Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История и философия науки




Лекции

 

Екатеринбург

2010-2011

Лекция 1. Философия науки как научная и учебная дисциплина

1. Проблема взаимосвязи философии и науки. Основные концепции ее решения.

Взаимодействие философии и науки в рамках европейской культуры имеет давнюю историю и начинается с античной философией и наукой, между которыми не было ясной границы, они тесно переплетались. В ходе дальнейшего развития это соотношение в европейской культуре менялось и уточнялось. Неоднократно формулировались концепции этих взаимоотношений, хотя поначалу было бесспорным то, что всё знание – философское, то есть претендует на истину.

Первая концептуальная модель взаимосвязи – натурфилософская модель. Согласно этой модели, философия – это знание целого, а наука – это знание отдельных областей, но тоже знание общего. «Науки о единичном не бывает» Аристотель. В философии знание предстает во всей полноте, а в науке – фрагментарно, она конкретизирует знание общего применительно к данной области действительности, но в общей форме оно содержится уже в философии. Наука – это часть целого философского учения, философия - это наука наук. Еще в 17, 18, 19 в ученые писали труды, под названием «Философия химии», «Философия ботаники» и проч.

В логическом плане более общее знание подчиняет менее общее – это дедуктивный вывод (от общего к частному). Можно вспомнить детективные «Рассказы о Шерлоке Холмсе» А. Конан Дойля, где главный герой в совершенстве владеет дедуктивным методом, при помощи которого ему удается распутать достаточно сложные дела. Примером дедукции может служить: общее выражение «Все люди смертны»(общее) «Сократ человек» (частное), следовательно «Сократ смертен» (вывод). Однако это не означает, что научное знание может быть выведено из философии. В этом отличие сегодняшней позиции от натурфилософии. Кроме того, философия обобщения делается не помимо, а с помощью науки: философия сама черпает знания из наук. И она берет знания не только от наук, но и от других видов культуры. Силой философских обобщений является тот факт, что обобщается опыт всех видов культуры – социальный и личный, который не попадает в поле зрения наук. Философия, обобщая знания, опыт, смыслы из различных культур, интегрирует их в единое целое и придает ей статус онтологической подлинности.

Другая концепция вызревала с классической науки и сформировалась относительно недавно (2 века назад). Наука 16-17 вв. осознавала свою роль. Идеал научности – математически обработанный опытный материал, чего нет у философии, откуда следует, что наука – это особый вид познания. «Физика боится метафизики» И. Ньютон. Это осознание привело к философии позитивизма, основоположником которого является Огюст Конт.

Позитивистская концепция исходит из идеи самодостаточности и даже приоритета науки над познавательной деятельностью в рамках всех других видов культур. Религия и философия при этом предстают как устаревшие формы мышления. Но позитивисты сами по себе философы, так, отрицая философию они продолжали философствовать. Для разрешения противоречия необходимо отрицать старую классическую философию, и создавать новую позитивную философию, которая должна носить опытный характер, иметь конкретный предмет исследования, изучаться эмпирически и быть вспомогательным средством развития науки. Предлагалось изучать методологию, язык науки, логику построения науки знания, психологию науки творчества. Взяли на себя раздачу разработки норм и процедур научного исследования, решения проблемы научного и ненаучного знания, задачу демаркации – проведения границы между философией и наукой и контроль над этой границей. Претензии прагматизма отделить философию от науки является несостоятельной. Позитивисты решили, что достоинство каждого вида культуры определяется только теми элементами, которые присущи науке (самое большое заблуждение). Позитивизм способствовал осознанию особенности науки как познавательной деятельности.

«Современная наука не нуждается в философии. Философия – это устаревшая форма познания»

Антиинтеракционизм. Многие современные философы делят культуру на естественную и гуманитарную. Эти два вида культуры сосуществуют параллельно друг другу, не оказывая существенного влияния друг на друга. Это школы экзистенциализма и философии жизни. Естественнонаучная культура направлена на рост материального имущества человека, а гуманитарная направлена на совершенствование человека как личности, на духовное совершенство. Между этими культурами существуют существенные различия. Чарльз Сноу впервые заговорил о двух культурах. Общественное разделение труда существует и в области производства знания. Многие ученые занимаются не только наукой, но и литературным делом и другими видами интеллектуальной деятельности.

Концепция взаимодополнительности, диалектической связи философии и науки. Познание окружающего мира требует совместных усилий философов, оформляющих общие положения о мире и человеке и ученых, разрабатывающих представления об отдельных отраслях действительности. Эти идеи развивали представители диалектического материализма (марксизм) Кедров Б.М., Гайденко, Милюхин, Рудкевич, Лойфман. Диалектический материализм выступал против тех, кто выступал с антинаучными знаниями. Тщательно подрывалась система взглядов, не уступая место другим взглядам. Научное знание взаимодействует с философией через свои фундаментальные теории. Примерно 3% ученых занимаются чистой теорией. Таким образом, фундаментальные теории занимают пограничное положение между философией и экспериментальной наукой. Целесообразнее выделять не 2 уровня в структуре научного знания, а 3:

1) Эмпирический,

2) Теоретический,

3) Метатеоретический (философские понятия, дающие основания фундаментальным знаниям).

Философия входит в структуру фундаментального полученного знания (при споре о взаимосвязи науки и философии). «Мы живем в стране, которая развивалась катастрофически» Бердяев о крушении СССР. Наука следовательно развивалась тоже в рамках катастрофичности. Развитие науки – это внутренний запрос модернизации и результат влияния греческой (Кирилл и Мефодий XX в.), то есть западно-европейской культуры. Развитие науки связано с модернизацией промышленности. В 1724г учреждена Петербургская Академия наук. Ученые не были во главе культуры – в Российской империи во главе были писатели. Лидерами культуры советского периода были ученые. СССР реализовал ставку на развитие фундаментальной науки, ее применение, то есть на оборонную промышленность. Нынешняя РФ на развитие фундаментальной науки ставку не делает, а ориентирована на экспорт сырья и прикладную науку – инновационная экономика, нанотехнологии. Развитие философии как науки прекращает свое развитие из-за засилия нанеучных знаний. Единственная форма государственного вмешательства есть курс «История и философия науки».

2. Наука как предмет прикладного исследования, становление науки о науке – общего науковедения – в XX.

Есть объективная необходимость в исследовании науки как феномена современной жизни. Наука – дорогостоящее и ответственное дело, связанное с экономикой, образованием и медициной. Организация, финансирование, планирование науки не должно осуществляться «на глазок». Наука представляет собой объект исследования в прикладном аспекте. Цель – получить знание о науке и использовать их в практических целях. Но чтоб осуществить это, необходимо использовать теоретические знания - историю, экономику, социологию, этику, математику. Эти дисциплины являются теоретическими знаниями. Психология исследует научное творчество, социология исследует науку как социальный институт как вид общественного знания. Этика – анализирует проблему этоса ученых, их этических норм. Важную роль играет история науки. Особую роль играют исторические исследования науки. Профессиональная история науки сложилась в Западной Европе в конце XIX в. (Франция), основоположником является Александр Койре. Социология науки получила мощный толчок к развитию в Англии Дж. Берналом. «Социальная функция науки» (Бернал, 1939). Заложил основы науки о науке в качестве прикладной с целью развития науки об обществе. В основе науковедения лежит методология измерения измеряемых характеристик (число ученых, количество журналов, количество публикаций, производительность научного труда, размеры капиталовложений, экологическая эффективность, частота использования выполненных исследований). В этом виде в нашей стране науковедение зарождается в 60-х гг. «Наука о науке. Введение в общее науковедение» (Г.М. Добров, Киев, 1966г). «Уральский ученый в зеркале цитирования» (Гусев, 2009г). Наука использует средства статистики для обработки данных. Наука использует комплексный метод, опирается на данные различных наук. Возникает проблема как сочетать данные в единую дисциплину? Какая наука способна дать целостный взгляд? (история, социология). Целостный взгляд на науки мы можем получить только от философии, так как на вопросы о сущности, важнейших элементах, главных субъектах, о научных знаниях может дать философия. Кроме прикладной науки следует рассматривать философию как фундаментальную дисциплину о науке. Философия науки черпает знания в науковедении, также есть и обратная связь.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.