КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Type=Exercise;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=3;TimeLimit=30 Тест по теме 10.4
Лекция Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты Для того, чтобы выработать верную экономическую политику, государственные деятели должны отдавать себе отчет в том, во-первых, каких целей они хотят добиться, и, во-вторых, какими инструментами они для этого располагают. Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 г. голландским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном в работе «Теория экономической политики». Согласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их, что обычно делается в терминах максимизации функции общественного благосостояния. На их основе определяются целевые показатели (например, полная занятость, нулевая инфляция и т. д.). Во-вторых, правительство оценивает, какими политическими инструментами оно располагает. В-третьих, государственные деятели должны опираться на какую-либо модель экономики, которая связывает воедино цели и инструменты. Таким образом, мы переходим к нормативной экономической теории, предполагающей процесс целеполагания. Важнейшая проблема, на которой остановился Тинберген - соответствие между количеством целей и количеством инструментов при проведении экономической политики. Допустим, что целей всего две (увеличение занятости и борьба с инфляцией), и инструментов тоже всего два - налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Тинберген сделал вывод, что политики могут достичь обеих целей тогда, когда количество инструментов равно количеству целей, и влияние инструментов на цели линейно независимы друг от друга. Определение множества целей называется целевой функцией. Здесь важно учесть, что, чем больше целей, тем труднее одновременно их достичь. Поэтому правительству необходимо четко представлять себе очередность государственной экономической политики при достижении многих целей. По отношению друг к другу цели макроэкономической политики могу быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы и нейтральны. Взаимозаменяемость целей означает, что невозможно достижение рассматриваемых целей одновременно. Типичный пример - контроль над темпами инфляции и безработицы. Кривая Филлипса иллюстрирует наглядно данную ситуацию. Взаимодополняемые цели макроэкономической политики сочетаются друг с другом. Такими целями являются, например, рост национального дохода и рост занятости. Нейтральные цели, то есть не влияющие на достижение друг друга, встречаются весьма редко. Например, снижение безработицы до определенного уровня может и не влиять на темпы инфляции. По мере накопления опыта государственного регулирования в разных странах происходит сокращение размерности целевой функции. Тинберген считал, что в целевую функцию следует ввести 8 элементов: 1. Объем государственных расходов. 2. Темп изменения реальной заработной платы. 3. Уровень занятости. 4. Индикатор распределения доходов. 5. Размеры инвестиций. 6. Совокупный спрос. 7. Уровень производства. 8. Сальдо платежного баланса. Позже, в 70-е гг., экономисты уже рассматривали 4 цели: 1. Полная занятость. 2. Стабильность цен. 3. Отсутствие неуправляемых дефицитов платежного баланса. 4. Устойчивый уровень экономического развития. В конце 1980-х - середине 1990-х гг. многие правительства стали рассматривать лишь 2 задачи: 1. Полная занятость. 2. Борьба с инфляцией. Некоторые экономисты считают, что лучше избрать один аспект регулирования и на нем сосредоточить основные усилия. Для стран с развивающимися рынками таким стратегическим направлением государственной политики, как показывает практика 90-х гг., является борьба с высокой хронической инфляцией. Цели макроэкономической политики реализуются путем государственного регулирования. Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: административные методы государственного регулирования через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество, и экономические методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики. Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство совладельцем части общественного капитала. Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т. п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где стоимость физического капитала, т. е. совокупности зданий, оборудования и машин, необходимых для производства, особенно велика, что делает эти отрасли весьма подверженными периодическим кризисам. Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов необычайно разнообразны, например, принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, законов против ограничительной деловой практики (антимонопольных законов) и т. п. Косвенное вмешательство предполагает осуществление государственного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. При проведении макроэкономической политики важно помнить, что и государство, и рынок - великие завоевания цивилизации. Рынок не может нормально функционировать без государства, устанавливающего и поддерживающего «правила игры» в рыночном хозяйстве. Но существуют и объективные пределы государственного вмешательства. Вопросы для самопроверки: 1. Как связаны между собой теория государственного регулирования экономики и нормативная экономическая теория? 2. Определите, что понимается в экономической теории под государственным регулированием экономики (ГРЭ)? 3. Какими факторами обусловлена объективная необходимость включения государства в экономические процессы? 4. Каковы экономические функции государства? 5. Каковы конечные цели экономической политики (ГРЭ)? 6. В чем заключается, согласно Я.Тинбергу, важнейшая проблема экономической политики государства? 7. Что такое целевая функция? 8. Сколько элементов, по мнению Я.Тимбергена, должно входить в состав целевой функции? 9. Как изменялись представления о целях ГРЭ в 70-х годах, в конце 1980-х середине 1990-х XX века? 10. В каких отношениях друг к другу могут быть цели макроэкономической политики? 11. Каковы основные формы вмешательства государства в экономику? 12. Почему система целей экономической политики имеет достаточно сложную структуру? 13. Что является основой понимания экономических приоритетов? 14. Каков механизм их определения? Должен ли приоритет определяться общественным интересом или личным? 15. Какова объективная основа деления методов государственного регулирования на прямые и косвенные? В связи с чем государство стремится использовать, как правило, оба варианта? 16. В чем эффективность косвенных методов регулирования? Почему они более согласованы с природой рыночной экономики?
Тест учебный (10.4. Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты) @ S Теория государственного регулирования экономики относится к нормативной экономической теории: N+ Да N- Нет @ S В современных условиях необходимость государственного регулирования большинством ученых-экономистов: N- Отрицается N+ Не отрицается @ S С начала 20 в. В развитых странах доля государственных расходов всех уровней в ВВП: N- Не изменилась N- Снизилась N+ Выросла @ S Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику обусловлено тем, что: N- Государство главной движущей силой экономического развития N- Государство несет ответственность за производство и продажу товаров N+ Существуют “провалы” в механизме функционирования рыночного хозяйства @ S Важнейшей проблемой экономической политики, по мнению Я.Тимбергена, является: N- Проблема выявления личных, коллективных и общественных интересов N+ Проблема соответствия между количеством целей и количеством инструментов при провидении экономической политики @ S По мнению Я.Тимбергена, в состав целевой функции должны входить: N- Четыре элемента N- Шесть элементов N+ Восемь элементов @ S Система целей экономической политики имеет: N- Простую структуру N+ Сложную структуру @ S Правительства стран с развитой рыночной экономикой в своих программах выдвигают обычно: N- Достижения главной цели (благосостояния общества) N+ Выполнение подчиненных задач @ S Природе рыночной экономике в большей степени соответствуют: N- Прямые методы регулирования N+ Косвенные методы регулирования @ S Размеры государственного сектора экономики служат: N- Абсолютным критерием экономической роли государства N+ Одним из критериев экономической роли государства
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |