Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование территории

СОСТАВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

 

1. Проектная документация, предназначенная для проведения торгов «под ключ», разрабатывается подрядчиками на основании технического задания Заказчика, подготовленного на основании утвержденного (одобренного) ОИ.

 

2. Экологически и экономически обоснованные решения по строительству автомобильных дорог и обеспечивающих производственных объектов должны гарантировать:

- минимальный ущерб природной среде;

- экологическую безопасность и благоприятные условия для проживающего населения;

- рациональное и экономное расходование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;

- сохранение биологического разнообразия, чистоты воздуха, источников водоснабжения и других природных объектов, исторического наследия;

- внедрение высокопроизводительных мало- или безотходных технологий.

Представляемые материалы должны содержать исчерпывающую информацию о воздействии объекта на окружающую среду при строительстве и в период эксплуатации, а также при возможных аварийных ситуациях.

 

3. Экологическое обоснование конкретных технических решений рекомендуется выполнять на этапах «инженерный проект» (ИП) или «рабочая документация» (РД). Экспертиза материалов первого этапа проводится при предварительном согласовании земельных участков, второго этапа – перед оформлением отвода участка.

 

4. ИП, разрабатываемый для технически и экологически сложных объектов, должен содержать раздел «Охрана окружающей среды», включающий подразделы:

- общие результаты ОВОС и при необходимости – дополнительные оценки по отдельным сложным вопросам;

- индивидуальные проработки (привязки типовых решений) природозащитных мероприятий и сооружений;

- рекультивация нарушенных территорий.

Проект подлежит Госэкспертизе только в случаях изменения или дополнения материалов, представленных в составе ОВОС на этапе Обоснования инвестиций.

 

5. В состав раздела «Охрана окружающей среды» инженерного проекта должны входить:

- общие результаты и рекомендации ОВОС;

- краткая пояснительная записка, обосновывающая для заказчика и органов экспертизы проектные решения по природоохранным инженерным мероприятиям, не конкретизированным в составе ОИ;

- материалы, предназначенные для реализации инженерного проекта, включающие в себя основные чертежи, группировочные ведомости объемов работ, технические спецификации, перечень ГОСТ, отраслевых стандартов, СНиП, типовых проектов, привязанных к условиям данного проекта и обязательных для использования при сооружении природоохранных сооружений и мероприятий;

- материалы для оформления отвода земель.

 

6. Материалы для оформления отвода земель, как правило, состоят из двух разделов:

6.1. Обоснование отвода земель, включающее в себя:

- пояснительную записку, содержащую ссылки на задание на проектирование, основные нормативные документы, взятые за основу при проектировании, наименование административного района расположения дороги;

- обоснование ширины полосы отвода с учетом расположения земляного полотна, коммуникаций, элементов обстановки дороги, искусственных сооружений, водоотводных устройств, лесополос, полос для безопасного съезда автомобилей, зон избыточного транспортного загрязнения;

- сведения о размере временного отвода и аренды земель для обеспечения работы строительных механизмов, хранения отвалов растительного грунта, устройства объездов, переустройства коммуникаций, строительных площадок и карьеров, резервов грунта, кавальеров;

- данные по определению зон различной степени экологического влияния на сельскохозяйственные угодья и людей;

- предложения по размерам зон ограничения застройки по условиям экологического влияния и безопасности движения;

- материалы по сносу строений, их инвентаризации, оценочные акты и решения о компенсации за сносимые здания и сооружения;

- данные о площадях занимаемых земельных угодий с распределением по их видам, землепользователям и виду отвода (постоянный или временный);

- сведения о соответствии проектных решений акту выбора трассы и другим согласованиям;

6.2. Материалы по рекультивации временно занимаемых земель, включающие в себя следующие документы:

- пояснительная записка по рекультивации временно занимаемых земель, содержащая:

а) ссылки на законодательные и нормативные документы, принятые за основу разработки проекта рекультивации временно занимаемых земель, нарушенных при строительстве автомобильной дороги и неиспользуемых при реконструкции участков существующей дороги;

б) требования и технические условия на рекультивацию временно занимаемых земель, выданные землепользователями и землеустроительными органами;

в) ссылки на соответствующие документы согласовании;

г) характеристику временно занимаемых земель с указанием целей отвода и размеров участков, разделением земель по видам угодий, районам и землепользователям;

д) характеристику проектируемых мероприятий по рекультивации временно занимаемых земель в соответствии с требованиями и техническими условиями с разделением по видам рекультивационных работ;

е) данные о стоимости рекультивационных работ, учтенные в сводной смете на развитие проектируемой дороги;

- документация по техническому этапу рекультивации, в которой отражаются мероприятия по снятию и сохранению плодородного слоя площадей, нарушаемых в процессе строительства, по предотвращению водной и ветровой эрозии временных отвалов плодородного слоя, по выравниванию и планировке нарушенных земель и неиспользуемых участков существующих дорог с приданием необходимых уклонов, по обеспечению водоотвода;

- документация по биологическому этапу рекультивации, в которой в зависимости от вида рекультивации отражаются мероприятия, включающие вид рекультивации (сельскохозяйственная, водохозяйственная, лесохозяйственная, т.д.), продолжительность этапа, календарный график обработки почв, внесения удобрений, семян с указанием видов и норм, ухода за посевами и лесокультурами.

 

7. РД (рабочий проект) согласно СНиП 11-01-95 разрабатывается:

- для технически и экологически сложных объектов, в особых природных условиях (случаи индивидуального проектирования), по решению заказчика или государственной экспертизы – на основании утвержденного проекта;

- для объектов, строящихся по проектам массового и повторного применения, а также ремонтных работ – на основе утвержденных (одобренных) обоснований инвестиций – в состав утверждаемой части и рабочей документации.

 

8. Вопросы охраны окружающей среды в рабочей документации рассматриваются в конкретных технических решениях и в части организации экологического контроля (мониторинга) во время строительства.

 

9. При отсутствии проектного этапа экологические вопросы, перечисленные в п. 6 прорабатываются в рабочей документации.

 

10. Утверждение проектов, рабочих проектов на строительство дорог производится в установленном порядке после положительного решения Госэкспертизы. Оформление отвода необходимой территории и вынос границ постоянного и временного отвода на местность производится после утверждения проектной документации.

 

Состав материалов раздела «Охрана окружающей среды» в инженерных проектах строительства, реконструкции автомобильных дорог:

10.1. Целью разработки раздела «Охрана окружающей природной среды» в инженерном проекте на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и сооружений на них является проецирование инженерных мероприятий по исключению и смягчению воздействия объекта на окружающую среду, определение размеров компенсаций за нанесенный ущерб, а также подготовка документов и материалов для отвода земель на основе результатов ОВОС и полученного предварительного согласования места проложения трассы автомобильной дороги и акта выбора трассы.

10.2. Принятие конкретных проектных решений в составе инженерного проекта должно осуществляться на основе сравнения вариантов с учетом их воздействия на окружающую среду методами процедуры ОВОС, требования к которой приведены в разделах 3, 4.

10.3. Разработка раздела «Охрана окружающей природной среды» инженерного проекта проводится на мероприятия по развитию участков или сооружений, необходимость и протяжение которых обоснованы в ОИ.

 

11. В составе детального экологического обоснования при разработке проекта организации строительства, а также в других случаях проектирования и планирования строительных и ремонтных работ должен быть выполнен анализ технологических воздействий на окружающую среду. В этой области действует отраслевой нормативный документ – «Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» ВСН 8-89 Минавтодора РСФСР, в котором изложены основные природоохранные требования к производству работ и показаны способы их выполнения с учетом действующих ограничений. Основные положения Инструкции относятся к видам работ, вызывающим наибольшие изменения в окружающей среде.

 

12. Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.02.94 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», на землях, отведенных под дорогу и сооружения дорожного комплекса (полоса отвода), в пределах контура сооружений, а также контура карьеров, резервов, других выработок и штабелей, должен быть снят плодородный слой почвы и складирован в указанных проектом местах для последующей рекультивации выработок и укрепления откосов земляного полотна.

Следует учитывать, что снятию подлежит слой почвы, обладающий благоприятными физическими и химическими свойствами (ГОСТ 17.5.1.03-83). Этим требованиям удовлетворяют сельскохозяйственные, луговые земли. Снятие неплодородных или загрязненных земель наносит ущерб природным системам. Глубина снятия определяется по данным инженерных изысканий. Не следует снимать почвенный слой в основании насыпи на косогорах круче 1:3, на неосушенных болотах, при выходе на поверхность скальных пород.

Возврат площадей временного отвода их постоянным владельцам допускается только при условии их рекультивации. В состав рекультивации входит выравнивание поверхностей, придание откосам естественных уклонов, упорядочение стока, нанесение слоя плодородной почвы, а также другие работы в соответствии с договором с постоянным владельцем земли согласно Положению о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства. Утв. постановлением СМ РФ. 28.01.93 и Пост. Прав. РФ. О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы. 23.02.94.

 

13. Согласно ВСН 8-89 в целях экологической безопасности должны соблюдаться правила выполнения земляных работ, предупреждающие излишнее увлажнение, эрозию. Следует всемерно ограничить применение взрывных работ, гидромеханизации исходя из чувствительности биосистем в месте выполнения работ.

 

14. При высокой концентрации дорожно-строительной техники в местах сосредоточения работ выполняется проверка суммарного загрязнения среды отработавшими газами, шумовые, вибрационные воздействия (в населенных местах). В целях сохранения животного мира вводятся особые правила производства работ с ограничением их состава по сезонам, времени суток вводятся в местах гнездования птиц, размножения животных, вблизи нерестилищ.

 

15. Все вспомогательные сооружения, площадки, строительные дороги должны размещаться на территориях временного отвода и подлежат впоследствии рекультивации. Несоблюдение границ временного отвода, несанкционированный проезд транспорта и строительных машин наносит существенный ущерб биосистемам. В условиях расширения приватизации земельных угодий нарушение почвенно-растительного покрова может повлечь крупные материальные санкции со стороны собственников земель.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

 

2.1.1. Участок земли, предназначенный для размещения автомобильной дороги со всем комплексом обеспечивающих движение сооружений, именуется полосой отвода.

В комплекс сооружений, определяющих ее размеры, входят: земляное полотно (насыпь, выемка); водоотводные и дренажные сооружения; разделительная полоса; проезжая часть; краевые полосы; обочины; тротуары; велосипедные дорожки; искусственные сооружения, включая земельные площади под мостами, путепроводами и т.п.; элементы обустройства; съезды и въезды; боковые полосы безопасности; транспортные развязки; здания и сооружения дорожной линейной службы; производственные предприятия, необходимые для ремонта и содержания дороги.

 

Граница полосы отвода прокладывается на расстоянии 1 м от проектного контура внешней бровки водоотводной канавы или (при ее отсутствии) подошвы насыпи, или внешней кромки откоса выемки, а для сооружений и элементов благоустройства – 1 м от контура этих сооружений на уровне земли.

В полосу отвода могут быть включены дополнительные полосы или площадки для технического обслуживания сооружений (служебные проезды вдоль подошвы высоких откосов, дренажей и т.п.), а также резервно-технологические полосы для укладки подземных кабелей, перспективного расширения дороги.

 

В состав постоянного отвода включаются и участки для сооружений дорожного комплекса, размещаемых на отдельных близлежащих площадях: снего- и шумозащитные древесно-кустарниковые насаждения, противоэрозионные сооружения, ограждения разного назначения, опоры указателей, притрассовые склады материалов и другие сооружения с добавлением 1 м от контура на уровне земли, а для насаждений – по проекции крон деревьев в возрасте их смыкания. Эти участки, как правило, примыкают к основной полосе отвода.

Свободная территория между полосой, занятой собственно дорогой, и отдельными придорожными сооружениями или посадками по согласованию с землепользователем и решению местной администрации может включаться в состав дорожной полосы отвода в качестве резервной территории или не изыматься у землепользователей.

2.1.2. Для вновь проектируемых автомобильных дорог Указом Президента РФ № 727 (от 27.06.98 г.) установлена придорожная полоса шириной не менее 50 м от границы полосы отвода. В придорожных полосах запрещено строить капитальные сооружения, за исключением объектов дорожной службы, зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания владельцев и пассажиров, автотранспортных средств (объектов дорожного сервиса).

Благоустройство территории придорожной полосы должно быть предусмотрено проектом и эксплуатационными мероприятиями. Не допускаются выполнение на придорожной полосе земляных планировочных работ, уничтожение растительности, размещение временных дорог, если это не предусмотрено проектом.

2.1.3. Во временное пользование для нужд строительства отводятся земли на период выполнения работ на объекте (как правило, не более трех лет) в соответствии с проектом организации строительства и схемами производства работ: под грунтовые карьеры и резервы, штабели хранения плодородной почвы, землевозные пути, площадки для стоянки и обслуживания дорожных машин, временные (передвижные) производственные предприятия, временные управленческие, санитарно-бытовые и вахтовые жилые помещения, а также временные дороги, подъездные пути и разгрузочные площадки, необходимые для технологических и обслуживающих перевозок.

Площадь и границы временного отвода, установленные проектом, уточняются на месте сучетом природных условий и интересов землевладельца.

Оформление постоянного отвода производится Заказчиком согласно действующему законодательству.

Территория и условия временного отвода согласовываются Заказчиком с землевладельцем на первой стадии проектирования и оформляются арендным договором с землевладельцем (землепользователем) при посредничестве местных органов землеустройства.

При определении состава и границ временного отвода должны быть, как правило, сохранены существующие дороги, проходы и проезды для местного населения, а также коммуникации различного назначения. При необходимости следует заблаговременно перенести местные проезды и коммуникации.

 

2.1.4. Приступать к производству работ или иному использованию земельных участков как постоянного, так и временного отвода до получения документа, удостоверяющего право пользования и передачи их от Заказчика Подрядчику, запрещается. Границы выделенных участков постоянного и временного отвода должны быть вынесены в натуру с участием местных землеустроительных органов.

Следует учитывать, что выход за границы отведенных земель в процессе строительства может повлечь претензии землевладельцев и выплату компенсации за нанесенный ущерб.

 

2.1.5. Осредненные размеры временного отвода, необходимого для размещения притрассовых технологических проездов, штабелей плодородной почвы и временных сооружений при строительстве дорог приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

 

Категория дороги Число полос движения Площадь временного отвода, га/км, в местности
равнинной пересеченной
I, II   1,7 2,2
  1,6 2,1
III   1,5 2,0
  1,3 1,7
IV - V   1,2 1,5

 

Площадь временного отвода может быть сокращена при использовании ценных лесных или сельскохозяйственных земель либо увеличена в особо сложных условиях и при строительстве сооружений по индивидуальным проектам.

 

2.1.6. При реконструкции или ремонте дорог, в случае необходимости сужения проезжей части или иного ограничения пропускной способности следует предупреждать возникновение непредусмотренных объездов или выездов за пределы дорожной полосы путем устройства прочных временных ограждений (бетонные блоки, инвентарные секции). Ограждение мест производства работ, а также указание объездов выполняются в соответствии с «Инструкцией по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ» ВСН 37-84 (М.: Транспорт, 1985).

 

2.1.7. С момента оформления передачи земель Заказчиком Подрядчик несет ответственность за состояние отведенной территории и за сохранность природных ресурсов на ней от расхищения и повреждения сторонними юридическими и физическими лицами (порубки, браконьерство, незаконное пользование недрами, самовольная застройка, проезд и стоянка транспортных средств вне дорог общей сети или установление объездных маршрутов и т.п.).

 

2.1.8. В договоре на аренду земель временного отвода должны быть указаны согласованные с землевладельцем сроки начала и окончания пользования ими. Земли временного отвода возвращаются в рекультивированном виде, т.е. в пригодном для использования в тех же целях, как и до временного изъятия, состоянии.

 

2.1.9. На территории населенных пунктов места производства работ, складирования материалов, разрытия поверхности должны иметь хорошо заметное обозначение обноской, вешками или лентой ярких цветов. Площадки, где находятся машины, энергетическое оборудование, горючее и другие ценные материалы, следует ограждать инвентарными металлическими рамами с проволочной сеткой или иными материалами и охранять. В обусловленных проектом или требованиями местной администрации местах должны быть обустроены соответствующие проезды и проходы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Биодиагностика почвенных микро- и макроэлементов | Защита атмосферы от выбросов ОГ и шумовых воздействий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.158 сек.