Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Две теории, в которых признается единство традиции и инновации

2. Концепция научных революций Томаса Куна

1922 США физфак Гарвардского. Теорфизика. 1946г – магистр. 1949г – доктор. 1958г – профессор истории науки.

1962 г «Структура научных революций». Гинзбург подвергал критике позицию Томаса Куна. На Куна повлиял Ал-р Койр е ( Койранский, возглавлял международный комитет по истории науки, российское происхождение ). Это влияние шло через критику позитивизма, который отрывал и противопоставлял науку разным видам культуры, фил, религии. Кун усвоил мысль о том, что наука прошлого должна быть вписана во весь интеллектуальный багаж своей эпохи. Искали истоки современных черт научного знания. Среди общих предпосылок, то обстоятельство, что Кун отказывается от идей демаркации. Жесткого отделения науки от философии, религии, искусства. Эта идея тщательно и строго разрабатывалась неопозитивистами. Наука по Куну – одна из форм культуры и активно взаимодействует с фил, религией. Концепция науки строится как прикладная теория культуры. К науке Кун подходит с широких культурологических позиций. Отрицание кумулятивного характера развития научного знания. Интересует не истинность научной теории как таковой, не возможность отделить истинный вклад от заблуждений, а желание взглянуть на целостность научного знания в данную эпоху, на связь скажем идей Галилея с другими представителями науки данной эпохи. Основное понятие философии науки Куна – понятие ПАРАДИГМА. Формально в работе Куна оно не объясняется. Но по греч. «образец». Парадигма – одно или несколько близких фунд теорий, которые в данное время в науке выступают образцом по отношению к другим теориям вместе с методологией, картиной мира, системой ценностей, норм научной деятельности. Благодаря возникновению парадигмы и её влияния на сознание других ученых, его приятия научным сообществом, это сообщество консолидируется, объединяется и превращается в субъект профессиональных занятий, а само познание становится научным познанием. С точки зрения Куна до Ньютона парадигмы в естествознании не существовало. Именно теория Ньютона задала стандарт научного мышления, определила развитие всего естествознания на несколько столетий.

Научное познание, обладающее парадигмой Т. Кун называет нормальным. Накопление фактов, их предсказание, объяснение. Благодаря небесной механике Ньютона удалось вычислять неизвестных тел траекторию. Например, для Нептуна Леверье рассчитал. 1846г. И. Галле обнаружил эту планету на небе.

Расширяются предметные области наук. Развиваются основные понятия парадигмы. В этом периоде можно наблюдать кумулятивное развитие знания. Накапливаются, систематизируются, оформляются и можно увидеть не только накопление, но и прогресс. Наличие учебников – нормальная наука. Вузовские учебники разъясняют сущность, иллюстрируют наблюдения, подтверждения. В качестве учебной литературы – классические работы ученых. Ньютон «Оптика».

Б. Больцано. Ученый должен был знать предмет в целом и уметь преподать молодому поколению. Знание учебное лишь тогда, когда есть учебник. Там истины, которые могут переданы. Основа научной общественности не только ученые, но и студенты, усваивающие парадигмальные истины.

Научные революции – это период кризиса старой парадигмы и рождение новой. Назревает на фоне накопления различных аномалий. Факты, необъяснимые откладываются и наступает момент, когда откладывать дальше невозможно, возникают попытки отбросить старую парадигму и создать новую. Рушатся прежние системы научного знания. Отбрасывается старое. Сообщество раскалывается. Одна часть привержена старой парадигме, а другая – новой. Нет инстанции, которой можно было бы апеллировать. Бор и Эйнштейн. Самые авторитетные в мире. Не было третьего, кто бы рассудил. Возникает революционная ситуация, в которой есть иррациональный момент. Важна сила убеждения, энтузиазм нового поколения, способы общения между собой. Под революцией понимается переход количественных изменений в качественные. Скачок – это и есть изменение качественное. Скачок в перерыве плавных изменений. Маркс уделял внимание социальной революции. Переход от одной формации к другой. Быстрое продвижение вперед. Революция у Куна – это не обязательно движение вперед, выше. Это движение от предыдущей парадигмы. При этом Кун подчеркивает иррациональный характер, нелогический. Он совершается в форме озарения. Гештальтпсихология – первичным элементом психики считает структуры. Подобно переключению гештальта. Парадигма у Куна – гештальт. Невозможно объяснить из старого, из элементов. Это новое образование которое возникает непонятно почему. Внутренний необратимый процесс.

До 1781 г в головах астрономов господствовала мысль, что все планеты Солнечной системы открыты. Уильям Гешель открыл Уран 1881. После этого было открыто 20 малых планет. Мгновенное переключение. До этого астрономы 17 раз видели Уран, но не могли предположить, что это планета. Если сравнить старую и новую парадигмы, то оказывается, что старая лучше описывает факты. Система Коперника была менее совершенна.(?). Но тем не менее она была принята. Но выбор парадигмы влияют внешние социокультурные факторы. Ф Бэкон считал, что это домыслы Коперника. Но они не сыграли своей решающей роли для рождения новой парадигмы. Научная революция меняет очень многое. Старое знание начинает выглядеть несколько иначе. Меняется структура учебников. Восприятие новой парадигмы дает несколько вариантов в отношении ученых к ней. За и против. Адаптирующиеся к новой парадигме. Восприятие парадигмы идет долго. Старую теорию начинают штопать. Но сопротивление новой парадигме заканчивается в конце концов. Новое поколение не помнит о том, как старая парадигма господствовала в умах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Категории диалектики | Направленность, преемственность, прогресс научного знания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.