Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Промышленности и территориально-производственные комплексы




Основные закономерности размещения

Отрасль машиностроения формируется и развивается в соответствии с общими закономерностями функционирования промышленности. Проблемы размещения машиностроительных предприятий могут быть эффективно решены лишь при соблюдении основных принципов развития промышленности России.

Наиболее важными принципами размещения промышленности являются следующие:

1) приближение промышленности к источникам сырья, топливно-энергетическим ресурсам и к районам потребления готовой продукции;

2) наиболее рациональное распределение природных богатств и производственных фондов страны с учётом охраны окружающей среды, улучшения расселения и обеспечения наиболее полного использования ресурсов;

3) углубление концентрации, специализации и кооперирования производства в целях обеспечения комплексного развития хозяйства регионов;

4) размещение промышленности и её отдельных отраслей, в том числе и машиностроения, с учётом влияния долгосрочных внешнеэкономических связей с зарубежными странами;

5) укрепление оборонной мощи России и решение социально-экономических проблем.

Важнейшими требованиями рационального размещения машиностроения являются комплексность и межотраслевая материальная сбалансированность в экономических районах, промышленных комплексах и узлах.

Государственное регулирование экономики предусматривает комплексное размещение отдельных отраслей и предприятий, исходя из требований развития и расположения производительных сил в стране. Необходимость такого подхода диктуется следующими факторами:

· усложнение и расширение внутри- и межотраслевых связей под влиянием НТП;

· в больших масштабах увеличивается обмен.

Промышленные группировки образуются из сочетания различных предприятий, основанного на общности транспорно-географического положения и совместном использовании одних и тех же вспомогательных и обслуживающих производств и средств.

Промышленные комплексы, кроме признаков, характеризующих промышленные группировки, отличаются органичной производственной связью и взаимодействием предприятий на базе комплексной и последовательной переработки исходного сырья, топлива, использования отходов и совместного выпуска готовой продукции.

Промышленные комплексы – это экономическое сочетание предприятий в одной промышленной точке или целом регионе (районе), при котором достигается определённый экономический эффект за счёт удачного подбора предприятий, основанного на исторических, политических, экономических, социальных условиях района и учёте его транспортного и экономико-географического положения.

Помимо промышленных, существуют отраслевые комплексы, которые образуются путём территориального сочетания предприятий отдельных комплексных отраслей со сложным составом производств.

Размещение отдельных предприятий внутри района может осуществляться обособлено и комплексно.

Обособленное размещение машиностроительных предприятий внутри района не позволяет реализовать с достаточной полнотой преимущества концентрации, интегрирования и комбинирования производства. В то же время сосредоточение нескольких предприятий, даже не связанных технологически между собой в отдельном промышленном пункте позволяет получить определённый экономический эффект за счёт строительства транспортных путей, телефонных станций, ТЭЦ и т.д. В этом случае для строительства потребляется площадей на 20-25 % меньше по сравнению со строительством обособленных предприятий.

Комплексное размещение предприятий машиностроения, т.е. создание территориально-производственных комплексов на базе сочетания различных производств является экономически целесообразным по следующим причинам:

1) существенно сокращаются затраты труда на переходе от одной стадии производства к другой;

2) возникает возможность упростить производственно-цеховую структуру каждого отдельного предприятия, входящую в комплекс заготовительных, вспомогательных и обслуживающих цехов;

3) на базе промышленного использования отходов может быть создано достаточно эффективное производство по выпуску товаров народного потребления;

4) появляется возможность эффективнее использовать местные трудовые ресурсы, устранить текучесть рабочей силы и исключить использование только мужского или только женского труда в малых городах.

 

2. Технико-экономические характеристики размещения отдельных отраслей машиностроения

На размещение машиностроительных предприятий большое влияние оказывают следующие факторы:

ü материалоёмкость продукции;

ü транспортабельность продукции;

ü габаритные размеры изделий;

ü наличие трудовых ресурсов;

ü фондоёмкость производства;

ü энергоёмкость производства.

Эти условия служат основой для формирования рекомендаций по расположению машиностроительных предприятий, а именно:

1) специализированные машиностроительные заводы, выпускающие готовые машины, детали и узлы широкого общественного потребления, необходимо располагать в крупных промышленных центрах, на транспортных магистралях, удобно располагать относительно потребителей машиностроительной продукции. К таким предприятиям относятся заводы, производящие велосипеды, мотоциклы, автомобили;

2) специализированные машиностроительные заводы, выпускающие агрегаты, узлы, детали по стадиям технологического процесса, наиболее рационально размещать вблизи от сборочных заводов. Например, авиационный завод является сборочным, поэтому он должен кооперировать с другими предприятиями;

3) заводы, выпускающие готовые машины больших габаритов, требующие специальной транспортировки для перемещения, целесообразно размещать преимущественно в центрах и районах их потребления.

Таким образом, приближение производства машиностроительных изделий к местам их потребления целесообразно для снижения транспортных расходов, упрочения связей с потребителями продукции и, в этой связи, обеспечения более высокого качества продукции.

Вся совокупность предприятий машиностроения должна подразделяться на группы с учётом их экономических особенностей в целях размещения на территории страны. Выделяют следующие группы машиностроительных предприятий:

1. Машиностроительные предприятия ремонтного характера, осуществляющие ремонтно-механические, сварочные работы, а также изготовляющие несложное машиностроительное оборудование (например, в г. Воронеже ОАО «ВРТТЗ»). Они не испытывают ярко выраженного тяготения к сырьевой базе, а также не требуют высокой технологической культуры, т.е. могут размещаться повсеместно.

2. Горнорудная, угольная, металлургическая отрасли, а также производство подъёмно-транспортного оборудования (например, ОАО «ВАСО», ОАО «Рудгормаш»). Эти предприятия выпускают крупногабаритные и металлоёмкие машины, и географически тяготеют к металлургическим базам. Для обеспечения сырьём и материалами такие заводы функционируют передельные чугунно-литейные цехи (для воронежских предприятий удобство создаёт наличие Курской магнитной аномалии).

3. Предприятия нефтяного, химического, дорожного, строительного машиностроения, которые характеризуются невысокой трудоёмкостью, малой или средней металлоёмкостью, малой электроёмкостью и средней фондоёмкостью (например, ФГУП «ВМЗ», ФГУП «КБХА»). Они тяготеют к районам потребления готовой продукции.

4. Предприятия, выпускающие машины большой номенклатуры, или предприятия, продукция которых потребляется периодически. Они характеризуются малой материалоёмкостью, средней и малой электроёмкостью и достаточно высокой трудоёмкостью. Такие заводы размещаются в развивающихся промышленных районах, где есть необходимые трудовые и электротехнические ресурсы, а также достаточный уровень технической культуры.

5. Приборостроительные предприятия, радиотехническая промышленность, электронная и электротехническая промышленность (например, ОАО «Электросигнал», завод «Электроника»). Они характеризуются высокой трудоёмкостью, низким использованием металла, но повышенной электроёмкостью и фондоёмкостью. Такие заводы целесообразно размещать в промышленных и машиностроительных центрах с высоким уровнем технической культуры, имеющих высококвалифицированные кадры, необходимые трудовые ресурсы, научно-исследовательские и проектные институты, конструкторские бюро.

Современная экономическая ситуация в России такова, что строительство машиностроительных предприятий приостановлено, а уже существующие заводы пытаются удержаться на рынке и выпускать конкурентоспособную продукцию, однако проблема размещения в машиностроении всегда актуальна.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.