Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты финансового контроля в Украине




Классификация финансового контроля

Виды финансового контроля

Содержание финансового контроля

Финансовый контроль занимает важное место в системе управления финансовыми ресурсами.

Финансовый контроль – совокупность мероприятий, проводимых уполномоченными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности функционирования денежных фондов, реализации финансовых отношений.

Основные задачи финансового контроля:

- соблюдение правильности соблюдения условий формирования и использования денежных фондов;

- контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

- разработка рекомендаций по совершенствованию финансовых отношений.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, возникающие между государством, юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации и перераспределения ВВП. Таким образом, финансовый контроль охватывает все сферы финансовой системы и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и определяется его роль как важнейшего элемента государственного и хозяйственного контроля и управления.

Субъектами финансового контроля на макроуровне выступают контролирующие государственные органы власти и управления. На микроуровне - непосредственно субъекты хозяйственной деятельности в лице экономических служб предприятий, отдельных его специалистов, привлекаемых аудиторских организаций.

 

Виды финансового контроля различаются в зависимости от субъектов контроля и по времени проведения. Классификация видов финансового контроля по указанным признакам представлена в таблице.

 

Признак Вид Особенности
Субъект контроля Государственный Органы государственной власти и местного самоуправления
  Ведомственный КРУ министерств и ведомств
  Общественный Общественный организации
  Независимый Аудиторские фирмы
  Внутрихозяйственный Финансово-экономические службы предприятий, организаций, учреждений
  Правовой Правоохранительные органы
  Гражданский Физические лица (налогообложение, получение бюджетных средств)
По времени проведения Предварительный До исполнения, носит предупреждающий характер
  Текущий Основной вид, в течение бюджетного года
  Последующий По окончании бюджетного года

 

Государственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления. Он также может быть двух видов: законодательных органов власти; исполнительных органов власти. Законодательные органы власти имеют право на получение от органов исполнительной власти необходимых материалов при работе над законодательными актами. Органы исполнительной власти контролируют формирование и использование фондов денежных средств в соответствии со своими компетенциями.

Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств.

Общественный контроль осуществляют общественные организации в зависимости от поставленных задач.

Независимый контроль осуществляется со стороны аудиторских фирм. К услугам аудиторских фирм прибегают различные структуры. Такой контроль может осуществляться и по заказу предприятия, финансовая деятельность которого становится объектом аудита.

Внутрихозяйственный контроль проводится соответствующими службами предприятий, организация и учреждений.

Правовой контроль осуществляется правоохранительными органами. Побудительными причинами такого контроля является необходимость выяснения причастности субъекта хозяйствования к противоправной деятельности.

Физические лица также осуществляют финансовый контроль, именуемый гражданским контролем. Контроль осуществляется автоматически в процессе составления налоговых деклараций, ознакомлении с информацией об удержаниях из заработной платы и т.д. Физические лица являются получателями денежных средств в виде заработной платы, различных трансфертов, дивидендов и т.д., что также автоматически становится объектом контроля.

Различают предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль играет особую роль. Он проводится до осуществления финансовых операций. Предварительный контроль направлен на предотвращение противоправных ситуаций, на выявление резервов роста доходов и повышения эффективности использования финансовых ресурсов, на выявление соответствия планируемых финансовых показателей поставленным целям. Поэтому он носит предупреждающий характер. В процессе предварительного контроля должны применяться следующие методики: экспертиза проектов смет доходов и расходов; экспертиза проектов программ финансового обеспечения; экспертиза иных нормативных документов, регламентирующих функционирование фондов денежных средств.

В процессе осуществления финансовых операций проводится текущий контроль. В результате текущего контроля выявляются нарушения финансовой дисциплины, соблюдения норм и нормативов по формированию и расходованию фондов денежных средств. Текущий контроль является основным видом контроля.

Последующий контроль проводится по окончании отчетного периода. Если текущий контроль основывается на изучении первичных документов, то последующий контроль - в основном на отчетных документах.

 

3. Методы финансового контроля – конкретные приемы и способы его проведения. Виды методов: документальная проверка, ревизия, обследование, экономический анализ.

Документальная проверка проводится на основании данных первичных документов, учетных регистров, отчетности и установленных показателей сметы доходов и расходов. При изучении документов применяют хронологический или систематизированный методы.

Ревизия – наиболее распространенный метод финансового контроля, система контрольных действий, направленных на всестороннюю проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по использованию средств бюджетного и внебюджетных фондов. Виды: полная, частичная, тематическая, комплексная и др.

Обследование заключается в ознакомлении контролирующего лица с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности. Обследование является фактическим контролем, который заключается в следующем: обследование на месте объекта проверки; инвентаризация имущества, товарно-материальных ценностей и денежных средств; проверка фактического исполнения оплаченных работы; контрольные замеры состава еды для потребителей; экспертная оценка и т.д.

В процессе контроля любого вида проводится аналитическая работа, дается оценка действующему финансовому законодательству, выявляются причины несоблюдения тех или иных норм, финансовый показателей, даются рекомендации по совершенствованию финансовых операций. Поэтому экономический анализ также является методом финансового контроля.

 

Субъектами финансового контроля в Украине являются Кабинет Министров Украины, Министерство финансов Украины (Контрольно-ревизионная служба, Государственное казначейство), Расчетная палата, местные финансовые органы, Государственная налоговая служба, отраслевые министерства, Фонд государственного имущества (контролирует процессы, связанные с приватизацией), Национальный банк, Государственные комитеты (по ценам; статистики; антимонопольный комитет; стандартизации, метрологии и сертификации; по делам защиты прав потребителей; Государственная служба занятости и социальной политики), независимые аудиторы и аудиторские фирмы и другие (Пенсионный фонд, органы охраны природной среды, органы пожарного надзора и т.д.).

 

(Для сведения, не для записи в лекционных тетрадях).

Основными функциями Государственной контрольно-ревизионной службы Украины являются:

· контроль за использованием средств бюджетного и внебюджетных фондов на всех бюджетных уровнях;

· контроль за сохранностью госимущества в бюджетных учреждениях;

· контроль за достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных учреждениях;

· организация работы органов среднего и базового звена по проведению ревизий;

· проведение ревизий по всем направлениям использования бюджетных средств;

· контроль за устранением недостатков по результатам проверок;

· разработка нормативно-инструктивного материала, регламентирующего организацию ревизий и проверок.

Расчетная палата подчиняется Верховной Раде Украины и осуществляет контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины и средств внебюджетных фондов. Расчетная палата Украины регулярно информирует Верховную Раду Украины, ее комитеты о ходе исполнения Государственного бюджета.

Государственное казначейство Украины подчиняется Министерству финансов Украины и отвечает за:

· организация контроля за исполнением Государственного бюджета Украины;

· управление средствами бюджета и средства государственных внебюджетных фондов;

· ведение учета кассового исполнения Государственного бюджета Украины.

Финансовые органы осуществляют контроль за целевым использованием средств местного бюджетного и внебюджетных фондов.

Государственная налоговая служба Украины подчиняется Президенту Украины и выполняет следующие основные функции:

· учет плательщиков налогов и других обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды;

· контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей;

· контроль за достоверностью налогового учета и отчетности.

Для эффективности бюджетного контроля важным является обеспечение взаимодействия всех контролирующих органов.

В результате взаимодействия финансовых, налоговых органов и органов Госказначейства решаются следующие задачи:

· обеспечение достоверности данных по учету доходов бюджета;

· правильное распределение регулирующих налогов между бюджетным уровнями;

· устранение несоответствия в отчетных данных о поступлениях в доходы бюджета;

· ряд других задач.

Взаимодействие обеспечивается также на основе взаимного обмена необходимой информацией и осуществления совместных проверок.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.