; - снижение издержек; - удержание лидерства; - повышение имиджа; - поглощение конкурентов; - завоевание рынка; - уход с рынка и проч. Таким образом, для формулирования стратегической целиразвития организации необходимо: 1. Четкая формулировка и обоснование основной стратегической проблемы организации; 2. Положение организации – ее конкурентоспособность и рыночная сила. Для оценки положения организации на рынке осуществляется анализ внутренней среды организации. Для формулирования стратегической цели развития организации кроме распознавания проблемы требуется анализ внутренней среды организации и определение сильных и слабых ее сторон. Анализ состояния внутренней среды позволяет определить потенциал организации: 1. Наличие производственных мощностей: площади, оборудование., возможности расширения производства или резкого сокращения его. 2. Возможности технологий: оценка современности применяемых технологий, структура производства по уровню прогрессивности технологий. 3. Финансовые возможности организации: финансовая устойчивость организации, ее ликвидность. 4. Структура организации 5. Менеджмент: - кадры – персонал организации: квалификация, способность к адаптации, возможным изменениям, стремление к изменениям, к предвосхищению будущего, разработка многочисленных вариантов для выбора оптимального. - НИОКР, маркетинг, оргкультура, оргструктура; - отношения с внешней средой. 6. Стратегии 7. Конкурентные преимущества 8.Эффективность направлений производства: - структура реализации по видам товара; - динамика структуры реализации товара; - коэффициент обновления товара; - коэффициент выбытия товара; - структура прибыли по видам товара. Оценка потенциала организации позволяет сформулировать сильные и слабые стороны организации. Сильные стороны организации: - выдающаяся компетентность; - адекватные финансовые ресурсы; - хорошая квалификация; - хорошая репутация; - известный лидер; - изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности; - доступ к получению экономии от размера; - защищенность от сильного конкурентного давления; - подходящая технология; - преимущества в области издержек; - преимущества в области конкуренции; - наличие инновационных способностей и возможности реализации их; - проверенный временем менеджмент. Слабые стороны организации: - нет ясных стратегических направлений; - ухудшающаяся конкурентная позиция; - устаревшее оборудование; - более низкая прибыль; - недостатки в менеджменте; - отсутствие ключевой квалификации и компетентности; - плохое отслеживание процесса выполнения стратегии; - внутренние производственные проблемы; - уязвимость по отношению к конкурентному давлению; - отставание в области исследований и разработок; - очень узкая производственная линия; - слабое представление о рынке; - конкурентные недостатки; - слабые маркетинговые возможности; - неспособность финансирования необходимых стратегий. Выявленные возможности и угрозы внешней среды, а также сильные и слабые стороны организации необходимо свести в матрицу SWOT. Цель стратегического решения должна предусматривать возможности внешней среды и основываться на сильных сторонах организации. Ограничения в постановке целей: 1. Угрозы со стороны рынка 2. Слабые стороны организации
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |