КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Противоречия Ямайской валютной системы
Г. — объединение Германии. Дало толчок усилению инфляционных процессов в объединенной стране и последующему росту процентных ставок. В результате нарушился баланс сил между немецкой маркой и остальными валютами, входящими в европейскую валютную систему (ЕВС).
25 апреля 1995 г. — встреча министров финансов "большой семерки" (США, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада и Япония) в Вашингтоне. Выработано единое мнение относительно валютной политики. Принято решение о совместных интервенциях в помощь доллару с целью удержать его стремительное падение.
1. Ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действий стран-участниц в отношении режима валютного курса в своей стране. Так, например, количество стран, привязавших свои валюты к доллару за период 1982—1994 гг. уменьшилось с 38 до 20. В 1982 г. лишь 8 стран поддерживали независимое (свободное) плавание курсов своих валют, в 1994 г. их уже было 52. Однако, страны объявившие о свободном плавании своих валют, поддерживали валютный курс с помощью интервенций, то есть вместо чистого плавания фактически осуществлялось управляемое «грязное» плавание.
2. Другим противоречием является сохранение долларом США лидирующих позиций в Ямайской валютной системе. Объясняется это рядом обстоятельств:
3. Глобальные риски, проявившиеся в условиях кризиса 2008 года, поставили под сомнение приемлемость концептуальной основы Ямайской валютной системы, которая ориентировалась в основном на рекомендации монетаризма и либерализацию. Мировой финансово-экономический кризис выявил неэффективность МВФ как института регулирования, которое распространялось лишь на развивающиеся страны и не касалось развитых стран, в том числе США, поскольку они перестали заимствовать в Фонде.
4. Противоречие между юридической демонетизацией золота в рамках Ямайской валютной системы и его реальным использованием как международного резервного средства и чрезвычайного международного платежного средства (при экономических и политических потрясениях) дает основание для дискуссий о будущей позиции золота в новой мировой валютной системе.
Источник www.gold.org
5. за стандартом СДР скрывается по существу долларовый стандарт и тенденция к введению наднациональной валюты в электронной форме.
Обращает на себя внимание определенная историческая преемственность обсуждаемых ныне предложений о реформе Ямайской валютной системы. В их числе:
Идеи о введении единой региональной валюты высказываются и многими интеграционными союзами,
В торгово-экономическом объединении (США – Канада – Мексика) обсуждалась возможность создать североамериканскую валютную единицу – амеро – которая бы считалась «универсальным долларом суверенных государств», и использовалась бы странами и неамериканского континента. Этот проект был направлен на укрепление международных позиций доллара.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе экономическое объединение АСЕАН+3 (Китай, Япония, Южная Корея), где традиционно доминировала Япония и ее валюта, разра-батывается проект азиатской валютной единицы – АКЮ.
В 2010 году Члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, куда входят Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман и Объединенные Арабские Эмираты, решили на неопределенное время отложить обсуждение вопроса о введении единой валюты (халиджи), из-за финансового кризиса 2008 года. Ранее планировалось ввести валюту в 2013 году. Однако незначительная внутрирегиональная торговля этих стран (около 7%) по сравнению с зоной евро (50%) затрудняет формирование их валютного союза
Одним из наиболее интегрированных экономических объединений на пространстве СНГ является ЕврАзЭС, где в валютной структуре платежей доля российского рубля составила 52,6% в 2008 г. Однако, российский рубль используется преимущественно в двусторонних расчетах России со странами ЕврАзЭС: с Казахстаном – 59,1%, Белоруссией – 56,6%, Таджикистаном – 31%, Киргизией – 25,1%. В расчетах между странами ЕврАзЭС без участия России использование российского рубля значительно меньше (максимум 32,5% между Белоруссией и Казахстаном) и преобладают доллар и евро (например, доля доллара составляла примерно 99% в расчетах между Казахстаном и Таджикистаном).
Судьба золота в мировой валютной системе. Вопреки утверждениям о «снижении резервной роли золота» и полном отказе стран от этого резервного актива, официальные золотые запасы составляют около 31-33 тыс. т (где-то 52 млрд. $), частная тезаврация золота, по оценке, превышает 25 тыс. т Для оценки перспектив золота в реформируемой мировой валютной системе необходимо принимать во внимание ныне действующее «Вашингтонское соглашение о золоте», подписанное в конце 1990-х гг. и пересматриваемое каждые 5 лет. В нем констатируется роль золота как важного компонента международных резервов стран и регламентируются рыночные продажи золота центральными банками, в том числе Европейским центральным банком. Банк международных расчетов осуществляет контроль за соблюдением Соглашения. На данный момент сторонами соглашения являются 17 центральных банков, включая Европейский центральный банк, ЦБ Англии, Швейцарии и других европейских стран. Продажи ограничиваются 400 тоннами в год, а всего за пять лет, в течение которых действительно Соглашение, соответственно, можно продать до 2000 тонн металла из резервов. Цель Соглашения - снизить поступательное падение цены золота и не позволить металлу стать еще менее привлекательным активом для центральных банков. Второе Вашингтонское соглашение было заключено в марте 2004 года, вступило в силу в сентябре того же года и действует до конца сентября 2009 года. Оно устанавливает верхний предел продаж золота на уровне 500 тонн в год.
МФВ оказался не в силах воздействовать на экономическую политику развитых стран, которые не пользуются его кредитами, прежде всего США. Основными его заемщиками стали страны с переходной экономикой. МВФ ориентируется на монетаристские рекомендации осуществления шокового перехода к рыночной экономике. Стабилизационные программы МВФ были основаны на требованиях к странам-заемщикам в духе неолиберализма. В их числе: · ускорить рыночные реформы, особенно приватизацию государственной собственности, · усилить открытость национальной экономики, · ввести либерализацию цен, конвертируемость валюты, свободно плавающий валютный курс, · отменить валютные ограничения, · ослабить государственный контроль. Эти требования не соответствовали реальному состоянию экономики стран с переходной экономикой, особенно России. Кредиты МВФ оказались неэффективными, не способствовали экономическому и социальному развитию нашей страны и увеличили бремя внешнего долга. МВФ не справился с задачей раннего предвидения кризисных потрясений.
Учитывая критику в адрес МВФ, в антикризисной программе, принятой на Саммите G-20 в Лондоне в 2009 г., большое внимание уделено мерам по повышению его роли. В их числе: утроение капитала МВФ (до 750 млрд дол. за счет стран-членов) и предоставление Фонду средств в рамках нового соглашения о займах с «Группой 10» в сумме 100 млрд дол.; дополнительный выпуск СДР и их размещение среди акционеров Фонда (250 млрд дол., в том числе 100 млрд дол. среди стран с развивающимися рынками);
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 1231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |