Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Type=Exercise;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=3;TimeLimit=30 Тест по теме 13.1

Лекция

Потребление и сбережения.

Тема 13. Потребление и сбережения.

Потребление представляет собой самый большой составной компонент ВВП, поэтому его анализ исключительно важен для исследования основных макроэкономических взаимозависимостей.

При изучении совокупного потребления важно обратить внимание на все множество объективных и субъективных факторов, которые влияют тем или иным образом на процесс потребления, на роль психологии при осуществлении потребительских расходов.

Известно, что разные семьи планируют и осуществляют свои потребительские расходы по-разному, руководствуясь при этом своими собственными представлениями о том, что они собираются закупать и когда.

Тем не менее статистические исследования показывают, что существуют общие закономерности осуществления средних потребительских расходов в данной стране. Эти закономерности позволяют сделать прогнозы относительно структуры и объемов потребления предсказуемыми. Иначе говоря, в обществе наблюдается устойчивая склонность к потреблению.

Кейнс описывает это явление с помощью своего знаменитого основного психологического закона, согласно которому по мере роста дохода потребление растет, но не в той же пропорции, в которой растет доход, - потребление отстает от роста дохода. При этом относительно увеличиваются сбережения, или накопления, населения.

Представим в формальном виде доход (Y) как сумму потребления (C - consumption) и сбережения (S - savings)

Y = C + S.

С увеличением дохода в абсолютном измерении происходит прирост и потребления, и сбережения: но в относительном измерении прирост потребления становится меньше, а прирост сбережения – больше по мере роста дохода.

Как измерить склонность людей потреблять и сберегать?

Можно использовать показатели средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению.

Средняя склонность к потреблению (average propensity to consume - APC) – это отношение размеров потребления к размеру дохода.

APC = C/Y.

Средняя склонность к сбережению (average propensity to save - APS) – это отношение размеров сбережения к размеру дохода.

APC = S/Y.

Но эти величины характеризуют лишь сложившиеся на данный момент склонности к потреблению и к сбережению.

Если же мы хотим посмотреть, как изменение дохода влияет на изменение потребления и изменение сбережения (т.е. подтвердить основной психологический закон), нам необходимы другие показатели, которые называются предельной склон­ностью к потреблению и предельной склонностью к сбереже­нию.

Предельная склонность к потреблению (МРСmarginal propensity to consume) — это отношение изменения потребления к вызвавшему его изменению дохода.

Предельная склонность к сбережению (MPSmarginal propensity to save)это отношение изменения сбережения к вызвавшему его из­менению дохода.

Эти величины показывают, какую часть дополнительного дохода домашние хозяйства склонны будут потреблять, а какую — сберегать.

В сумме предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению равны единице, что следует из их определения: так как то, разделив все компоненты этого равенства на

 

мы получим 1 = МРС + MPS.

Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению — это величины стабильные на небольших интервалах времени. В развитых странах предельная склонность к потреблению составляет сегодня величину 0,7 — 0,8, а предельная склонность к сбережению — 0,2 — 0,3.

Основной психологический закон, как показывают эмпирические проверки, находит подтверждение не только на уровне одного домашнего хозяйства, но и на макроэкономическом уровне. В результате выстраиваются функции потребления и сбережения и их графики (рис. 1). Поскольку эти функции связаны между собой, графики расположены друг под другом так, чтобы связь между ними была видна.

Сами функции для простоты записываются в линейном виде, так как, и это было отмечено выше, на небольших интервалах предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению, определяющие соответственно углы наклонов графиков потребления и сбережения (МРС — тангенс угла наклона графика потребления; MPS — тангенс угла на­клона графика сбережения), — величины стабильные.

Проанализируем построение графика функции потребле­ния (рис. 13.1., а). Поскольку потребление зависит от дохода, оси координат определены: доход — потребление.

Прежде всего строится линия, выходящая из начала коор­динат под углом 45°. Это вспомогательная линия, которая по­казывает, что было бы, если бы весь доход полностью потреб­лялся (ее еще можно назвать линией нулевых сбережений).

Затем выстраивается линия потребления. Линия потребле­ния на нашем графике начинается не из нуля, а из некоторого уровня Са — автономное потребление.

Автономные величины — это величины, не зависящие от уровня дохода. В данном случае показано потребление, обу­словленное прожиточным минимумом, т.е. независимо от уров­ня дохода это потребление должно быть в обществе, иначе об­щество погибнет.

 
 

 

 


Теоретически потребление может быть нулевым — тогда график потребления будет выходить из начала координат, хотя практически это невозможно — потребление должно покры­вать хотя бы физиологический уровень.

Отрицательным потребление не может быть по определению.

Далее потребление становится производным от дохода, и график потребления нарастает по мере роста дохода. Но в силу того, что потребление растет медленнее, чем доход, приросты потребления оказываются меньше, чем приросты дохода: гра­фик потребления «закрывается».

Что можно сказать об уровне дохода Y1? Это единственный уровень дохода, при котором весь доход полностью потребля­ется (точка нулевого сбережения). Левее от этого уровня на­блюдается такой доход, который оказывается недостаточным для данного потребления, — это участок отрицательных сбере­жений, или жизнь в долг. Правее — доход, при котором потреб­ление оказывается ниже его уровня и происходит формирова­ние накоплений, т.е. образуются положительные сбережения.

График сбережений (рис. 13.1., б) строится с учетом графи­ка потребления. Первое, что мы определяем, — точку нулевых сбережений, находящуюся на уровне Y1. Слева от нее — об­ласть отрицательных сбережений, справа — область положи­тельных сбережений. Причем если потребление относительно убывает по мере роста дохода, то сбережение относительно растет: график «раскрывается».

Графики потребления и сбережения симметричны относи­тельно друг друга, если за ось симметрии принять линию, про­ходящую под углом 45°. Чем больше склонность к потребле­нию, тем меньше склонность к сбережению, и наоборот.

Вопросы для самопроверки:

1. Чем определяется важность исследования поведения домашних хозяйств на потребительском рынке с позиций макроэкономического анализа?

2. В чем сущность гипотезы абсолютного дохода Дж.М.Кейнса?

3. Что представляет собой функция потребления?

4. Что представляет собой функция сбережения?

5. На какой доход ориентируются субъекты при формировании планов потребления и сбережения – на текущий или на доход долгосрочного периода?

6. Как соотносится с доходом, а соответственно и с расходами на потребления и сбережения, имущества субъекта?

7. Что такое “основной психологический закон” Дж.М.Кейнса?

8. Что такое средняя склонность к потреблению?

9. Что такое средняя склонность к сбережениям?

10. Что такое “предельная склонность к потреблению”?

11. Что такое “предельная склонность к сбережениям”?

12. В чем особенность неоклассической трактовки поведения потребителя?

13. Что такое автономное потребление?

14. В чем особенность кейнсланской трактовки поведения потребителя?

15. В чем суть мультипликативного эффекта?

Тест учебный (13.1. Потребление и сбережение)

@

S В современной экономике расходы на потребление достигают трех четвертей всех совокупных расходов:

N+ Да

N- Нет

@

S Определенному характеру функции потребления соответствует строго определенный вид функции сбережения:

N+ Да

N- Нет

@

S В классической концепции сбережения есть возрастающая функция от ставки процента:

N+ Да

N- Нет

@

S Современная неоклассическая концепция основывается на:

N+ Теории межвременного потребительского выбора И.Фишера

N+ Концепции эндогенного дохода

N- Теории трудовой стоимости

@

S В кейнсианской концепции поведения потребителя:

N+ Величина дохода выступает в качестве экзогенного параметра

N+ Объем потребления зависит только от текущего располагаемого дохода

N- Распределение дохода на потребление и сбережение зависит от текущей ставки процента

N+ Распределение дохода на потребление и сбережение зависит от предпочтений потребителя

@

S Сбережения равны располагаемому доходу минус расходы на потребление:

N+ Да

N- Нет

@

S Предельная склонность к потреблению всегда равна предельной склонности к сбережению:

N- Да

N+ Нет

@

S Экономическое поведение людей строго индивидуализировано, поэтому сформулировать общие правила потребительского поведения невозможно:

N- Да

N+ Нет

@

S Предельная склонность к потреблению, а следовательно, и предельная склонность к сбережению. Зависят главным образом от уровня цен, особенно в длительном периоде:

N- Да

N+ Нет

@

S По мере роста дохода доля затрат на покупку продовольствия падает:

N+ Да

N- Нет

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Type=Exam;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=1;TimeLimit=30 Тест по теме 12.2 | Type=Exam;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=1;TimeLimit=30 Тест по теме 13.1
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.