Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Графический способ




Табличный способ задания функции спроса

Табличный способ.

Аналитический способ.

Объем спроса рассчитывается путем подстановки значения цены в некоторую формулу, которую можно записать как:

.

При использовании аналитического способа необходимо учитывать, что если при подстановке в формулу некоторого значения цены получается отрицательное число, то объем спроса считают равным нулю.

Пример 2.1. Объем спроса задается формулой Qd = 15 – 3p. При цене p = 7 единиц объем спроса равен нулю, так как подстановка этой цены в формулу дает значение минус 6. Цена, начиная с которой объем спроса становится равным нулю, называется максимальной ценой спроса. В нашем примере максимальная цена спроса равна 5 единицам.

Можно сказать, что цена спроса – максимальная цена, по которой покупатели согласны приобрести определенное количество данного товара или услуги.

В табличной форме фиксируются значения цены определенного блага и соответствующие им объемы спроса на данное благо при соблюдении требования, что остальные условия равны (табл. 2.1).

Таблица 2.1.

Цена (p), руб. Объем спроса (Qd), шт. Фиксированные факторы
     
    Цены других товаров, доходы потребителей, ожидание будущих цен и т. д.
   
   
   
   

Таблица 2.1 не может проиллюстрировать все комбинации, но дает необходимую информацию о том, как изменение цены влияет на объем спроса: падение цен (колонка 1) ведет к увеличению объема спроса (колонка 2), и наоборот.

При использовании табличного способа можно столкнуться с проблемой оценки спроса для цены, не указанной в таблице. В таком случае предполагают, что в промежутках между ближайшими табличными значениями цены кривая спроса представляет собой отрезок прямой.

У экономистов принято откладывать аргумент функции спроса (цену) на вертикальной оси координат, а саму эту функцию (объем спроса) – на горизонтальной оси (рис. 2.1). Из рисунка видно, что кривая спроса Qd = f(P) имеет отрицательный наклон . Это объясняется двумя причинами:

1) когда цена растет, потребитель стремится покупать товары-заменители, соответственно сокращая спрос на данный товар;

2) когда цена увеличивается, реальный доход потребителя падает, что и отражает обратную связь между объемом спроса и ценой Р = f(Qd), и трактует цену как функцию объема покупаемого товара.

Рис. 2.1. Кривая спроса на некоторый товар

Изменение спроса отражается в законе спроса, который можно сформулировать следующим образом: при снижении цены объема спроса увеличивается, и наоборот.

Закон спроса нарушается для некоторых групп товаров. Например, известен так называемый «парадокс Гиффена», когда при увеличении цены на товар спрос на него также растет. Это явление встречается среди дешевых товаров, которые представляют основной продукт питания людей с небольшим достатком. Если такой продукт дорожает, то люди вынуждены сократить потребление более дорогих и качественных продуктов, так как данный товар все равно остается сравнительно дешевым продуктом, следовательно, спрос на него растет.

Подтверждение данного парадокса можно наблюдать в нашей повседневной жизни. При повышении цен на такие продукты, как хлеб, картофель, молоко, спрос на них растет, поскольку эти продукты являются основными продуктами питания для большинства людей.

Отклонения от закона убывающего спроса наблюдается и в случае, когда речь идет о престижном спросе на дорогостоящие товары, которые свидетельствуют, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе (спрос на ювелирные изделия, престижные автомобили, антикварные изделия). Причем снижение цен на подобные товары может уменьшить их привлекательность для покупателей, следовательно, и спрос на них. Такое явление называется «эффектом Веблена».

Теперь обратим внимание на различие двух понятий, которые часто смешивают, – изменение объема спроса и изменение функции спроса. Изменение объема спроса возникает при изменении цены данного товара или услуги при фиксированных значениях прочих факторов. В этом случае имеет место движение вдоль линии спроса (рис. 2.2 а). Изменения прочих факторов вызывает сдвиг кривой спроса, тогда говорят об изменении функции спроса (рис. 2.2 б). Смещение кривой спроса вправо и вверх соответствует увеличению спроса, т.е. в единицу времени будет востребовано большее количество товара по более высокой цене. И наоборот, сдвиг кривой спроса влево и вниз говорит об уменьшении спроса.

Рис. 2.2. Изменение объема спроса и сдвиг кривой спроса

Причины, которые вызывают сдвиг кривой спроса, называют неценовыми факторами спроса. Примеры неценовых факторов спроса приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.