Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Живопись. Скульптура

Литература

Наиболее ярко многообразие современной культурной жизни проявилось в литературе. С проникновением рыночных отношений


в книгоиздательское дело прилавки книжных магазинов заполни­ла художественно-развлекательная литература самого разного ка­чества: детективы, фантастика, так называемые женские романы.

Среди мастеров детективного жанра наиболее известны В.Н.Доценко («Бешеный»), Ф.Е.Незнанский («Марш Турецко­го»), А.Б.Маринина (серия романов о следователе Анастасии Ка­менской), «примадонна иронического детектива» Д.А.Донцова. С конца 1990-х гг. большим спросом стало пользоваться творче­ство мастера интеллектуального детектива Б. Акунина {«Алтын-толобас»). На смену научной фантастике, популярной в 60-80-е го­ды, пришла фантастика в стиле «фэнтези», родоначальником кото­рой в мировой литературе принято считать английского писателя Дж. Толкиена. Русское «фэнтези» представлено произведениями М.В.Семеновой («Волкодав»), Н.Д.Перумова («Алмазный меч, деревянный меч») и др. Значительное явление в литературе пред­ставляет собой постмодернизм (В. О. Пелевин «Чапаев и Пустота», «Generation П», «Амон Ра» и др.). Национал-патриотическое тече­ние в литературе обозначило себя произведениями А. А. Прохано­ва («Господин Гексаген»), Э.В.Лимонова («Книга воды», «Убий­ство часового») и др. Скандальную известность приобрел писатель В. Сорокин своим последним нашумевшим романом «Голубое са­ло». «Военной тематикой» в литературе считается не только тема­тика Великой Отечественной войны, но и войн в Афганистане и Чечне, произведения, им посвященные, вызвали у российского чи­тателя больший интерес.

Диверсификация читательского спроса и изменение художе­ственных вкусов выразились, в частности в том, что в «возвра­щенной» литературе (т. е. написанной еще в советское время, но не вышедшей из-за цензурных препон) современного читателя боль­ше интересовали уже не гражданственно-публицистические рома­ны об эпохе сталинизма, как это было в годы перестройки, а постмодернистские по духу произведения: «Москва — Петушки» В.В.Ерофеева (1969), «Пушкинский дом» А.Г.Битова (1971). Ши­роко печатавшаяся с конца 80-х годов проза А. И. Солженицына уже не находила массового читателя.

Резко упали тиражи литературных журналов. Существенно из­менилась роль литературной критики. Критика старой школы, близкая к литературоведению и ориентированная на глубокий ана­лиз текста, совмещенный с оценкой его социальной и политической значимости, отодвинулась на второй план, уступив место утили-


тарной функциональной критике, помогающей читателю сделать выбор: что модно, а что нет. На первое место вышли газетные и журнальные рецензии, не претендующие на тонкое проникновение в сущность произведения. Критика, таким образом, превратилась в один из инструментов маркетинга, способ продвижения книги на рынке. Новое явление представляла собой интернетовская критика («Русский Журнал»), появившаяся в конце 90-х годов.

Рост инфляции, падение жизненного уровня людей, особенно работников гуманитарной сферы, засилье «массовой» культуры не могли не сказаться на издательском деле и прежде всего на вы­пуске серьезной литературы: политической, философской, эконо­мической, исторической и т. п. Лишь отдельные издательства, та­кие, как «Республика», «Владимир Даль», «Алетейя», издательства Санкт-Петербургского и Томского госуниверситетов, «РОССПЭН», «Евразия» и др., в трудных рыночных условиях продолжали спе­циализироваться на выпуске интеллектуальной литературы.

Архитектура

Современная российская архитектура переживает время пере­лома. Определить какое-то конкретное направление, стиль, доми­нирующие в современной архитектуре России, сегодня невозмож­но. Отрабатываются отдельные приемы, идут поиски стиля. Это напоминает период эклектики середины XIX — начала XX в., когда ослабел диктат классики. В советские времена над архитектора­ми довлел диктат типового планирования. Теперь, когда его нет, I появилась возможность искать, фантазировать, творить.

Возникли первые архитектурные школы —то, чего в России не наблюдалось достаточно долго. И первой такой школой стала яр­кая и самобытная нижегородская школа А. Харитонова, снискав­шая славу своему городу — Нижний Новгород признан лидером со- I временного градостроительства России. Для России это было что- I то феноменальное, когда в провинции возникла архитектура евро­пейского уровня.

Ретроотдушиной для архитекторов служит Всероссийский фе­стиваль «Зодчество», его ежегодное проведение (с начала 90-х го- I дов) превратилось в традицию. Позднее начал проводиться пре­стижный московский фестиваль «Золотое Сечение». Эти фестива­ли позволяют поднять общий уровень архитектурного творчества, будят в обществе интерес к архитектуре.


Вместо крупных проектных институтов появились персональ­ные творческие мастерские, берущие на себя ответственность за создание полноценных произведений современного зодчества. Го­сударственный заказ, который ранее определял архитектурные и строительные работы, практически потерял свое значение. Появи­лись частные инвесторы. Архитектор получил право заключать до­говор непосредственно с заказчиком. Экономическая и администра­тивная самостоятельность творческих союзов архитекторов позво­лила отойти от типовых застроек, проектировать и строить по-раз­ному.

Изменился и тип проектируемых и возводимых зданий. В совет­ские времена архитекторы проектировали в основном обществен­ные здания, школы, детские сады, клубы и т. д. и никогда, напри­мер, религиозные сооружения. Теперь появилась масса заказов на проекты храмов, банков, частных и государственных офисов. Диа­пазон поисков выразительных средств в области архитектуры се­годня большой: от строгого современного стиля— «западного», до различных вариаций форм, связанных с традициями русской архи­тектуры. Большой интерес проявляют зодчие к модерну. В Москве с середины 90-х годов развивается постмодернизм — так называе­мый парадный «лужковский стиль». Сложилась также концепция следования историческим и местным религиозным традициям. С их учетом в Элисте был возведен Хурульный комплекс, в Москве заново построен храм Христа Спасителя.

Для современной России характерен и быстрый прогресс в об­ласти частного строительства. На смену однообразным кирпичным коробкам образца 80-90 годов приходят коттеджи, виллы, особня­ки, выполненные в разных архитектурных стилях. Современные технологии с использованием навесных отделочных элементов фа­сада позволяют, опираясь на исторические традиции, строить и особняки в стиле русского классицизма, и виллы в стиле барокко.

Начавшийся в конце перестройки «русский бум»—повальная мода на современное русское искусство, когда мастерские москов­ских и питерских художников осаждали западные коллекционеры, галерейщики, туристы, отъезжающие на Запад соотечественники, скупая «соц-арт», «московский концептуализм» и другой авангард, в начале 90-х годов неожиданно закончился. В последующие годы


желающих заниматься современным искусством стало несравненно меньше. Самые успешные и разбогатевшие в период бума худож­ники осели на Западе. Из тех, кто остался, многие более здраво взглянули на свое ремесло и нередко были вынуждены озаботить­ся поиском заказчика в значительно большей мере, чем собствен­но творческим процессом. Помимо чисто художественных проек­тов художники начали заниматься рекламой, работать в журналах, преподавать.

Стало меньше новых имен и эпохальных выставок, многие из возникших в период «русского бума» частных художественных га­лерей закрылись. Упал и общественный интерес: «новые русские» предпочитали вкладывать деньги не в картины авангардистов, а в антиквариат. Художественные коллекции, созданные за годы пере­стройки банками и фирмами, практически не пополнялись новы­ми картинами. Художественная жизнь уже не била ключом, но она продолжалась. Активно развивалась актуальная живопись. Карти­ны ведущих художников этого направления неоднократно выстав­лялись, но впервые были собраны вместе на московской выставке «Актуальная русская живопись. 1992-2002 гг.». Постмодернизмом отмечено творчество популярного (скорее даже модного) худож­ника Н. С. Софронова, пишущего свои картины на старых иконных досках, на которых кое-где сохранились остатки живописного слоя, проступающие сквозь авторские образы. Яркое явление современ­ного церковного искусства — творчество иконописца архимандрита Зенона.

В художественной жизни необычайна возросла роль галери-стов, нередко поддерживающих заведомо некоммерческие начина­ния (М.Гельман и др). Динамично развивалась и мультимедийная область. Художники, использующие телевизионные и компьютер­ные технологии, сгруппировались вокруг «ТВ-галереи».

По инициативе московского Дома фотографии и его директо­ра О-Л. Свибловой в Москве ежегодно проводится Международ­ный фестиваль фотографии. Подобная крупномасштабная акция сделала ультрамодным само искусство фотографии и открыла по­сетителям много забытых имен отечественных фотографов.

Патриархом реалистической живописи признан И.С.Глазунов, хотя оценки его творчества среди ценителей изобразительного ис-; кусства по-прежнему варьируют от признания его великим и ис­тинно народным художником до обвинения в китче.

В монументальной скульптуре наибольшей, хотя и несколь-


ко скандальной популярностью пользуются работы московского скульптора З.К.Церетели, автора памятника Петру Великому в Москве, вызвавшего много споров среди горожан и негативное отношение художественных критиков. В Москве появился целый комплекс монументальных скульптур, сооруженных З.К.Церете­ли (обелиск Победы, композиция «Трагедия народов» на Поклон­ной горе и др.). Продолжали творить в России не менее известные скульпторы последней трети XX в. — Э. И. Неизвестный, М. М. Ше­мякин, А. И. Рукавишников, В. М. Клыков, А. С. Чаркин.

Музыка и театр

Еще в начале перестройки в 1986 г. Всероссийское театраль­ное общество (ВТО) преобразовалось в Союз театральных деяте­лей (СТД), решительно сменив в своем руководстве старую номен­клатурную команду на новую. Председателем нового творческого союза был избран М. А. Ульянов. Свет долгожданной творческой свободы манил и будоражил театральное сообщество. Это было вре­мя надежд и прилива энергии. Вслед за СТД и другие творческие союзы провели у себя революционные преобразования и съезды. Тем временем жизнь страны стремительно переустраивалась, и ра­дужные надежды очень быстро сменились тяжким бременем от­ветственности. Смена социально-экономической формации больно ударила по СТД, экономика которого держалась на льготах и госу­дарственном протекционизме. Большинство союзов пережили дра­матические расколы, деятельность их приходила в упадок. Низкий уровень заработной платы привел к серьезному деформированию творческих составов. Общая численность СТД за последние 10 лет уменьшилась примерно на 2 тыс. человек. При этом союз неуклон­но старел—доля лиц от 50 лет и старше превышала в нем 60%.

Однако и в этих тяжелых условиях удалось сохранить тра­диционные формы работы и отыскать новые возможности уча­стия союза в театральной жизни страны. Выразительный пример — фестивальное движение. Сегодня в России функционирует более 40 постоянно действующих международных и всероссийских теат­ральных фестивалей. Среди главных фестивальных акций — Наци­ональная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска». Для пропаганды театрального искусства, секретариат союза и дирек­ция «Золотой Маски» совместно с «Альфа-Банком» разработали специальную программу: «Лучшие российские спектакли — лауре-


аты «Золотой Маски» — в городах России». Первый этап програм­мы прошел в сентябре — октябре 2000 г. в Санкт-Петербурге и Ир­кутске, а в сентябре 2001 г.—в Нижнем Новгороде. Не утраче­ны и прежние формы помощи театрам: творческие лаборатории и семинары по актерскому и режиссерскому мастерству, хореогра­фии и вокалу, сценической речи и движению, критике и драма­тургии, сценографии и театральному менеджменту. Среди подоб­ных акций: лаборатории режиссеров драматических театров под руководством П.Н.Фоменко и С.В.Женовача, ежегодный семи­нар оперных дирижеров под руководством В. А. Гергиева, семина­ры по сценической речи и сценическому движению и многое другое. СТД активно поддержал межрегиональные проекты, такие, как фе­стиваль «Сибирский транзит», сотрудничество театров Большого Урала и пр. Продолжали выходить профессиональные журналы — «Театр», «Театральная жизнь», «Петербургский театральный жур­нал», «Сцена». В репертуарах театров появились пьесы новых ав­торов: Н. В. Коляды, М. Ю. Угарова, М. И. Арбатовой, А. Шипенко. Новацией стала постановка балета «Щелкунчик» в Мариинском те­атре, когда автором декораций, костюмов и хореографии был ху­дожник (М. М. Шемякин), впервые художник выступил полноправ­ным хозяином балетного действия.

Монополию государственных структур {Госконцерт, Москон-церт, Союзконцерт), которые отвечали в советские времена за ор­ганизацию гастрольно-концертной деятельности, разрушили новые организации — частные продюсерские фирмы. Количество гастро­лей профессионалов академической музыки увеличилось. У рос­сийских ценителей появилось больше возможностей знакомиться с творчеством таких мастеров, как Монсеррат Кабалье, Чечилия Бартоли, Катя Ричарелли, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и др. Особое место в гастрольной деятельности за­нимали зарубежные поп- и рокколлективы, визиты которых в Рос­сию в начале 90-х годов не могли состояться и по финансовым, и по чисто организационным причинам.

Отмирали клубы и Дома культуры как структуры, не толь­ко поддерживавшие прежде многочисленные ранее самодеятель­ные коллективы, но и выступавшие в роли прокатных филармо­нических площадок. Многие клубы были переданы коммерческим структурам. Уменьшилась роль государственных источников фи­нансирования филармонических жанров. В этих условиях приобре­ла значимость инициатива самих музыкантов. Некоторые исполни-


тели расширили зону своей профессиональной деятельности, как, например, ставшие дирижерами пианист М.В.Плетнев и скрипач В. Т. Спиваков.

Произошел распад многих фольклорных коллективов. Их ис­кусство, ранее поддерживаемое филармониями и консерватория­ми, теперь оказалось невостребованным, и многие из исполнителей были вынуждены покидать свои коллективы и в поисках заработ­ка уезжать за границу. Разовые акции с участием фольклорных ансамблей касались лишь нескольких крупных коллективов: «Рус­ской песни», хора имени Пятницкого, ансамбля И.А.Моисеева и отдельных солистов — Л. Г. Зыкиной, О. Б. Воронец, В. С. Девятова.

У артистов — концертных исполнителей появились широкие воз­можности для выбора места работы и организации-патрона. Из­вестный российский пианист В.В.Крайнев преподает на фортепи­анном факультете Ганноверской Хохшулле. Выдающийся россий­ский оперный певец Д. А. Хворостовский регулярно выступает в главных оперных театрах мира с такими известными дирижерами, как В. А. Гергиев, Е. В. Колобов. Россия по-прежнему имеет одну из лучших в мире систем музыкального образования. А скрипичная и фортепианная школы считаются лучшими в мире.

Новое тысячелетие началось для театральной России небыва­лым бумом мюзиклов — ярких, дорогих, быстроокупающихся. Мно­гие театры, уловив интерес зрителя к ставшему вдруг модным жан­ру, охотно предоставляют ему свою сцену. С мюзиклом связыва­ют начало новой истории российского театра: репертуарный театр теперь сосуществует с театром одного спектакля. Среди первых московских мюзиклов — «Нотр-Дам» в Театре оперетты (первый опыт клонирования западного мюзикла), «Метро» в Театре опе­ретты (первый опыт адаптации зарубежного мюзикла на россий­ской почве). В октябре 2001 г. в здании ДК Первого государствен­ного подшипникового завода состоялась премьера «Норд-Оста» — первого отечественного классического мюзикла, поставленного по роману В. А. Каверина «Два капитана». Впоследствии представле­ния были перенесены в Театральный дом на Дубровке. Целый год мюзикл шел с огромным успехом и считался одной из главных до­стопримечательностей столицы, среди зрителей всегда было немало иностранцев. После трагедии с захватом и гибелью заложников в октябре 2002 г. помещения Театрального дома на Дубровке были восстановлены и обновлены.


Кинематограф

Экономические потрясения 1980-1990-х гг. разрушили налажен­ную систему кинопроизводства и проката в стране. Еще в 1988 г. Союз кинематографистов добился замены государственного управ­ления кинопроизводством и кинопрокатом на «рыночное» регули­рование. Однако последствия оказались весьма неожиданными для творческого сообщества. Киностудии и режиссеры стали самосто­ятельно определять, какие фильмы им снимать, но и кинопрокат сам выбирал, какие киноленты покупать и показывать. Поскольку зарубежные ленты обходились дешевле, отечественные фильмы вы­теснялись с экранов. Резкое увеличение кинопроизводства в 1988-

1991 гг. сменилось упадком в последующие годы. Если в 1991 г.
на экраны страны выпускалось 375 полнометражных кинолент, в

1992 г. —178, то к 1996 г. их количество составило минимальную
цифру —всего 30 фильмов. Неухоженные кинотеатры с поломан­
ными креслами и плохим звуком не выдерживали конкуренции, и
российское кино было вынуждено перемещаться на телевидение.
Многие мастера кино, перейдя на телевидение, стали занимать­
ся съемками сериалов. Ужесточилась конкуренция с зарубежными
фильмами. Лишившись защиты со стороны государства, россий­
ское кино оказалось не в состоянии состязаться с американскими
блокбастерами и голливудскими звездами. Американская продук­
ция хлынула в Россию потоком, она достигла 93%, на долю же оте­
чественного кино оставалось лишь 7%. В последние годы только
два российских фильма имели экономически значимый прокатный
успех: «Брат-2» и «Сибирский цирюльник».

Своим постановлением правительство РФ в июле 1994 г. призна­ло необходимым ежегодно обеспечивать государственной финансо­вой поддержкой не менее 50 проектов производства и проката ху­дожественных кино- и видеофильмов, а также сохранить на уровне 1992 г. объемы производства и проката документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов. По мере преодо­ления кризиса в стране наметился медленный рост в кинопроиз­водстве. Так, в 2000 г. была снята 61 кинолента.

В киносреде не сложилось полноценных рыночных отношений. Выход из ситуации новое руководство Министерства культуры в лице М. Е. Швыдкого видит в создании условий, при которых ки­но станет самоокупаемым. Стопроцентное финансирование распро­страняется лишь на те проекты, социальная значимость которых не


сопоставима с возможной коммерческой отдачей, например, дет­ское кино. Государство будет поддерживать детское кино и 20% элитарного кино, а 80% кинопродукции должны окупаться.

У отечественного зрителя постепенно сформировалась система стандартных для мирового проката претензий к кинозалам. Кино­залы с прекрасным экраном, объемным звуком, мягкими креслами, викторинами и сувенирами перед каждым сеансом стали появлять­ся во многих крупных городах. Пионером новых показов выступил «Кодак-Киномир», открытый американцами в 1996 г. в Москве на месте клуба газеты «Известия». Реконструировались старые кино­театры и строились новые. Типовые однозальные кинотеатры зри­теля уже не интересовали. Будущее было за 6-8-зальными муль-типлексами. Зрители могли теперь выбирать между несколькими картинами. Тем самым решалась проблема альтернативных пока­зов. Сегодня в стране более сотни таких кинотеатров.

Если в начале 90-х годов положение киностудий было бед­ственным и много говорилось о том, что павильоны развалива­ются, оборудование растаскивается, то в последние годы ситуация изменилась. Ведутся строительство, текущий и капитальный ре­монты, студии оснащаются современным оборудованием. Немалые средства на модернизацию потратил государственный киноконцерн «Мосфильм». Теперь уровень технического обеспечения этой кино­студии выше среднеевропейского, есть тонстудия мирового уровня, лучшая в стране операторская техника. Технически переоснащают­ся и другие известные киностудии.

В 2002 г. указом президента была учреждена новая структура — акционерное общество «Российский кинопрокат». В его планах — прокат российского кино, строительство мультиплексов в Москве и Петербурге, воссоздание журнала «Экран» и выпуск своей те­лепередачи о кино. Сверхзадача — довести за три года количество ■российских фильмов в прокате до 30%, что соответствует уровню показа национального кино в особо успешных в кинопроизводстве странах Западной Европы.

В новом российском кинематографе наиболее заметное явление представляет творчество актера и кинорежиссера Н. С. Михалкова. Его фильм «Утомленные солнцем» был удостоен в 1995 г. «Ос­кара» — награды американской киноакадемии. Стал популярным среди самых разных зрителей и другой его фильм — «Сибир­ский цирюльник», снятый в 1998 г. Творческие искания в труд­ных условиях рыночного времени продолжили и такие режис-


серы, как Л.И.Гайдай, Э.А.Рязанов, Г.Н.Данелия. Признание молодежи получили фильмы А.О.Балабанова «Брат» (1997 г.) и «Брат-2» (2000 г.), С.С.Бодрова «Кавказский пленник» и др. Фильмы режиссеров А.Н. Сокурова, А. В.Рогожкина, А.О.Бала­банова и А. С. Кончаловского в 2002 г. были удостоены призов крупнейших международных кинофестивалей в Каннах, Венеции, Москве, Берлине. В 2003 г. на Венецианском кинофестивале фильм режиссера из Новосибирска А. Звягинцева «Возвращение» получил двух «Золотых львов» — «За лучшую картину» и «За лучший де­бют».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.