Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страховое дело




Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации

Внебюджетные фонды представляют собой совокупность средств федеральных и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет, и имеющие целевое назначение.

Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

ФОНДЫ ГОСУДАРСТВА

 

 

 

Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения государством национального дохода в пользу определенных социальных групп населения.

Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства - бюджета - в виде специальных фондов и особых счетов. Государство с расширением деятельности нуждалось во все новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и прекращением их финансирования они заканчивали свое существование. В связи с этим количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.

С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом стал законом, обязательным к исполнению.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин.

Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики.

Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначены для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. Именно появление внебюджетных фондов со строго целевым использованием средств обеспечивает более эффективный государственный контроль.

В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях, то есть при наличии активного сальдо, использоваться для покрытия бюджетного дефицита.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, и второй - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда. Так возникли в ряде государств экономические внебюджетные фонды.

Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.

Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают:

* специальные налоги и сборы;

* средства из бюджета;

* займы.

Основной метод - это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.

Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов.

Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.

В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи. Они возникают между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь возникает при формировании фондов или при использовании ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так, фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно они при наличии активного сальдо приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно соединяется с разнообразными финансовыми звеньями, то есть деньги движутся в разных направлениях между ними.

 


 

 

В финансовой системе Российской Федерации государственные внебюджетные фонды возникли в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” (от 10 октября 1991 г.). Главная причина возникновения внебюджетных фондов - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Перед внебюджетными фондами стоят важные задачи. Во-первых, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики (фонды НИОКР). Во-вторых, расширить социальные услуги населения с помощью различно создаваемых специальных фондов.

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

* специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

* отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

* средства бюджета;

* прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

* займы, полученные фондом в Центральном банке или коммерческих банках.

С 1992 г. в России начали действовать социальные и экономические внебюджетные фонды.

К социальным фондам относились:

* Пенсионный фонд;

* Фонд социального страхования;

* Государственный фонд занятости населения;

* Фонд обязательного медицинского страхования;

* Фонд социальной поддержки населения и др.

К экономическим фондам – дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.

По Указу Президента РФ (от 22 декабря 1993 г.) все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов. Рекомендовано и органам государственной власти субъектов Федерации включить аналогичные внебюджетные фонды в бюджеты административно-государственных и национально-территориальных образований.

В составе внебюджетных фондов остались: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Рассмотрим подробнее эти фонды.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения.

Средства его формируются за счет 3 главных источников:

* страховых взносов работодателей и работающих;

* дотации из федерального бюджета;

* ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда.

При отсутствии средств у Фонда он может использовать кредиты банков.

Средства Пенсионного фонда используются на выплату:

* государственных трудовых пенсий;

* пенсий военным;

* пенсии инвалидам;

* компенсаций пенсионерам;

* пособий для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет;

* пособий пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;

* другие цели.

В условиях инфляции пенсии гражданам должны пересматриваться в сторону повышения, приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются так же минимальные пенсии.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве – где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Страховые тарифы взносов установлены в следующих размерах (см. табл.1).

В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных, временных, а также работающих по совместительству.

 

Таблица 1

Страховые тарифы взносов в Пенсионный фонд РФ

  Страховые тарифы взносов
  1994 г. 1998 г. 2000 г.
Для работодателей (по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям): * предприятия, учреждения, организации; * колхозы, совхозы, предприятия по производству сельскохозяйственной продукции; а также: * от дохода крестьянских хозяйств; * от дохода работающих.     28 %     20,6 %     5 % 1 %   2 %  

 

Общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также принадлежащие им на правах собственности предприятия, объединения и учреждения освобождены от уплаты страховых взносов. При этом необходимо, чтобы деятельность этих предприятий была направлена на осуществление уставных целей.

Срок оплаты страховых взносов для работодателей - 1 раз в месяц. В таком порядке работодатели начисляют и удерживают страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан. Крестьянские (фермерские) хозяйства вносят платежи 1 раз в год не позднее 1 апреля последующего года.

Руководство Фондом осуществляет Правление и его постоянно действующий орган – исполнительная дирекция. Дирекция подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, по финансированию расходов органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а таске контролю за расходованием средств.

Кроме Пенсионного фонда назначением и перераспределением размера пенсий занимается Министерство социальной защиты, а также Министерство связи, доставляющее пенсию получателю, и Сберегательные бани, обеспечивающие пенсионеров наличными деньгами и безналичными перечислениями.

Бюджет Пенсионного фонда и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете Пенсионного фонда России утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, и общая сумма расходов - по направлениям.

Фонд социального страхования Российской Федерации действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. Создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств.

Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым.

Он предназначен для финансирования выплат:

* различных пособий по временной нетрудоспособности и родам;

* при рождении ребенка;

* по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

* санаторно-курортного лечения;

* для других целей.

Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства от 12 февраля 1994 г. К основным задачам Фонда кроме обеспечения гарантированных государством пособий относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования образуется за счет:

* страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

* доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

* добровольных взносов граждан и юридических лиц;

* ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.

Норматив отчислений юридических лиц в Фонд установлен с 1 июля 1994 г. в размере 5,4% (а с 1998 г. - 4,4 %) по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям (расчет такой же, как и в Пенсионном фонде). Работающие в этот фонд ничего не платят.

Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях - аппараты органов Фонда. При Фонде образуется Правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы. Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации образован в соответствии с Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. Он создан для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Порядок образования и расходования средств определяется Положением о Государственном фонде занятости от 6 июня 1993 г.

Этот Фонд формируется за счет:

* обязательных страховых взносов работодателей;

* обязательных страховых взносов с заработка работающих;

* ассигнований из республиканского бюджета РФ и бюджетов субъектов Федерации;

* добровольные взносы юридических и физических лиц;

* другие средства.

Страховой тариф взносов в Фонд для юридических лиц установлен в 1994 г. в размере 2% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. От уплаты страховых взносов освобождены только общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения, учреждения, а также религиозные объединения. Кроме того, взносы не платят Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации и другие военные формирования.

Управление Государственным фондом занятости населения РФ осуществляется Государственным Комитетом РФ по занятости, а также центрами занятости при представительных органах власти. Непосредственное руководство Фондом возложено на Правление фонда.

Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации образован в соответствии с Законом “Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР” (от 28 нюня 1991 г.). Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства должны направляться страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. По закону такая компания обязана в открытой печати публиковать ежегодный балансовый отчет. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.

Средства Фонда используются:

* на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам;

* на медицинскую науку;

* медицинские программы;

* другие цели.

Фонд обязательного медицинского страхования формируется за счет:

* страховых взносов;

* бюджетных ассигнований.

Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов, пенсионеров и других категорий). Плательщики страховых взносов подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня создания территориального фонда.

Тариф страховых взносов определяется верховной законодательной властью по представлении Правительства РФ. В 1994 г. он составил 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых разнообразных услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления уставных целей.

Плательщики, кроме граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, уплачивают страховые взносы 1 раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц.

Средства Фонда перечисляются на собирательный счет Расчетного контрольного центра. управляемого администрацией территории. РКЦ в пределах территории финансирует работу страховых компаний, имеющих лицензию для проведения соответствующей работы. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов возложен на Государственную налоговую службу РФ.

Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно “гарантированный объем медицинских услуг”. В этот объем войдет как минимум “скорая помощь”, лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР – экономические внебюджетные фонды. Порядок их образования и использования утвержден постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. №315.

Средства фондов формируются за счет ежеквартальных отчислений предприятий и организаций в размере 1,5% от себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг), направляются на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ. Для осуществления операций по поступлению и расходованию средств внебюджетных фондов получателям (министерства, иные федеральные органы власти, объединения, корпорации, ассоциации) в банках открывают депозитные счета.

Субъекты Федерации и местные органы самоуправления создают региональные внебюджетные экономические фонды. На основе Указа Президента РФ “О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищного строительства” (от 24 декабря 1993 г.) создаются внебюджетные фонды развития жилищной сферы. Правительство РФ утвердило Примерный порядок формирования и использования региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства. Решение об образовании таких фондов принимается представительными органами власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления.

Основные задачи, стоящие перед этими фондами: создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы, эффективное использование средств на формирование рынка жилья, содействие развитию производственной базы домостроения. Средства фондов формируются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц, целевых кредитов под гарантию органов исполнительной власти субъектов Федерации или органов местного самоуправления, дивидендов от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда, плата за инжиниринговые, информационные и другие услуги, оказываемые службами фонда. Из фондов финансируется строительство жилья, строительство и ремонт объектов ЖКХ, строительство объектов социальной инфраструктуры, приобретение ценных бумаг, социальная поддержка малоимущим группам населения для оплаты строительства и содержания жилья.

В управления фондами входят представители органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, физические лица.

 

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.