Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Память и внимание

 

В психологической науке под памятью понимают психический познавательный процесс, направленный на запоминание, сохранение и воспроизведение человеком информации. Таким образом, к подпроцессам памяти относят запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание.

Запоминание протекает в трех формах: запечатление- точное и прочное сохранение в памяти материала при однократном его предъявлении на несколько секунд; непроизвольное запоминание- нет специальной цели запомнить, требуется многократное повторение запоминаемых событий; произвольное запоминание- целенаправленный процесс, при котором существует установка на запоминание.

Сохранение — более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Противоположным сохранению является процесс забывания, которое позволяет малозначимую информацию не держать в поле внимания и мышления, а концентрироваться на существенной. Однако существует и патологический процесс забывания - амнезия. Она подразделяется на ретроградную - невозможно вспомнить прошлые события, антероградную - невозможно запомнить вновь происходящие события после травмы или заболевания, прогрессирующую - процесс забывания нарастает по отношению ко всем событиям жизни.

Сущность воспроизведения состоит в воссоздании относительно деятельности и общения сохраненного в памяти материала. Различают несколько его уровней: узнавание — воспроизведение при опоре на восприятие объекта; собственно воспроизведение — воссоздание материала, не вызывающее затруднений и не требующее опоры на восприятие и волевых усилий; припоминание — воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено, необходимо волевое усилие.

Среди множества научных теорий, рассматривающих феномен памяти, следует обратить внимание на те из них, которые носят фундаментальный характер. Одной их таких теорий является ассоциативная теория памяти. Согласно её положениям, основой памяти являются взаимосвязи между различными предметами и явлениями и личным человеческим опытом. Сторонники данной теории считали, что при запоминании нескольких объектов происходит запечатление их следов и при повторном восприятии хотябы одного из этих объектов, образы остальных возникнут в памяти человека. В рамках ассоциативной теории проводились многочисленные эксперименты по изучению особенностей памяти, например, был выявлен так называемый «эффект края»- при запоминании ряда элементов лучше запоминается начало и конец ряда.

В работах советских психологов А.Н. Леонтьева, П.И. Зинченко, А.Р. Лурии и А.А. Смирнова, начиная с 30-х годов XX века, экспериментально доказывалась и подчеркивалась роль активности запоминающей личности как субъекта деятельности. Исследователями были сформулированы следующие выводы: запоминание— это не запечатление предмета, а результат осмысленного действия человека с предметом; запоминание— следствие целенаправленной деятельности; избирательность запоминания определяется целью деятельности; более продуктивно запоминается материал, определяющийся целью деятельности.

Большое значение для изучения подпроцессов памяти имеет учение о следах памяти на биохимическом и биофизическом уровне. В рамках этого учения была высказана гипотеза, что удержание материала в кратковременной памяти существует благодаря циркуляции электрических потенциалов, возникших в результате возбуждения группы нейронов, долговременная- связана с изменением структур рибонуклеиновых кислот. Для перевода следа из кратковременной памяти в долговременную необходим период до 60 минут.

По признаку длительности сохранения материала память бывает:

- мгновенная - память - образ, информация хранится несколько секунд, этот вид памяти сложно отделить от процесса внимания, она осуществляется на уровне рецепторов, ее задача - привлечь внимание высших отделов мозга к информации;

- кратковременная – информация хранится от нескольких секунд до нескольких минут, объем ее небольшой;

- оперативная - обслуживает текущую деятельность человека, информация удерживается на время продолжительностью до нескольких дней; данный вид памяти активно работает у большинства студентов при подготовке к экзамену - информация заучивается и хранится до момента сдачи экзамена, затем большая ее часть забывается;

- промежуточная - ее задача - перевод информации из оперативной в долговременную память, она хранит информацию в течение дня, а во время сна в течение трех часов происходит структурирование информации;

- долговременная - информация хранится в течение многих лет;

- генетическая - информация хранится в генотипе человека и передается из поколения в поколение.

По наличию цели в процессе запоминания память подразделяют на произвольную, когда ставится цель запомнить и в последствии воспроизвести информацию и имеются средства для достижения этой цели (приемы запоминания), и непроизвольную, когда запоминание происходит как бы автоматически. Примером первой может служить целенаправленное заучивание стихов, а второй- запоминание интересной новости, услышанной от соседа.

По характеру психической активности можно выделить следующие виды памяти: двигательная, эмоциональная, словесно-логическая, образная (зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая, обонятельная.). По способу запоминания материала выделяется механическая и логическая память. В первом случае запоминаемая информация неосмысливается, а во втором- происходит ее структурирование, нахождение логических связей внутри нее, сопоставление с уже имеющейся в памяти.

У людей память различается по количественным и качественным характеристикам. Первые- это скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания. Вторые касаются как доминирования отдельных видов памяти (зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и т.д.), так и их функционирования. Выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную. Но нужно подчеркнуть, что в чистом виде эти типы встречаются крайне редко, а можно наблюдать их какое-либо индивидуальное сочетание.

Внимание - это психофизиологический процесс, характеризующий динамические особенности познавательной деятельности, направленность и сосредоточенность сознания, предполагающая высокий уровень интеллектуальной, сенсорной, моторной активности.

Нет единой точки зрения на вопрос о сущности внимания. Одни ученые полагают, что внимание как самостоятельный процесс не существует, а является лишь стороной других процессов и деятельности, сопровождает их, обеспечивая эффективность. Сторонники противоположной точки зрения выделяют внимание как самостоятельный процесс, в доказательство указывают на существование специфических зон мозга, отвечающих за внимание.

Изучением физиологических основ внимания занимались И.П. Павлов и А.А. Ухтомский. И.П. Павлов предположил, что внимание связано с возникновением в мозге очагов оптимального возбуждения- это участки, где складываются наиболее благоприятные для психической деятельности условия. В основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. А.А. Ухтомским было введено понятие доминанты: возбуждение в коре головного мозга распределяется неравномерно, так как есть очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер (доминанты). В его исследовании было доказано, что существуют т.н. «субдоминантные очаги», которые тормозятся доминантой, способной использовать их энергию. ходе многочисленных экспериментов было подтверждено, что основу внимания составляет активная деятельность всего мозга и избирательная активность отдельных его участков. Важную роль в осуществлении процесса внимания играет ретикулярная формация (скопление нервных клеток в стволе мозга), она участвует в общей и избирательной активации деятельности головного мозга.

Внимание подразделяется на природное и социально обусловленное. Природное - это врожденное внимание, оно определяет способность человека реагировать на различные внутренние и внешние биологически значимые стимулы. Социально обусловленное вниманиеформируется в процессе жизни человека, является результатом обучения и воспитания, для него характерна сознательность.

Классификация внимания по видовому признаку включает непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание характеризуется отсутствием цели иволевого усилия, это врожденный вид внимания (например, человек непроизвольно реагирует на включение громкой музыки). Произвольное внимание - прижизненно формируемый вид, в нем присутствует цель сосредоточиться и волевое усилие (например, школьник читает неинтересный для него текст в учебнике, и перед ним стоит задача его понять). Послепроизвольное внимание - это также прижизненно формируемый вид, но в отличие от произвольного здесь нет волевого усилия, т.е. оно возникает, когда человек выполнял какую-то не интересную для него деятельность, но в какой-то момент что-то его заинтересовало, и волевые усилия оказались не нужны.

В зависимости от типа объекта сосредоточения внимание может быть рассмотрено как интеллектуальное, эмоциональное, сенсорное и моторное, где объектами соответственно будут мысли, чувства, образы, движения. Наконец, внимание подразделяется на непосредственное и опосредованное. Возникновение первого обусловлено особенностями объекта сосредоточения (яркая окраска цветка), второго- какие-либо сигналы (слова, жесты).

К основным свойствам внимания можно отнести:

1. Объем внимания- количество объектов, на которых человек может сосредоточиться одновременно. Средний объем внимания взрослого человека составляет 5 +-2 объекта.

2. Распределение внимания заключается в способности человека выполнять две деятельности одновременно. Важным условием успешности выполнения является автоматизация одной из деятельностей (например, можно совместить чистку картофеля и разгадывание на слух кроссворда).

3. Переключаемость- свойство внимания, показывающее, как происходит переход от одной деятельности к другой- насколько быстро, не влияет ли предыдущая деятельность на эффективность выполнения следующей

4. Устойчивость внимания - способность сохранять состояние внимания по отношению к какому-либо объекту в течение длительного времени. На это свойство влияют психофизиологические особенности человека, мотивация, интерес к объекту, внешние условия.

5. Концентрация внимания- способность человека сосредоточиться на одном объекте и отвлечься от других, противоположным свойством является рассеянность внимания, затрудняющая осуществление деятельности, снижающая продуктивность.

Существует большое количество психодиагностических методик для исследования памяти и внимания, которые широко используются в психологической науке. Приведем примеры таких методик.

1. «Корректурная проба» заключается в последовательном зачеркивании двух букв в течение 3-10 минут; затем подсчитывается количество правильных и неправильных зачеркиваний.

2. Отсчитывание»- производится вычитание последовательно от 100 или 200 одной и той же цифры- 7, 13 или 17, называя только остаток.

3. «Таблицы Шульте»- испытуемый последовательно показывает и называет вслух числа от 1 до 25, расположенные в пяти таблицах вразброс. Измеряется время, затрачиваемое на проработку каждой таблицы, количество ошибок (пропущенные числа). При повышенной утомляемости время, потраченное на одну таблицу, к концу эксперимента увеличивается, при замедленном включении в работу – уменьшается.

4. «10 слов»- испытуемому предъявляется 10 простых не связанных между собой слов, которые он должен запомнить и через небольшой интервал времени воспроизвести. Обычно делается несколько проб. Эта методика диагностирует особенности механического запоминания, работоспособность и утомляемость.

5. Методика опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева- испытуемому называются обобщающие понятия (учеба, игра, свет) и предъявляются картинки с изображением конкретных предметов, связанных с этими понятиями (книга, кукла, лампа и т.д.), он должен их соотнести и запомнить понятия, затем картинки перемешиваются с добавлением не связанных по смыслу, испытуемый должен, опираясь на картинки вспомнить обобщающие понятия.

Контрольные тесты:

1. К подпроцессам памяти не относится:

а) запоминание;

б) сосредоточение;

в) забывание;

г) воспроизведение

2. Точное и прочное сохранение в памяти материала при однократном его предъявлении на несколько секунд называется:

а) запоминание;

б) запечатление;

в) вдохновение;

г) припоминание

3. Вид памяти, который обслуживает текущую деятельность человека:

а) оперативная;

б) промежуточная;

в) кратковременная;

г) мгновенная

4. Классификация внимания по видовому признаку не включает:

а) произвольное

б) непроизвольное;

в) допроизвольное;

г) послепроизвольное

5. Объектом сенсорного внимания служат:

а) мысли;

б) образы;

в) чувства;

г) двигательные акты

6. Какое свойство внимания обусловливает способность человека сосредоточиться на одном объекте и отвлечься от других:

а) устойчивость;

б) концентрация;

в) переключаемость;

г) объем внимания

 

Тема 6. Познавательные процессы (Мышление, интеллект, речь, воображение,творчество)

 

Мышление- это психический познавательный процесс, направленный на отражение существенных признаков предметов и явлений окружающего мира и закономерных связей между ними. Под существенным признаком объекта понимается такой признак, без которого объекта не будет. Опосредствованный и обобщенный характер мышления обеспечивает познание человеком как явлений, так и их сущности.

Ощущение и восприятие составляют чувственную ступень познания мира, мышление- это высшая ступень познания. Чувственное познание дает информацию, на основе которой мышление может строить свои выводы, обнаруживать закономерные связи между явлениями действительности, систематизировать все сведения. Благодаря мышлению, человек отражает не только то, что может быть не­посредственно воспринято с помощью органов чувств, но и то, что скрыто от восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения.

Мышление принято подразделять на практическое и теоретическое. Практическое мышление называют наглядно-действенным, если мыслительная задача решается в практическом плане (примером такого мышления может служить собирание ребенком пирамидки). Наглядно-образное мышление также выступает составной частью практического мышления, когда не требуется непосредственной манипуляции с объектами для решения задачи, но объекты находятся в поле восприятия. Наглядно-действенный вид мышления высоко развит у людей, занимающихся производством каких-либо материальных продуктов.

Теоретическое мышление включает образное и словесно-логическое. При образном мышлении мыслительная задача решается с опорой на образы, которые извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими человек находит решение. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей творческих профессий. При словесно-логическом мышлении для решения задача человек использует уже имеющиеся знания, которые структурированы в виде понятий, суждений и умозаключений. Понятие - это мысль, выраженная в слове, в которой отражены существенные признаки какого-либо класса явлений. При логической связи понятий образуются суждения, таким образом возникает новое знание. Умозаключение рождается путем применения логических операций к нескольким суждениям.

Виды мышления различаютсяпо признаку новизны способа решения задач на репродуктивное, когда происходит применение готовых, уже усвоенных знаний и умений, и продуктивное, в данном случае осуществляется создание субъективно или объективно нового продукта.

В зависимости от особенностей протекания мыслительного процесса можно выделить интуитивное и аналитическое мышление, эти два вида будут отличаться по скорости, наличию развернутых стадий и степени осознанности. При интуитивном типе, по мнению К.Г. Юнга, доминирует правое полушарие мозга, преобладают эмоции над логикой, критерием истинности выводов является ощущение правильности, знания значимы, если их можно применить на практике. При аналитическом типе характерно доминирование левого полушария мозга, рациональность, логическая безупречность выводов, знания ценны сами по себе.

Среди вопросов психологии, касающихся изучения специфики мышления, важным является вопрос о признаках творческого мышления. Дж Гилфорд выделил следующие его особенности:

1) оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне;

2) семантическая гибкость как способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике;

3) образная адаптивная гибкость как возможность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;

4) семантическая спонтанная гибкость как элемент продуцирования разнообразных идей в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Процесс мышления осуществляется в форме мыслительных операций. Среди них выделяют основные и производные. Основными мыслительными операциями являются анализ (разделение целого на части с целью его подробного изучения) и синтез (воссоздание по набору признаков объекта и отнесение его к определенному классу явлений). Производными операциями являются классификация, квантификация, абстрагирование, обобщение, сериация, сравнение, систематизация и т.д.

Процесс решения мыслительной задачи проходит ряд этапов: 1) оценка ситуации как проблемной; 2) постановка вопроса и ограничение зоны поиска; 3) выдвижение и проверка гипотез; 4) оценка результатов и действий. Последний этап может завершиться постановкой нового вопроса. Продуктивность мышления зависит от качеств ума человека. Выделяют следующие качества: глубина, широта, быстрота, критичность, гибкость, самостоятельность, инертность, шаблонность и т.д. Сочетание указанных качеств определяет индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности человека.

Интеллект- это относительно устойчивая структура умственных способностей человека. Мышление является интегральной функцией интеллекта. В настоящее время существует классификация подходов к пониманию природы интеллекта:

- феноменологический- интеллект как особая форма содержания сознания;

- генетический- интеллект как следствие усложняющейся адаптации к окружающей среде в естественных условиях взаимодействия человека с внешним миром;

- социокультурный- интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом;

- процессуально-деятельностный - интеллект как особая форма человеческой деятельности;

- образовательный- интеллект как продукт целенаправленного обучения;

- информационный- интеллект как совокупность элементарных процессов переработки информации;

- функционально-уровневый- интеллект как система разноуровневых познавательных процессов;

- регуляционный- интеллект как фактор саморегуляции психической активности.

Существуют многочисленные методики, направленные на изучение особенностей мышления и интеллекта. Диагностика мыслительных процессов человека является очень важной при выявлении ряда психических заболеваний (шизофрения, олигофрения и т.д.). Одной из наиболее часто используемых методик является «воспроизведение рассказов». В ходе использования данной методики задача испытуемого состоит в том, чтобы понять, запомнить и затем письменно или устно воспроизвести текст.

Часто специалистами используется такой метод как «сравнение понятий» Испытуемому предлагаются различные понятия по два, и он должен назвать их сходства и различия. Используются также такие методики, как: раскрытие переносного смысла пословиц, поговорок или метафор, называния 60 слов, свободных ассоциаций (испытуемый произносит любое слово в ответ на произнесенное экспериментатором), подбор антонимов. Особо выделяют способы диагностирования с использованием рисунков.

Для оценки уровня интеллектуального развития используют специализированные тесты, которые предназначены для людей разных возрастов. Для диагностики интеллекта детей разработан тест Стенфорд-Бине, который выявляет уровень общей осведомленности, развития речи, памяти, логического мышления, восприятия. Популярным является тест Векслера, который выявляет уровень вербального и невербального интеллекта (с этой целью обследуемому ребенку предъявляются две группы заданий: требующие и нет использование речи).

Одной из сложнейших и активно обсуждаемых учеными является проблема взаимосвязи мышления и речи. В данном направлении было выдвинуто множество гипотез, одни из которых полностью отождествляли речь и мышление, другие же, напротив, их полностью разделяли. В настоящее время эти два процесса рассматриваются как самостоятельные, отличающиеся по функциям и развитию, но взаимосвязанные друг с другом. Общим для мышления и речи является слово, оно одновременно и средство общения и мышления.

Слово и речь являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики. Речь можно подразделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь бывает диалогической и монологической, которая в свою очередь делится на письменную и устную. Внутренняя речь связана с мышлением, она не направлена на взаимодействие с другими людьми.

К познавательным процессам относят также воображение. Воображение- это психический познавательный процесс, направленный на создание человеком новых образов при помощи приведения имеющихся знаний в новое сочетание в ситуации, характеризующейся неопределенностью. Воображение связано с функционированием восприятия, памяти и мышления, а также с практической деятельностью, так как перед началом деятельности он ее конструирует в виде образов. Одна из его задач заключается в восполнении недостающих знаний. Физиологической основой воображения является создание образов на основе представлений, восприятия и памяти, обусловленное активностью головного мозга.

В оображение по признаку осознанности и активности классифицируют на пассивное и активное. Пассивное воображение в зависимости от участия воли может быть непроизвольным (сны, иллюзии, гипноз, галлюцинации) и произвольным (мечты, фантазии). Активное воображение осуществляется при сознательном контроле, сопровождается волевым усилием, имеет определенную цель; оно подразделяется на воссоздающее, когда человек конструирует уже имеющиеся образы и творческое, когда конструируются субъективно или объективно новые образы.

Можно выделить следующие приемы воображения: комбинирование- когда берутся элементы нескольких объектов, производится их объединение и преобразование, и конструируется объект, не сводимый к сумме частей, из которых его создали; агглютинация (склеивание) – когда из частей нескольких объектов механически создается новый объект; гиперболизация - преувеличение или уменьшение какого-то объекта; акцентирование - возможность особого выделения каких-то элементов объекта (например, в карикатуре); аналогия – когда образ создается по принципу сходства с реально имеющимся; схематизация – подчеркивание общих признаков объектов и сглаживанием различий (растительный орнамент в хохломе); типизация ориентирована на выделение повторяющихся элементов в однородных объектах.

К качествам воображения относят силу, критичность, широту. Сила показывает, насколько яркими являются образы воображения, критичность - насколько создаваемые образы приближены к реальности, широта- каково разнообразие конструируемых образов.

Специфика воображения человека зависит от его личностных особенностей, так, например, можно выделить людей с конкретным восприятием и образным мышлением и людей с преобладающим абстрактным мышлением. Вдохновение- это творческий подъем, для которого характерно отсутствие субъективного состояния напряжения, эмоциональный подъем, ясность и четкость мысли, непродолжительность протекания (от нескольких часов до нескольких дней).

Воображение имеет огромное значение для творческой деятельности человека. Творчество существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Творчество — это высший уровень познания. Для его возникновения необходимо богатое воображение, подкрепленное знаниями, способностями и целеустремленностью. Оно не может совершаться без предварительного накопления знаний.

Творческий процесс в психологическом контексте представляет собой ряд взаимопоследовательных, функциональных этапов: зарождение идеи; концентрацию знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений; сознательную и бессознательную работу над материалом, озарения; проверку и доработку полученной идеи.

Различают следующие виды творчества: научное, литературное, художественное, музыкальное; отдельно выделяется изобретательность.

 

Контрольные тесты:

1. Для какого вида мышления характерно доминирование левого полушария мозга, рациональность, логическая безупречность:

а) наглядно-действенное;

б) интуитивное;

в) наглядно-образное;

г) аналитическое.

2. Какая основная мыслительная операция включает воссоздание по набору признаков объекта и отнесение его к определенному классу явлений:

а) классификация;

б) синтез;

в) обобщение;

г) анализ.

3. К производным мыслительным операциям не относится:

а) анализ;

б) классификация;

в) квантификация;

г) систематизация.

4. Какой познавательный процесс направлен на создание человеком новых образов при помощи приведения имеющихся знаний:

а) мышление;

б) воображение;

в) внимание;

г) припоминание.

5. Что из ниже перечисленного не является приемом воображения:

а) агглютинация;

б) комбинирование;

в) метафоризация;

г) акцентирование

6. Качество воображения, показывающее каково разнообразие конструируемых образов:

а) широта;

б) сила;

в) критичность;

г) глубина.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4. Ощущение и восприятие | Тема 7. Эмоционально-волевые процессы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.