КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние туризма на экономику
Туристская политика государства – это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития социально-экономического комплекса.
Основные направления туристской политики включают:
Базируется на стратегии и тактике. Туристская стратегия – выработка общей концепции и развития и целевых программ. Туристская тактика – конкретные меры и приемы достижения цели в конкретных условиях.
Туризм – это экономическая категория. Создание рабочих мест, продажа услуг и т.д. Пример. В общей сумме от экспорта туризма доходы от туризма достигает 30% (Испания, Австрия, Греция). А на Кипре и в Панаме - доходит до 50% от общей суммы экспорта товаров и услуг.
Туризм может оказывать негативное действие на экономику за счет переброски ресурсов из других отраслей (деньги, рабочая сила).
Туризм не должен развиваться односторонне. Параллельно с другими отраслями. В качестве основных показателей воздействия туризма на экономику: 1) Вклад туризма в создание национального дохода 2) Доля доходов от туризма в экспорте страны 3) Доля расходов на туризм в импорте страны 4) Количество рабочих мест 5) Влияние туристской индустрии на региональное развитие.
Функции: 1) доходная 2) внешнеэкономическая (на внешнеторговый баланс) 3) усиление диверсификации экономики путем создания отраслей, обслуживающих туризм 4) создание рабочих мест 5) выравнивающая функция
Доходая – вклад в создание национального дохода страны туризма обеспечивает около 3,8% мирового ВВП. - Прямое влияние: за счет поступления доходов - Косвенное влияние: строительство гостиниц, транспортной инфраструктуры, товарная продукция. 3,8% прямое влияние и 11% с учетом косвенного.
Доля туризма большинства стран колеблется от 1% в высокоразвитых странах и диверсифицированных экономиках и до 10% с относительно крупным туристским сектором. Пример. США – 1%; Великобритания – 2%; Австрия – 8,5%.
Развивающиеся и малые страны: Багамские острова – 52%; Бермуды – 35%. В России – 1%.
Внешнеэкономический вклад туризма в платежный баланс некоторых стран выравнивается. ВТО провела классификацию стран по их положению в платежном балансе. Как правило баланс положительный в странах средиземноморья + Австрия, Швейцария (горнолыжные курорты). Из развивающихся стран положительный баланс имеют Тунис, Тайланд, страны Карибского бассейна. Отрицательный туристский баланс присущ развитым странам свысоким уровнем жизни и неблагоприятным климатом (Скандинавия, Германия, Канада, Япония, и в нефтедобывающих странах Персидского залива). Большинство развивающихся стран имеют отрицательный баланс из-за недостатка необходимой инфраструктуры для привлечения туристов. Наиболее высокое сальдо имеет Испания, США, Италия, Франция. Наименьшее сальдо (самое большое отрицательное сальдо) имеет Германия и Япония. У России сальдо отрицательное – 8 млрд долл.
Усиление диверсификации экономики. Толчок к развитию дополнительных отраслей. Создание рабочих мест: 1) прямое 2) косвенное В небольших странах может быть большая доля населения в сфере туризма, более 50%. В крупных развитых странах работает порядка 5% населения. Пример. ЕС 7% Восточная Европа 12% Мальдивы более 20%
По данным ВТО в среднем в мире занято 8% трудоспособного населения.
Особенности занятости в сфере туризма: 1) большая доля (80%) неквалифицированного труда при широком привлечении иностранной силы 2) невысокий уровень заработной платы 3) значительный удельный вес женского труда (1/3), хотя во Франции, Австрии, Бельгии, Швейцарии доля женщин 50% 4) сезонность занятости, специальные режимы и график работы
На одного человека в туристской отрасли приходится 1,5 человека из других отраслей (сопутствующих: связь, транспорт и пр.) Обслуживание одного туриста обходится 9 человек. Темпы роста в 1,5 раза превышают темпы роста других отраслей. Каждые 2 секунды создается новое рабочее место.
Выравнивающая функция - стимулирование слабых регионов, выравнивает уровня развития различных регионов.
Кроме экономического воздействия, туризм оказывает: 1. Экологическое воздействие Изменение окружающей среды. Положительное: защита парков, вложение денег в защиту окружающей среды. Негативное: деньги уходят в другие сферы, воздействие на качество воды, шум, отрицательно влияет на фауну, разрушение памятников.
2. Социальное воздействие Как вид отдыха, туризм способствует восстановлению сил человека, рациональное использование времени, сотрудничество стран и народов. Главная социальная функция туризма – воспроизводящая (внутренние силы и ресурсы человека).
3. Гуманитарная функция Туризм позволяет совместить отдых с познанием. Развитие мирных, дружественных отношений между людьми и государствами, воспитание подрастающего поколения.
Лекция 5. Мультипликатор влияния туризма – учитывает прямое и косвенное влияние туризма. Складывается из мультипликаторов продаж (прямые и косвенные), производства (дополнительное производство с расходованием туризма), доходов, занятости. Значения мультипликатора не равны для разных стран и регионов в зависимости от характера местной экономики и меры взаимосвязанности разных секторов. Влияние туризма может быть как позитивным, так и негативным. Так, если в стране наблюдается монокультура и все остальные отрасли развиты слабо, влияние крайне негативное. Потому что в конкурентной борьбе за землю и капитал, туризм теснит остальные традиционные отрасли. Более высокая зарплата отвлекает работников от традиционных отраслей. И они все более забиваются, снижаются объемы производства. А объемы потребления растут. Негативное влияние – нагрузка на окружающую среду, туризм иногда порождает рост темпа инфляции. Рост цен на землю (до 20 000% за год, потому что цена, которую готовы заплатить иностранцы выше).
Преимущества развития туризма для страны: 1. Увеличение денежно потока в регион, в том числе приток иностранной валюты, а следовательно и рост доходов населения. 2. Рост ВНП 3. Пополнение бюджета государства, в основном за счет увеличения налоговых сборов 4. Создание новых рабочих мест 5. Привлечение капитала, в том числе иностранного 6. Эффект мультипликации (развивая сферу туризма развиваются другие отрасли) 7. Развитие инфраструктуры 8. Повышение качества жизни в следствии демонстрационного эффекта.
Недостатки от развития международного туризма 1. Влияние на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы и недвижимость 2. Отток денег за границу при туристском импорте 3. Возможность причинения ущерба развитию других отраслей 4. Сезонный характер туризма 5. Возникновение экологических (нагрузка на среду) и социальных (местное население не имеют материальных возможностей, поэтому вызывают напряженность) проблем
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 6567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |