Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Противоречия Ямайской валютной системы




Г. — объединение Германии. Дало толчок усилению инфляционных процессов в объединенной стране и последующему росту процентных ставок. В результате нарушился баланс сил между немецкой маркой и остальными валютами, входящими в европейскую валютную систему (ЕВС).

 

25 апреля 1995 г. — встреча министров финансов "большой семерки" (США, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада и Япония) в Вашингтоне. Выработано единое мнение относительно валютной политики. Принято решение о совместных интервенциях в помощь доллару с целью удержать его стремительное падение.

 

 

 

1. Ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действий стран-участниц в отношении режима валютного курса в своей стране. Так, например, количество стран, привязавших свои валюты к доллару за период 1982—1994 гг. уменьшилось с 38 до 20. В 1982 г. лишь 8 стран поддерживали независимое (свободное) плавание курсов своих валют, в 1994 г. их уже было 52. Однако, страны объявившие о свободном плавании своих валют, поддерживали валютный курс с помощью интервенций, то есть вместо чистого плавания фактически осуществлялось управляемое «грязное» плавание.

 

2. Другим противоречием является сохранение долларом США лидирующих позиций в Ямайской валютной системе. Объясняется это рядом обстоятельств:

  • со времен Бреттон-Вудской валютной системы сохранились значительные запасы долларов у частных лиц и правительств во всем мире;
  • евродолларовые рынки создают доллары независимо от состояния платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению мировой валютной системы необходимым средством для трансакций. 2/3 эмитированных ФРС 100-долларовых купюр обращается за рубежом.

 

3. Глобальные риски, проявившиеся в условиях кризиса 2008 года, поставили под сомнение приемлемость концептуальной основы Ямайской валютной системы, которая ориентировалась в основном на рекомендации монетаризма и либерализацию.

Мировой финансово-экономический кризис выявил неэффективность МВФ как института регулирования, которое распространялось лишь на развивающиеся страны и не касалось развитых стран, в том числе США, поскольку они перестали заимствовать в Фонде.

 

 

4. Противоречие между юридической демонетизацией золота в рамках Ямайской валютной системы и его реальным использованием как международного резервного средства и чрезвычайного международного платежного средства (при экономических и политических потрясениях) дает основание для дискуссий о будущей позиции золота в новой мировой валютной системе.

 

Gold reserves, tonnes, 1948-2008, major official gold holders    
Source: WGC calculations based on IMF data and national sources    
(See notes below)              
tonn                
    1948%       1990%   2008,00%
World 30 182,6   35 893,1 35 836,3 35 582,1   29 726,6  
All countries 28 878,7   33 695,4 29 721,0 29 213,4   26 384,6  
United States 21 682,4 75,1% 15 821,9 8 221,2 8 146,2 27,9% 8133,5 30,83%
Germany 0,0 0,0% 2 640,4 2 960,5 2 960,5 10,1% 3 412,6 12,93%
France 487,1 1,7% 1 458,4 2 545,8 2 545,8 8,7% 2 492,1 9,45%
Italy 85,3 0,3% 1 958,0 2 073,7 2 073,7 7,1% 2 451,8 9,29%
Switzerland 1 232,6 4,3% 1 941,8 2 590,3 2 590,3 8,9% 1 040,1 3,94%
Japan 2,7 0,0% 219,6 753,6 753,6 2,6% 765,2 2,90%
Netherlands 162,5 0,6% 1 289,7 1 366,7 1 366,7 4,7% 612,5 2,32%
China   398,1 395,0 1,4% 600,0 2,27%
Russia     519,6 1,97%
Taiwan   36,4 97,8 421,0 1,4% 423,6 1,61%
Portugal 209,6 0,7% 488,6 689,6 492,4 1,7% 382,5 1,45%
India 227,5 0,8% 219,8 267,3 332,6 1,1% 357,7 1,36%
Venezuela 287,1 1,0% 356,4 356,4 356,4 1,2% 356,4 1,35%
United Kingdom 1 431,6 5,0% 2 489,1 585,9 589,1 2,0% 310,3 1,18%
Lebanon 1,5 0,0% 105,9 286,8 286,8 1,0% 286,8 1,09%
Spain 98,6 0,3% 158,2 454,3 485,6 1,7% 281,6 1,07%
Austria 4,6 0,0% 260,5 656,6 634,3 2,2% 280,0 1,06%
Belgium 554,3 1,9% 1 040,1 1 063,1 940,3 3,2% 227,5 0,86%
Gabon   0,0%     0,4 0,0% 173,6 0,66%
Philippines 0,9 0,0% 13,3 59,7 89,8 0,3% 153,9 0,58%
Libya ###### 0,0 95,7 112,0 0,4% 143,8 0,55%
Saudi Arabia ###### 16,0 142,0 143,0 0,5% 143,0 0,54%
Sweden 72,0 0,2% 151,1 188,8 188,8 0,6% 137,0 0,52%
Singapore ###### #ЗНАЧ! 127,4 0,48%
South Africa 162,7 0,6% 158,3 377,9 127,2 0,4% 124,7 0,47%
Turkey 144,0 0,5% 111,1 117,2 127,4 0,4% 116,1 0,44%
Greece 5,3 0,0% 67,7 119,3 105,8 0,4% 112,5 0,43%
Romania ###### 115,5 68,7 0,2% 103,7 0,39%
Poland ###### 23,6 14,7 0,1% 102,9 0,39%
Thailand 68,4 0,2% 92,7 77,4 77,0 0,3% 84,0 0,32%
Australia ###### 131,3 246,7 246,7 0,8% 79,8 0,30%
Kuwait 0,0 0,0% 0,0 79,0 79,0 0,3% 79,0 0,30%
Egypt 48,0 0,2% 154,6 75,6 75,6 0,3% 75,6 0,29%
Indonesia 158,2 0,5% 51,5 74,5 96,8 0,3% 73,1 0,28%
Kazakhstan ###### #ЗНАЧ! 71,9 0,27%
Denmark 28,4 0,1% 94,7 50,7 51,3 0,2% 66,5 0,25%
Pakistan 12,1 0,0% 47,1 56,6 60,6 0,2% 65,4 0,25%
Argentina 127,1 0,4% 91,9 136,0 131,7 0,5% 54,7 0,21%
Finland 5,3 0,0% 36,5 30,7 62,3 0,2% 49,1 0,19%
Bulgaria ###### #ЗНАЧ! 39,9 0,15%

 

Источник www.gold.org

 

 

5. за стандартом СДР скрывается по существу долларовый стандарт и тенденция к введению наднациональной валюты в электронной форме.

 

Обращает на себя внимание определенная историческая преемственность обсуждаемых ныне предложений о реформе Ямайской валютной системы. В их числе:

  • сохранение моновалютной системы на основе доллара;
  • формирование двухвалютной системы на основе доллара и евро;
  • создание многовалютной системы на основе наиболее используемых в мировой экономике валют;
  • введение системы, основанной на региональных валютах;
  • расширение использования СДР как единой мировой резервной валюты;
  • возвращение к золотому стандарту;

 

Идеи о введении единой региональной валюты высказываются и многими интеграционными союзами,

 

В торгово-экономическом объединении (США – Канада – Мексика) обсуждалась возможность создать североамериканскую валютную единицу – амеро – которая бы считалась «универсальным долларом суверенных государств», и использовалась бы странами и неамериканского континента. Этот проект был направлен на укрепление международных позиций доллара.

 

В Азиатско-Тихоокеанском регионе экономическое объединение АСЕАН+3 (Китай, Япония, Южная Корея), где традиционно доминировала Япония и ее валюта, разра-батывается проект азиатской валютной единицы – АКЮ.

 

В 2010 году Члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, куда входят Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман и Объединенные Арабские Эмираты, решили на неопределенное время отложить обсуждение вопроса о введении единой валюты (халиджи), из-за финансового кризиса 2008 года. Ранее планировалось ввести валюту в 2013 году. Однако незначительная внутрирегиональная торговля этих стран (около 7%) по сравнению с зоной евро (50%) затрудняет формирование их валютного союза

 

Одним из наиболее интегрированных экономических объединений на пространстве СНГ является ЕврАзЭС, где в валютной структуре платежей доля российского рубля составила 52,6% в 2008 г. Однако, российский рубль используется преимущественно в двусторонних расчетах России со странами ЕврАзЭС: с Казахстаном – 59,1%, Белоруссией – 56,6%, Таджикистаном – 31%, Киргизией – 25,1%. В расчетах между странами ЕврАзЭС без участия России использование российского рубля значительно меньше (максимум 32,5% между Белоруссией и Казахстаном) и преобладают доллар и евро (например, доля доллара составляла примерно 99% в расчетах между Казахстаном и Таджикистаном).

 

Судьба золота в мировой валютной системе.

Вопреки утверждениям о «снижении резервной роли золота» и полном отказе стран от этого резервного актива, официальные золотые запасы составляют около 31-33 тыс. т (где-то 52 млрд. $), частная тезаврация золота, по оценке, превышает 25 тыс. т

Для оценки перспектив золота в реформируемой мировой валютной системе необходимо принимать во внимание ныне действующее «Вашингтонское соглашение о золоте», подписанное в конце 1990-х гг. и пересматриваемое каждые 5 лет. В нем констатируется роль золота как важного компонента международных резервов стран и регламентируются рыночные продажи золота центральными банками, в том числе Европейским центральным банком. Банк международных расчетов осуществляет контроль за соблюдением Соглашения. На данный момент сторонами соглашения являются 17 центральных банков, включая Европейский центральный банк, ЦБ Англии, Швейцарии и других европейских стран. Продажи ограничиваются 400 тоннами в год, а всего за пять лет, в течение которых действительно Соглашение, соответственно, можно продать до 2000 тонн металла из резервов. Цель Соглашения - снизить поступательное падение цены золота и не позволить металлу стать еще менее привлекательным активом для центральных банков. Второе Вашингтонское соглашение было заключено в марте 2004 года, вступило в силу в сентябре того же года и действует до конца сентября 2009 года. Оно устанавливает верхний предел продаж золота на уровне 500 тонн в год.

 

МФВ оказался не в силах воздействовать на экономическую политику развитых стран, которые не пользуются его кредитами, прежде всего США. Основными его заемщиками стали страны с переходной экономикой. МВФ ориентируется на монетаристские рекомендации осуществления шокового перехода к рыночной экономике. Стабилизационные программы МВФ были основаны на требованиях к странам-заемщикам в духе неолиберализма. В их числе:

· ускорить рыночные реформы, особенно приватизацию государственной собственности,

· усилить открытость национальной экономики,

· ввести либерализацию цен, конвертируемость валюты, свободно плавающий валютный курс,

· отменить валютные ограничения,

· ослабить государственный контроль.

Эти требования не соответствовали реальному состоянию экономики стран с переходной экономикой, особенно России. Кредиты МВФ оказались неэффективными, не способствовали экономическому и социальному развитию нашей страны и увеличили бремя внешнего долга.

МВФ не справился с задачей раннего предвидения кризисных потрясений.

 

Учитывая критику в адрес МВФ, в антикризисной программе, принятой на Саммите G-20 в Лондоне в 2009 г., большое внимание уделено мерам по повышению его роли. В их числе:

утроение капитала МВФ (до 750 млрд дол. за счет стран-членов) и предоставление Фонду средств в рамках нового соглашения о займах с «Группой 10» в сумме 100 млрд дол.;

дополнительный выпуск СДР и их размещение среди акционеров Фонда (250 млрд дол., в том числе 100 млрд дол. среди стран с развивающимися рынками);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 1231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.