КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Транспорта. Сущность финансов железнодорожного транспорта
Характеристика финансов предприятий железнодорожного Лекция № 2
Предприятия и учреждения железнодорожного транспорта осуществляют свою финансово-экономическую деятельность на принципах сочетания государственного регулирования и рыночных отношений. Всю совокупность финансово-экономических отношений в отрасли можно разделить на следующие группы: 1) с пользователями транспортных услуг (с пассажирами, отправителями и получателями грузов, заинтересованными организациями и гражданами) – по оплате услуг и участию в развитии объектов железных дорог; 2) с федеральным бюджетом. Такие отношения касаются: − финансирования за счет государственных капитальных вложений выполнения федеральных государственных нужд, т.е. строительства и реконструкции магистральных железнодорожных линий, объектов мобилизационного назначения, приобретения железнодорожного подвижного состава; − транспортного обеспечения в рамках государственного оборонного заказа; − компенсации убытков от социально значимых пассажирских перевозок в целом и от льготного проезда, в частности. Как следует из финансовой отчётности ОАО «РЖД», компенсация убытков по перевозке пассажиров, полученная из региональных и федерального бюджетов, составила в 2004 г. 2 656 млн руб. (кроме того, на 31.12.2004 г. оставалась дебиторская задолженность в размере 322 млн руб.), в 2005 г. − соответственно 1 628 млн руб. (237 млн руб.) [1]; − финансирования реализации федеральных программ, касающихся функционирования подотрасли. Как известно, постановлением Правительства РФ от 18.05.2001 г. № 384 утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2001−2010 гг. Очевидно, что ее реализация в ближайшее время потребует, кроме всего прочего, и значительных финансовых вложений, большая часть которых будет выделена из федерального бюджета. Постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 г. № 848 утверждена федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России на 2002–2010 годы". В подпрограмме "Железнодорожный транспорт" предусматривается решение задач развития инфраструктуры железных дорог, строительства новых линий, обеспечения безопасности, развития пассажирского комплекса, обновления парка локомотивов и грузовых вагонов, научно-технического обеспечения железнодорожного транспорта. При этом отмечается, что задача строительства новых железнодорожных линий включает мероприятия общегосударственного значения, реализация которых не всегда обеспечивает необходимые доходы на вложенный капитал российским железным дорогам, но приносит значительный экономический и социальный эффект для общества в целом (см. Приложения 5–6); − уплаты налоговых и иных предусмотренных законодательством обязательных платежей и сборов. Предприятия железнодорожного транспорта РФ осуществляют платежи в федеральный бюджет. Объектами налогообложения являются выручка от реализации продукции (работ, услуг), прибыль, имущество, земля, фонд заработной платы. Льгот по уплате налогов железнодорожный транспорт практически не имеет. Исключение составляет налог на землю, расположенную в полосе отвода. В этом случае применяется ставка, составляющая 25% ее общего уровня. Не облагаются налогом на имущество железнодорожные пути сообщения, линии связи и электропередачи; 3) с бюджетами субъектов Российской Федерации. Помимо федеральных государственных нужд на железнодорожном транспорте существуют виды деятельности, финансирование которых предусмотрено в основном за счёт средств субъектов Российской Федерации. Прежде всего, это строительство и реконструкция (в том числе электрификация) железнодорожных линий, вокзалов, пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских платформ и других объектов железнодорожного транспорта по обслуживанию населения региона, приобретение электропоездов и дизель-поездов для пригородного сообщения. Велика роль региональных бюджетов в финансировании социальной сферы железных дорог. На основе договорных отношений между железной дорогой и соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ возможно: − регулирование размера тарифов на перевозки грузов, являющихся приоритетными для экономики региона и специальных энергетических тарифов на отпуск электроэнергии железным дорогам; − выведение из системы железнодорожного транспорта и передача на баланс муниципалитетов объектов социальной сферы, убыточных, малодеятельных линий; − согласование сумм компенсаций убытков от перевозок пассажиров в пригородном сообщении. Стоит отметить, что региональной политике в деятельности ОАО "РЖД" отводится особое место. В 2005 г. были подписаны Генеральные соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта с 75 субъектами РФ. Это крупные заказы компании на отечественных промышленных предприятиях, совместные инвестиционные проекты и др. Таким образом, за счет выделения средств из расходной части региональных бюджетов на компенсацию выпадающих доходов и снижение расходов по перевозкам пассажиров увеличиваются финансовые ресурсы железных дорог. В среднем по регионам России платежами пассажиров и компенсациями из бюджетов субъектов РФ оплачивается 60% расходов по пригородным перевозкам. Убытки покрываются выплатами из бюджетов на 45%, остальная доля убытков погашается прибылью от грузовых перевозок. За счет этого же источника почти полностью погашаются убытки по пассажирским перевозкам в дальнем сообщении[2]. Сегодня ведётся создание пригородных железнодорожных акционерных компаний с электропоездами, моторо-вагонными депо, пригородными вокзалами и платформами. В их формировании предусмотрено участие местных и региональных органов власти субъектов Федерации. При этом разрабатывается механизм финансирования этих акционерных компаний за счёт средств местных бюджетов. Иными словами, убытки по пассажирским перевозкам должны компенсироваться из этих бюджетов. Данная группа финансовых отношений, как и предыдущая, затрагивает перечисление налоговых и иных платежей в доход бюджета субъекта; 4) с местными бюджетами (бюджетами муниципальных образований). К таким финансово-экономическим отношениям относятся совместное развитие объектов железных дорог, передача местным органам власти социальных активов акционерного общества с одновременным финансированием расходов по их содержанию. Выше уже говорилось, что на основе договорных отношений между железной дорогой и соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ возможно выведение из системы железнодорожного транспорта и передача на баланс муниципалитетов объектов социальной сферы. ОАО «РЖД» оценило расходы, выделяемые в 2006 г. на содержание объектов социальной сферы, переданных местным органам власти, в 730 млн рублей [3]. Кроме этого к данной группе можно отнести уплату предприятиями, осуществляющими перевозочный процесс, налоговых и иных, предусмотренных законодательством, обязательных платежей и сборов, финансирование пригородных перевозок за счёт средств муниципального образования, компенсацию льготного проезда населения; 5) внутриотраслевые финансово-экономические отношения. Такие отношения складываются: − между отдельными железными дорогами; − между отдельными учреждениями инфраструктуры железнодорожного транспорта. Такие отношения касаются решения внутренних вопросов деятельности ЖДТ между ФА ЖДТ РФ как федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, осуществляющим в соответствии с законом государственное управление отраслью, и ОАО «РЖД», его филиалами − отдельными железными дорогами; между самими железными дорогами как самостоятельными хозяйственными субъектами и партнерами по хозяйственным связям. К основным аспектам таких отношений сегодня относятся: − установление порядка формирования доходов железных дорог, получаемых от перевозок пассажиров, грузов, багажа. Учитывается конкретный вклад каждой железной дороги в перевозочный процесс в прямом смешанном сообщении. При этом применяются расчетные цены; − заключение договоров между железными дорогами (например, по распределению доходов от перевозок, расчётам в связи с несохранными перевозками грузов или повреждением технических средств); − заключение договоров между железными дорогами, предприятиями по ремонту подвижного состава и производству запасных частей, другими предприятиями железнодорожного транспорта, связанными с организацией и обеспечением перевозочного процесса; − создание централизованных фондов и резервов для решения общеотраслевых задач, в том числе для финансирования текущих затрат общесетевого характера, материального и социального развития подведомственных предприятий и учреждений. Совокупность вышеперечисленных денежных отношений составляет основу финансов железнодорожного транспорта.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |