Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема выбора производителя, производственные возможности




Классификация благ

Объективные условия и противоречия экономического развития. Экономические ресурсы, потребности, блага, их классификация.

Функции экономической теории

Рис. 1.1. Схема экономического использования ресурсов

Воспроизводство – это непрерывное возобновление и повторение процесса производства.

Обмен – взаимный обмен результатами хозяйственной деятельности.

Потребление – использование благ для удовлетворения потребностей.

Эффективное использование ресурсов – наиболее дешевое, экономичное их применение в расчете на единицу продукции (рис.1.1).

 

1. Познавательная – изучение и объяснение экономических явлений в обществе на основе полученных знаний, обобщенно и систематически.

2. Методологическая – экономическая теория является базой для всей системы экономических наук.

3. Образовательная – получение специальных знаний, позволяющих формировать экономическую культуру и владеть ею в жизни.

4. Практическая – направлена на получение практической пользы.

Методы экономического исследования:

1. Наблюдение.

2. Эксперимент.

3. Моделирование.

4. Метод научных абстракций: анализ, синтез.

5. Исторический метод: логический, графический.

При изучении экономики как дисциплины рассматривается 2 сферы экономических исследований:

Микроэкономика изучает отдельные экономические единицы: домашнее хозяйство, предприятие, отрасль, цены конкретных товаров и т.д.

Макроэкономика изучает экономические системы целой экономической страны, мира, занятости, инфляции.

 

Конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества. Именно на это направлен процесс производства, связанный с потреблением товаров и услуг, расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов для их производства.

Производство есть процесс создания материально-вещественных благ, при участии необходимых факторов (ресурсов) производства.

Ресурсы – это необходимое условие для создания материальных благ, которыми обладает и которые применяет общество в процессе производства.

Факторы производства.

Ресурсы, вовлекаемые в процессе производства:

1. Виды ресурсов: земля (природные ресурсы, пахотные земли, леса), вода.

2. Капитал – материально-вещественные, т. е. все производственные средства, используемые в производстве товаров и услуг (здания, сооружения, оборудование, вычислительная техника и пр.) и т. д.

3. Труд и предпринимательские способности (целенаправленная деятельность людей по созданию необходимых благ, включает в себя физические и умственные способности людей, применяемых в производстве товаров и услуг).

Рабочая сила – это способное к труду население.

Предпринимательская способность – умение и готовность человека организовать дело, и при этом наиболее эффективно использовать все факторы производства, принимая на себя связанные с этим затраты, риск, ответственность.

Свойства (особенности) ресурсов.

Ограниченность – нехватка ресурсов.

Потребности - это недостаток или нужда в чем-то необходимом для жизнедеятельности людей. Они изменяются, развиваются вместе с изменением экономики и культуры общества – от физиологических потребностей к потребностям в саморазвитии.

Социально-экономический прогресс общества проявляется в возвышении потребностей, которые необходимо систематически удовлетворять.

Свойство потребностей – их безграничность.

Блага – средства удовлетворения потребностей.

1. По форме:

а) вещественные – продукты труда, выступающие на рынке как товар.

Б) услуги – действие, направленное не удовлетворение потребностей.

2. По степени удаленности от конечного потребителя:

а) потребительские блага – использование непосредственным потребителем.

Б) ресурсы – блага, необходимые для производства потребительских благ и средств производства (факторов производства и средств производства).

Средства производства:

а) средства труда – блага, при помощи которых осуществляется процесс производства и материальных условий производства (оборудование, транспорт, здание, и т. п.).

б) предметы труда – блага, из которых создается продукт (сырье, материалы и т. д.).

 

3. По длительности использования:

а) долговременные – используются многократно.

Б) кратковременные – исчезающие в процессе разового использования.

4. По степени заменяемости:

а) взаимозаменяемы (субституты) – блага, заменяющие друг друга в процессе использования.

Б) взаимодополняемые (комплементы) – блага, дополняющие друг друга в процессе использования.

5. По характеру потребления:

а) частные – потребляемые индивидуально.

Б) коллективные – те, которые употребляются совместно.

Редкость благ означает, что запасы этих благ меньше потребности в них, а потому неизбежна конкуренция за их использование.

Конкуренция – соперничество между людьми за право распоряжаться какими-либо благами. С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития.

 

Противоречия между ресурсами (их ограниченность и редкость) и потребностями (их безграничность), разрешается путем выбора тех товаров, которые следует производить, и тех товаров, от которых следует отказаться.

Помимо этого проблема нехватки ресурсов решается путем полного вовлечения в производство всех возможных ресурсов (полная занятость ресурсов). На этой основе достигается получение наиболее возможного объема продаж.

Производственные возможности – это то максимальное количество товаров и услуг в определенном их наборе, которое может быть одновременно произведено за данный период при данных ресурсах и технологии.

При этом все рабочие ресурсы используются наиболее полно и эффективно (таблица. 1).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.