Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы построения банковской системы




В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов:

- двухуровневая банковская система (центральный банк и система коммерческих банков);

- централизованная монобанковская система;

- уникальная децентрализованная банковская система

- Федеральная резервная система США.

В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы. Первый уровень банковской системы образует центральный банк. Второй уровень банковской системы - кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации) различного вида. В двухуровневой банковской системе обнаруживаются связи двух типов. Во-первых, связи между самими коммерческими банками, кредитными учреждениями; во-вторых, связь между Центральным банком, с одной стороны, и коммерческими банками, кредитными уч­реждениями - с другой. При этом в первом случае связь выражается в отношениях координации между указанными элементами системы, а во втором, случае перерастает в отношения субординации, которые, главным образом, и обеспечивают целостность системы.

Помимо двухуровневой структуры банковской системы существует децентрализованная (Резервная) - в США. Центральный банк США - Федеральная резервная система (ФРС). Из всех централь­ных банков мира структура ФРС самая необычная, что предопределено историей развития США как государства, а также специ­фикой формирования менталитета американской нации и ее политической элиты. Первые две попытки создания единого цент­рального банка в США оказались неудачными именно вследствие того, что центральный банк создавался для осуществления «поли­цейских» функций в банковской среде. Однако отсутствие института центрального банка приводило к высоким рискам в банковской сфере, поскольку не было кредито­ра в последней инстанции, способного предотвратить банковские кризисы национального масштаба. В результате американская об­щественность пришла в 1913 г. к выводу о необходимости создания института центрального банка, но в виде особой модели, отличной от существующих в других странах. Официальная структура ФРС была продумана таким образом, чтобы рассредоточить власть по округам, распределив ее между государственными организациями и частными институтами. ФРС включает следующие организации: федеральные резервные банки (12 федеральных резервных бан­ков в различных регионах страны); Совет управляющих Федеральной резервной системой (7 чело­век с 14-летним периодом полномочий); Федеральный комитет по операциям на открытом рынке; Федеральный консультативный совет. Участниками системы являются около 4000 коммерческих бан­ков. Все национальные банки (коммерческие банки, зарегистриро­ванные в Бюро контролера денежного обращения) обязаны быть членами ФРС. Коммерческим банкам, зарегистрированным на уровне штатов, не обязательно быть участниками этой системы, но они могут присоединиться к ней.

История развития банковского дела знает и такой тип банков­ской системы, как централизованная монобанковская. По этому типу была построена банковская система СССР и многих других социа­листических стран. Банковская система СССР складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк, Банк для внеш­ней торговли) и системы государственных трудовых сберегатель­ных касс. Госбанк СССР помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности выполнял функции кредитования различных отрас­лей народного хозяйства (предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и долгосрочных - сельскому хозяйству). Стройбанк осуществлял долгосрочное кредитование и финансирование капитальных вложений в различные отрасли на­родного хозяйства (кроме сельского хозяйства). Внешторгбанк про­водил кредитование внешней торговли, занимался международны­ми расчетами, операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами. Сберегательные же кассы привлекали денежные вклады населения, осуществляли расчеты по оплате коммунальных и других услуг. Монополия трех государственных банков приводила к тому, что кредиты зачастую выполняли роль второго бюджета. В этих условиях не использовался потенциал кре­дитного механизма, не было возможности проводить активную де­нежно-кредитную политику теми инструментами, которые извест­ны в странах с рыночной экономикой.

 

16.2. Кредитно-денежная политика государства. Банковский мультипликатор.

 

Денежно-кредитная политика является одной из важнейших функций государства, осуществляемой центральным банком через воздействие на количество денег в обращении с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает центральный эмиссионный банк государства. Денежно-кредитная политика как составная часть государственного регулирования экономики представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изме­нение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процент­ных ставок и других показателей денежного обращения и кредита (со­вокупного денежного оборота).

Денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии — кредитная экспан­сия, т.е. оживление конъюнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономи­ческих подъемов, сопровождаемых «перегревами» конъюнктуры, — кре­дитная рестрикция.

Можно выделить следующие инструменты денежно-кредитной политики:

1. Установление минимальных резервных требований. В результате повышения норм обязательного резервирования центральный банк сокращает суммы сво­бодных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и использующихся для расширения активных операций; сниже­ние нормы резервов, напротив, увеличивает возможности кредитования.

2. Регулирование официальной учетной ставки центрального банка (или ставки рефинансирования) еще один инструмент денежно-кредитной политики. Учетная ставка используется центральными банками в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требований ЦБ. Официальная учетная ставка централь­ного банка – это плата, взимаемая им при покупке у коммерческих бан­ков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. Ставка рефинансирования – процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка (ставка рефинансирования) служит ориентиром для рыночных ста­вок по кредитам. Устанавливая уровень официальной учетной ставки (ставки рефинансирования), цен­тральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ, и наоборот.

3. Другой инструмент кредитного регулирования – операции на открытом рынке (т.е. купля-продажа центральным бан­ком ценных бумаг). В период избыточной ликвидности ЦБ предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам, чтобы со­кратить их кредитные возможности. В период кризиса, наоборот, цент­ральный банк создает возможности рефинансирования для коммерчес­ких банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать ЦБ свои ценные бумаги. Таким образом, варьируя объем купли-продажи ценных бумаг, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздей­ствие на кредитную активность коммерческих банков. В результате проведения ЦБ операций на открытом рынке увеличи­вается (при продаже ценных бумаг) или уменьшается (при покупке ценных бумаг) объем собственных ресурсов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита.

Банковский мультипликатор представляет собой процесс увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому. Механизм банк. мультипликатора напрямую связан со свободным резервом. Свободный резерв – совокупность ресурсов коммерческих банков, которые в данный момент времени могут быть использованы для активных банковских операций. Управление механизмом банковского мультипликатора осуществляется только центральным банком, а эмиссия производится коммерческим банками. Центральный банк, управляя механизмом банковского мультипликатора, расширяет или сужает эмиссионные возможности коммерческих банков, тем самым осуществляя денежно-кредитное регулирование. Величина банковского мультипликатора может быть рассчитана через норму обязательных резервов: m = D / r, D – величина депозита, r – норма обязательных резервов. Банковский мультипликатор показывает во сколько раз может максимально увеличиться предложение денег при определенной норме обязательных резервов.

 

 


Тема 17. Финансовая система государства.

 

17.1.Система государственных финансов. Понятие государственного бюджета.

 

Финансовая система - совокупность различных форм финансовых отношений в процессе которых образуется и используются фонды денежных средств. Каждое звено финансовой системы характеризуется специфическими функциями, выполняемыми в процессе распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода. В финансовой системе выделяют централизованные (государственные) финансы и децентрализованные финансы предприятий и домохозяйств. Децентрализованные финансы - финансы предприятий, учреждений, организаций - финансовые отношения связанные с образованием и использованием средств хозяйствующих субъектов – финансы предприятий, финансы учреждений и организаций осуществляющих некоммерческую деятельность, финансы общественных объединений Централизованные финансы - государственные финансы - финансовые отношения, непосредственным участником которых является государство - государственный бюджет, кредит, государственное имущественное и личностное страхование, государственные внебюджетные фонды.

Основные звенья финансовой системы РФ

1. Бюджетная система: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

2. Внебюджетные фонды: отраслевые фонды, социальные фонды (государственный фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования).

3. Государственные кредиты - система финансово-кредитных отношений, участником которых является государство. Государство может выступать в роли кредитора и в роли заемщика средств на финансовом рынке

4. Страхование - это экономические отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении страхового случая, за счет денежных фондов формируемых посредством страховых взносов.

5. Финансы предприятий.

Бюджет является центральным звеном финансовой системы страны. Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию централизованных фондов составляет понятие государственного бюджета. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально - культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов РФ, погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов. Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на теку­щий год и имеет силу закона. Он утверждается за­конодательными органами власти. По материаль­ному содержанию государственный бюджет - ­централизованный фонд денежных средств госу­дарства, по социально-экономической сущнос­ти - основное орудие перераспределения нацио­нального дохода для выполнения правительством своих функций.

Бюджет выполняет следующие функции.

1. Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы). Эту функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности и эмиссии бумажных денег, а также доходы хозяйствующих субъектов, полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта: з/п рабочих и служащих, предпринимательской прибыли, ренты, %.

2. Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы) - связана с конкретными целевыми расходами Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватываю все отрасли и сферы хозяйства.

3. Контрольная - предполагает создание условий для проведение контроля. Эта функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

Реализуя возлагаемые на него функции, бюджет выполняет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Финансируя из бюджетного фонда приоритетные отрасли народного хозяйства, государство оказывает влияние на перераспределение национального дохода между отраслями. Часть доходов более «доходных» отраслей направляется в отрасли с низкой рентабельностью. Финансируя за счет бюджетного фонда учреждения и организации социальной сферы, государство способствует воспроизводству рабочей силы, решению других социально-экономических задач. Стратегические задачи государства по развитию экономики и социальной сферы находят отражение в приоритетах бюджетной политики. При ее планировании оно должно исходить из необходимости обеспечение финансовой и социальной стабильности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.