Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Количественная и качественная оценка эффективности систем экологического менеджмента




Основные государственные требования к экологическим аспектам деятельности предприятий в Российской Федерации

Методика комплексной оценки эффективности функционирования систем экологического управления и экологического менеджмента на промышленных предприятиях (методика оценки экологической состоятельности промышленных предприятий)

Для оценки эффективности систем производственного экологического управления и менеджмента возможно использование следующей методики, разработанную с учетом требований и рекомендаций Международного стандарта ISO 14001. Методика включает в себя следующие этапы:

1 этап Оценка соответствия требованиям экологического законодательства Российской Федерации
2 этап Оценка соответствия общим формальным требованиям стандарта ISO 14001
3 этап Качественная оценка соответствия расширенным требованиям стандарта ISO 14001
4 этап Оценка динамики изменения основных количественных показателей экологической деятельности предприятия
5 этап Качественная оценка деятельности предприятия в области экологического управления и менеджмента

Оценка эффективности производственного экологического управления и менеджмента на первом этапе может носить формальный характер и проводиться несколькими способами:

1. Получение подтверждений от всех государственных контролирующих организаций о том, что деятельность данного предприятия соответствует требованиям законодательства. Получение такого подтверждения может проводиться на предварительном этапе при сборе всех необходимых материалов для проведения оценки эффективности системы экологического менеджмента.

2. Получение общего заключения о выполнении государственных экологических требований. Так, в Московской области приказом Комитета по охране окружающей среды от 2.09.96. утверждена форма Заключения о соблюдении норм экологической безопасности на химически опасных объектах Московской области. Выдачу Заключения осуществляют государственные органы по охране природы на основе выполнения предприятиями определенных требований.

3. Подтверждение соответствия всем законодательным требованиям может проводиться методом от противного, т.е. путем получения соответствующих данных, характеризующих:

· отсутствие сверхлимитных сбросов и выбросов, правильность хранения отходов на промплощадке;

· наличие всей необходимой документации по воздействию на окружающую среду;

· наличие всех необходимых лицензий на комплексное природопользование, наличие разрешений на выброс и сброс загрязняющих веществ;

· наличие справок о платежах, наличие разработанной и утвержденной документации такой как, например: Проекты нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов, Проекты лимитов размещения отходов и другой;

· наличие порядка на промышленной площадке.

Если выполнение требований экологического законодательства подтверждено одним из выше перечисленных способов, то по первому этапу оценки эффективности системы экологического менеджмента делается положительное заключение.

На втором этапе оценивается соответствие деятельности предприятия в области экологического менеджмента формальным требованиям стандарта ISO 14001, таким как:

  • наличие экологической политики, которая доведена до сведения населения и общественности;
  • наличие экологических целей и задач;
  • наличие руководства и программы по системе экологического менеджмента;
  • четкое распределение обязанностей персонала, включая его обучение;
  • проведение предварительного аудита (обзора) для определения экологических аспектов существующей деятельности предприятия;
  • ведение необходимой документации;
  • осуществление систематического аудита для подтверждения работоспособности системы экологического менеджмента.

При положительных ответах на все поставленные вопросы дается итоговое положительное заключение по второму этапу оценки.

На третьем этапе проводится оценка соответствия системы экологического управления и менеджмента на предприятии расширенным требованиям стандарта ISO 14001 по следующим направлениям:

  • экологическая политика и планирование деятельности в области экологического менеджмента;
  • организация деятельности в области экологического менеджмента;
  • оценка результатов и последовательное совершенствование деятельности в области экологического менеджмента.

Для оценки используются анкеты вида:

Объекты оценки Критерии оценки Требования стандарта ISO 14001 Фактическое положение

Необходимо последовательно ответить на все вопросы анкет. При соответствии реальной ситуации на предприятии требованиям стандарта ISO 14001 делается итоговое положительное заключение по третьему этапу оценки.

На четвертом этапе оценки используются разнообразные количественные критерии и показатели, как уже применяемые предприятием (см. Раздел 3.1), так и дополнительно предлагаемые в рамках проводимой программы аудита. При этом важно показать динамику изменения показателей как минимум за 3 последних года.

В основу оценки при анализе динамики изменения количественных показателей закладывается принцип их последовательного улучшения за анализируемый период. Система экологического менеджмента на предприятии считается достаточно эффективной (при условии, что соблюдены все вышеперечисленные требования и критерии), если подтверждается тенденция непрерывного улучшения во всех аспектах экологической деятельности предприятия, где это практически достижимо.

На последнем пятом этапе качественно оценивается разнообразная, преимущественно инициативная деятельность предприятия в области экологического менеджмента, включая намерения к осуществлению подобной деятельности и полученные промежуточные результаты. Рекомендуемая методика такой оценки приводится в разделе 4.4.

Деятельность в области производственного экологического управления определяется Государством через органы государственного экологического контроля и управления. На практике государственное регулирование здесь осуществляется через систему природоохранительных требований, закрепленных в законодательных и нормативных документах федерального, регионального и местного уровней. Непосредственно деятельность в области производственного экологического управления регулируется ГОСТом 24525.4-80 "Управление охраной окружающей среды. Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения" и является обязательной.

Деятельность экономических субъектов в области экологического менеджмента обязательной не является. Подобную деятельность невозможно ввести в рамки еще одного формально обязательного вида деятельности промышленных предприятий. Государство может только инициировать и стимулировать развитие экологического менеджмента, используя разнообразные косвенные меры и действия, например, через системы лицензирования, сертификации, налогообложения, страхования, экологической экспертизы и т.п.

Закон "Об охране окружающей природной среды" является основным документом, определяющим и регулирующим природоохранительную деятельность в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 68 Закона:

"1. Экологический контроль ставит своими задачами: наблюдение за состоянием природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной или иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

2. Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды, государственного, производственного контроля."

В соответствии со статьей 71:

"1. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятий, организаций, учреждений и ставит своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований природоохранительного законодательства.

2. Порядок организации производственного экологического контроля регулируется положениями, утверждаемыми предприятиям, учреждениями, организациями на основе настоящего Закона."

Следует подчеркнуть то, что в соответствии с Законом устанавливается обязательное осуществление производственного экологического контроля, в Положение о котором предприятие может включить любые требования, не противоречащие действующему природоохранительному законодательству. Практически речь здесь идет о самоконтроле предприятия за своей деятельностью в области охраны окружающей среды.

К другим основным действующим на сегодня нормативным актам, регулирующим различные аспекты экологической деятельности предприятий относятся:

  • Водный кодекс Российской Федерации;
  • Предельное количество токсичных промышленных отходов, допускаемое для складирования в накопителях (на полигонах) твердых бытовых отходов (нормативный документ);
  • Правила приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов;
  • Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности";
  • Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха";
  • Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы;
  • Правила охраны поверхностных вод от загрязнения;
  • Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
  • ГОСТ 24525.4-80. Управление охраной окружающей среды. Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения;
  • Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления;
  • Правила приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов;
  • Земельный кодекс Российской Федерации.

Количественная оценка эффективности систем экологического менеджмента осуществляется на основе системы разнообразных критериев и показателей. В задачи экологического аудита может входить не только анализ представленной предприятием динамики изменения показателей, но и обоснование использования дополнительных критериев и показателей, позволяющих более полно оценивать эффективности деятельности в области экологического управления и экологического менеджмента.

Качественная оценка эффективности систем экологического менеджмента (оценка экологической состоятельности промышленных предприятий). Экологическая состоятельность промышленных предприятий качест-венно оценивается по намерениям, предпринимаемым действиям и достигнутым результатам, в первую очередь по инициативным добровольным видам деятельности в области экологического управления и менеджмента. По каждому из перечисленных в Приложении 1 критериев возможны следующие варианты общей оценки:

— "0" — не более одного положительного ответа;
— "1/2" — 2-3 положительных ответа;
— "1" — 4-5 положительных ответов.

Суммация полученных результатов по всем критериям позволяет получить итоговую качественную оценку эффективности существующей системы производственного экологического управления и менеджмента (экологической состоятельности предприятия), например:

менее 30% от максимально возможной величины — "осуществляемая предприятием деятельность по экологическому управлению и менеджменту фрагментарна и в целом не эффективна"; предприятие нельзя относить к экологически состоятельным;

30-50% — "осуществляемая предприятием деятельность по экологическому управлению и менеджменту в целом удовлетворительна, но требует дальнейшего развития и совершенствования; экологическая состоятельность предприятия в целом недостаточна;

50-70% — "осуществляемая предприятием деятельность по экологическому управлению и менеджменту в целом достаточно эффективна, но при этом имеются неиспользованные возможности для ее дальнейшего улучшения; экологическая состоятельность предприятия в целом удовлетворительна;

более 70% — "осуществляемая предприятием деятельность по экологическому управлению высокоэффективна; само предприятие может рассматриваться как лидер в области экологического управления и менеджмента; экологическая состоятельность предприятия бесспорна.

Предлагаемые критерии могут использоваться при проведении программ как внешнего, так и внутреннего экологического аудирования предприятия с разработкой по результатам оценки широкого спектра рекомендаций и предложений по повышению эффективности экологического управления и менеджмента.

Общая высокая оценка экологической состоятельности промышленного предприятия (например, более 50%), в случае соблюдения обязательных требований природоохранительного законодательства, может рассматриваться в качестве одного из условий льготного инвестирования, налогообложения, страхования, а также как обязательное условие сертификации системы экологического управления и менеджмента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.