КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Московская лингвистическая школа
Также называется школой формальной лингвистики. В то же время, что и казанская школа, появляется в Москве на базе Московского университета. Главой школы был Филипп Фёдорович Фортунатов, его учениками были Шахматов, Покровский, Ушаков, Пешкоский, Пржезинский, Дурнаво. По своим лингвистическим взглядам были близки младограмматикам, но при этом московскую школу отличает и специфическое понимание языка и особые методы его исследования. Формально сторонники московской лингвистической школы разделяли взгляды младограмматиков, но очень часто в конкретных исследованиях они отходили от идей младограмматиков и у них просматривается социологический взгляд на язык. Иногда они даже смыкаются с пражцами, потому что для них язык — это всё-таки социальный феномен. И одновременно представители московской школы много внимания уделяли вопросу что есть литературный язык, это сближает их с пражской школой. Стоя на позициях младограмматистов (исторический подход), всё же многие вещи они рассматривают в статике. Занимались и вопросами фонетики (в большей мере физиологическими аспектами звука), морфологии (рассматривали с точки зрения психологии), лексикологии (с точки зрения истории народов). В любом случае москвичи выработали свои собственные методы исследования, которые получили название формальных. Разрабатывая эти формальные критерии они всё больше и больше отходят от смешения лингвистики с культурологой, психологией и т.д. Филипп Фёдорович Фортунатов (1848 — 1914) Человек широчайшей эрудции. Был прежде всего компаративистом, индо-европеистом, славистом, литвианистом, индологом. Он не очень много публиковался. Его основные идеи были изложены в лекция. В 1956 году его ученики издали сборник работ в основном по материалам лекций. Рассматривал самые различные вопросы: философские (соотношение языка и мышления), вопросы, касающиеся строения языка (фонетика, этимология, синтаксис, сравнительно-историческое языкознание). В целом научный подход Фортунатова характеризуется ярко выраженным младограмматизмом, с другой стороны его интересует социальная природа языка. Младограмматизм Фортунатова проявлялся в частности в требовании строго учитывать действие фонетических законов. В рамках общего языкознания прежде всего занимался вопросов соотношения языка и мышления. Считал, что не только язык зависит от мышления, но и мышление зависит от языка. При посредстве слов мы думаем. По Фортунатову язык — это совокупность знаков, главным образом для мысли и для выражения мысли в речи, но кроме того он говорил, что в языке существуют знаки для выражения различных чувствований. Он исходит из чувственно-образной формы мышления, то есть он не разграничивает понятие и представление. Но в предчувственно-образной форме абстрагирование, обобщение невозможно, потому что образ сохраняет индивидуальные черты. Понятие — более обобщённая форма отражения действительности, отвлечение от индивидуальных свойств. Связь представлений Фортунатов называет суждением. Субъект суждения — это представление или комплекс представлений, которые возникают в сознании говорящего первым, а предикат — это то, что слушающий и говорящий мыслят об этом представлении. Говорит, что суждение от предложения в речи человек не отделяет.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |