Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические механизмы рационального природопользования

В результате внедрения таких механизмов, как экологический аудит, экологическая экспертиза, стандартизация, паспортизация и т. д., в практику хозяйственной деятельности антиэкологичное природопользование становится экономически невыгодным.

До недавнего времени в нашей стране отсутствовали действенные экономические рычаги, воздействующие на сохранение и рациональное использование ОС. Ныне в России создан и функционирует экономический механизм охраны ОС, ориентированный на рыночную экономику, а точнее, соответствующий критериям переходного периода к ней (рис. 20).

Рисунок 20 - Экономические механизмы охраны ОС

 

Согласно Закону РФ об охране ОС (2002 г.) основными задачами экономического механизма являются:

1) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

2) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

3) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ; размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

4) предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществление других эффективных мер по охране ОС;

5) возмещение вреда, причиненного ОС и здоровью человека.

Главная особенность нового экономического механизма – сделать охрану ОС составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы хозяйственник, предприниматель был заинтересован в охране ОС не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции.

Платность природных ресурсов – важнейший элемент нового механизма финансирования, ориентированного на рыночные реформы. К числу других существенных экономических стимулов следует отнести экологические фонды и экологическое страхование.

Наиболее важными направлениями реализации экономических механизмов рационального природопользования являются:

1. Оценка стоимости ресурсов.

Стоимость исчерпаемых источников энергии, сырья для промышленности и биоресурсов определяется затратами на их добывание, транспортировку, переработку в конечный продукт и ценой этого продукта. Все, что проще добыть и ближе расположено к месту потребления, стоит дешевле. На рыночную цену ресурса, кроме того, влияет и его исчерпаемость: чем ресурса меньше, тем он дороже, (например, цены на сырье для производства фосфорных удобрений непрерывно растут вследствие дефицита этого ресурса). Как ресурс рассматривается и самоочистительная способность, а также рекреационная емкость экосистем. При этом для определения стоимости ресурса оцениваются затраты на восстановление экосистем.

2. Плата за использование природных ресурсов.

Закон РФ об охране ОС предусматривает плату не только за загрязнение ОС, но и за использование природных ресурсов. Плата за природные ресурсы (земля, вода, лес и др.) взимается: а) в пределах установленных лимитов; б) за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; в) на их воспроизводство и охрану.

Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за пользование лесными ресурсами плату взимают в виде лесных податей (налога) и арендной платы, за пользование водными объектами – в виде регулярных платежей в течение срока водопользования, за пользование землей – в виде земельного налога, арендной платы. Поступающие платежи перечисляют в местный бюджет (города или района), в фонды воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Платность природных ресурсов, несомненно, повышает материальную заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании.

3. Плата за загрязнение ОС.

Законом РФ об охране ОС предусмотрена плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов как в пределах, так и сверх установленных лимитов. В первом случае платежи производятся за счет себестоимости продукции предприятия, во втором – за счет прибыли, которая получена предприятием–загрязнителем. В случае убыточности предприятия–загрязнителя платежи производятся за счет всех имеющихся у него средств, на которые может быть обращено взыскание. Территориальные органы МПР России и органы санэпиднадзора вправе приостановить (или прекратить) деятельность таких предприятий, для которых размер платежей превышает прибыль, оставляемую в их распоряжении.

Поскольку платежи взимаются за счет себестоимости продукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие–загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов, что позволяет сделать охрану ОС экономически выгодным делом.

Вместе с тем опыт применения системы платежей за загрязнение показывает, что плата по налоговому принципу не выполняет автоматически стимулирующих функций, что существенно снижает роль платы как экономического рычага стимулирования природоохранной деятельности природопользователей.

4. Экологические фонды.

Для реализации различных природоохранных задач: восстановления потерь в природной среде, компенсации вреда здоровью граждан, строительства очистных сооружений, материального обеспечения эколого-просветительского направления и т.д. создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов. Фонды функционируют за счет отчислений с предприятий в виде плат за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства и др. источников. Нормативы отчислений в экологические фонды закреплены в законе РФ. Большая часть средств экологических фондов идет на реализацию природоохранных мероприятий.

Экологические фонды способствуют также развитию таких прогрессивных механизмов финансирования природоохранной деятельности:

1) как вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения;

2) выдача гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов.

В настоящее время функции экологических фондов и процедура их финансирования пересматриваются.

5. Экологическое страхование.

Правовой основой экострахования (ЭС) являются законы РФ «О стра­ховании» и «Об охране окружающей среды». По закону РФ об охране окружающей среды не только предприятия, но и граждане имеют право страхового возмещения (при добровольном и обязательном страховании) в случае техногенных катастроф, аварий и стихийного бедствия.

Экономическая сущность состоит в аккумуляции денежных средств в фондах страховых организаций и в перераспределе­нии их между третьими лицами для компенсации причиненных им убыт­ков при наступлении страховых случаев.

6. Определение стоимости экологического ущерба.

Под экологическим ущербом понимается вся совокупность изменений окружающей среды при использовании ресурсов, включая затраты на ее восстановление (например, при оценке ущерба, нанесенного окружающей среде загрязнением, учитываются затраты на восстановление окружающей среды, на изменение технологий с целью снижения загрязнений, на профилактику и лечение населения). Могут учитываться также затраты на расход воды для разбавления сбрасываемого потока до безопасной концентрации загрязняющего вещества. Все это подталкивает предприятия к разработке технологий, наносящих минимальный вред окружающей среде. При оценке экологического ущерба при уничтожении некоторых представителей биоты такса зависит от численности популяций уничтожаемых видов и возможности их восстановления.

7. Разработка системы экологически ориентированных государственных инвестиций.

Государство инвестирует выполнение различных экологических программ. Например, правительство ФРГ взяло на себя 50 % расходов на модернизацию оборудования предприятий, расположенных в бассейне реки Рейн. Правительство Японии широко использует инвестиции в предприятия вторичной переработки сырья в тех случаях, когда производство на этой основе оказывается менее выгодным, чем использование первичного сырья (предприятия по выпуску батареек получает дотации за сложность переработки старых батареек).

8. Комплексная экономическая оценка природоохранных мероприятий.

Позволяет учитывать экологический ущерб от ныне работающих предприятий (включая отдаленные последствия) и прогнозировать его действия для вновь сооружаемых объектов.

Задачи комплексной оценки выполняются государственной экологической экспертизой, а также при экологическом мониторинге.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие экономики природопользования. Предмет, цели, задачи. Основные принципы | Плата за землю
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.