Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Type=Exercise;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=3;TimeLimit=30 Тест по теме 10.4




Лекция

Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты

Для того, чтобы выработать верную экономическую политику, государ­ственные деятели должны отдавать себе отчет в том, во-первых, каких це­лей они хотят добиться, и, во-вторых, какими инструментами они для это­го располагают.

Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 г. голландским экономистом, лауреатом Нобелевской пре­мии Яном Тинбергеном в работе «Теория экономической политики». Со­гласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их, что обыч­но делается в терминах максимизации функции общественного благосос­тояния. На их основе определяются целевые показатели (например, пол­ная занятость, нулевая инфляция и т. д.). Во-вторых, правительство оцени­вает, какими политическими инструментами оно располагает. В-третьих, государственные деятели должны опираться на какую-либо модель эконо­мики, которая связывает воедино цели и инструменты. Таким образом, мы переходим к нормативной экономической теории, предполагающей процесс целеполагания.

Важнейшая проблема, на которой остановился Тинберген - соответ­ствие между количеством целей и количеством инструментов при проведе­нии экономической политики. Допустим, что целей всего две (увеличение занятости и борьба с инфляцией), и инструментов тоже всего два - налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Тинберген сделал вывод, что политики могут достичь обеих целей тогда, когда количество инструментов равно количеству целей, и влияние инструментов на цели линейно независимы друг от друга.

Определение множества целей называется целевой функцией. Здесь важно учесть, что, чем больше целей, тем труднее одновременно их достичь. Поэтому правительству необходимо четко представлять себе очередность государственной экономической политики при достижении многих целей.

По отношению друг к другу цели макроэкономической политики могу быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы и нейтральны.

Взаимозаменяемость целей означает, что невозможно достижение рассматриваемых целей одновременно. Типичный пример - контроль над темпами инфляции и безработицы. Кривая Филлипса иллюстриру­ет наглядно данную ситуацию.

Взаимодополняемые цели макроэкономической политики сочетаются друг с другом. Такими целями являются, например, рост национального дохода и рост занятости.

Нейтральные цели, то есть не влияющие на достижение друг друга, встречаются весьма редко. Например, снижение безработицы до определен­ного уровня может и не влиять на темпы инфляции.

По мере накопления опыта государственного регулирования в разных странах происходит сокращение размерности целевой функции.

Тинберген считал, что в целевую функцию следует ввести 8 элементов:

1. Объем государственных расходов.

2. Темп изменения реальной заработной платы.

3. Уровень занятости.

4. Индикатор распределения доходов.

5. Размеры инвестиций.

6. Совокупный спрос.

7. Уровень производства.

8. Сальдо платежного баланса.

Позже, в 70-е гг., экономисты уже рассматривали 4 цели:

1. Полная занятость.

2. Стабильность цен.

3. Отсутствие неуправляемых дефицитов платежного баланса.

4. Устойчивый уровень экономического развития.

В конце 1980-х - середине 1990-х гг. многие правительства стали рас­сматривать лишь 2 задачи:

1. Полная занятость.

2. Борьба с инфляцией.

Некоторые экономисты считают, что лучше избрать один аспект регу­лирования и на нем сосредоточить основные усилия.

Для стран с развивающимися рынками таким стратегическим направле­нием государственной политики, как показывает практика 90-х гг., являет­ся борьба с высокой хронической инфляцией.

Цели макроэкономической политики реализуются путем государствен­ного регулирования.

Выделим главные формы и методы вмешательства государства в эконо­мику. Прежде всего, важно различать две основные формы: административ­ные методы государственного регулирования через расширение государ­ственной собственности на материальные ресурсы, управление государ­ственными предприятиями, законотворчество, и экономические методы го­сударственного регулирования с помощью различных мер макроэкономи­ческой политики.

Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах су­ществует более или менее значительный по своим масштабам государ­ственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием эконо­мической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кре­диты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство совладельцем части общественного капитала.

Во всех промышленно развитых странах становление и развитие госу­дарственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорож­ный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т. п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где стоимость физического капитала, т. е. совокупности зданий, оборудования и машин, необходимых для производства, особенно велика, что делает эти отрасли весьма подвер­женными периодическим кризисам.

Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми эле­ментами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов необычайно разнооб­разны, например, принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, за­конов против ограничительной деловой практики (антимонопольных зако­нов) и т. п.

Косвенное вмешательство предполагает осуществление государствен­ного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Оба эти направ­ления государственной политики тесно связаны друг с другом.

При проведении макроэкономической политики важно помнить, что и государство, и рынок - великие завоевания цивилизации. Рынок не может нормально функционировать без государства, устанавливающего и поддер­живающего «правила игры» в рыночном хозяйстве. Но существуют и объективные пределы государственного вмешательства.

Вопросы для самопроверки:

1. Как связаны между собой теория государственного регулирования экономики и нормативная экономическая теория?

2. Определите, что понимается в экономической теории под государственным регулированием экономики (ГРЭ)?

3. Какими факторами обусловлена объективная необходимость включения государства в экономические процессы?

4. Каковы экономические функции государства?

5. Каковы конечные цели экономической политики (ГРЭ)?

6. В чем заключается, согласно Я.Тинбергу, важнейшая проблема экономической политики государства?

7. Что такое целевая функция?

8. Сколько элементов, по мнению Я.Тимбергена, должно входить в состав целевой функции?

9. Как изменялись представления о целях ГРЭ в 70-х годах, в конце 1980-х середине 1990-х XX века?

10. В каких отношениях друг к другу могут быть цели макроэкономической политики?

11. Каковы основные формы вмешательства государства в экономику?

12. Почему система целей экономической политики имеет достаточно сложную структуру?

13. Что является основой понимания экономических приоритетов?

14. Каков механизм их определения? Должен ли приоритет определяться общественным интересом или личным?

15. Какова объективная основа деления методов государственного регулирования на прямые и косвенные? В связи с чем государство стремится использовать, как правило, оба варианта?

16. В чем эффективность косвенных методов регулирования? Почему они более согласованы с природой рыночной экономики?

 

Тест учебный (10.4. Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты)

@

S Теория государственного регулирования экономики относится к нормативной экономической теории:

N+ Да

N- Нет

@

S В современных условиях необходимость государственного регулирования большинством ученых-экономистов:

N- Отрицается

N+ Не отрицается

@

S С начала 20 в. В развитых странах доля государственных расходов всех уровней в ВВП:

N- Не изменилась

N- Снизилась

N+ Выросла

@

S Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику обусловлено тем, что:

N- Государство главной движущей силой экономического развития

N- Государство несет ответственность за производство и продажу товаров

N+ Существуют “провалы” в механизме функционирования рыночного хозяйства

@

S Важнейшей проблемой экономической политики, по мнению Я.Тимбергена, является:

N- Проблема выявления личных, коллективных и общественных интересов

N+ Проблема соответствия между количеством целей и количеством инструментов при провидении экономической политики

@

S По мнению Я.Тимбергена, в состав целевой функции должны входить:

N- Четыре элемента

N- Шесть элементов

N+ Восемь элементов

@

S Система целей экономической политики имеет:

N- Простую структуру

N+ Сложную структуру

@

S Правительства стран с развитой рыночной экономикой в своих программах выдвигают обычно:

N- Достижения главной цели (благосостояния общества)

N+ Выполнение подчиненных задач

@

S Природе рыночной экономике в большей степени соответствуют:

N- Прямые методы регулирования

N+ Косвенные методы регулирования

@

S Размеры государственного сектора экономики служат:

N- Абсолютным критерием экономической роли государства

N+ Одним из критериев экономической роли государства

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.