Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая стабилизация




Роль финансов в развитии международного сотрудничества

Мировые финансы возникли в результате, с одной стороны, распространения финансовых отношений на мирохозяйственные связи, а с другой – явились следствием появление и развития финансовой подсистемы мировой экономики. Особенность международных финансов в отличие от государственных финансов, а также финансов предприятий и финансов домохозяйств в том, что они представлены множеством субъектов, т.е. изначально это многосубъектная категория. Это означает, что нет единого международного фонда денежных средств, сосредоточенного в конкретном месте и являющегося собственностью конкретного субъекта мировой экономики. Финансовые ресурсы мира находятся преимущественно в обращении, образуя мировой финансовый рынок (МФР). Структура мировых финансовых ресурсов представлена на рисунке.

Многообразие мирохозяйственных отношений стран находит отражение в балансовом представлении ее международных операций. Различаю платежный и расчетный балансы.

Расчетный баланс – это соотношение требований и обязательств данной страны к другим государствам на определенную дату. Платежный баланс – это соотношение фактических платежей, произведенных данной страной другим государствам, и поступлений, полученных ей от других стран за определенный период времени.

Рисунок 1 - Структура мировых финансов

 

 

Экономика представляет собой систему рационального ис­пользования производственных ресурсов в целях удовлетворения растущих потребностей населения. Это сложная система, находя­щаяся на стыке природной и общественной сфер и отражающая элементы как естественных, так и общественных связей.

Подходы к отражению процесса общественного воспроиз­водства в зависимости от временного горизонта могут быть следу­ющие:

• глобальный в плане обеспечения условий сохранения челове­ческой цивилизации на планете;

• долгосрочный, предполагающий в качестве главного ограни­чителя и критериев эффективности экономической системы рациональность использования природных, производствен­ных, трудовых и других ограниченных ресурсов;

• среднесрочный, рассматривающий в качестве ограничителя общественного воспроизводства конкретные виды ресурсов (факторов производства): производственных мощностей, ка­питальных вложений, квалифицированных кадров, достиже­ния НТП;

• краткосрочный при условии выделения в качестве реального ограничителя общественного воспроизводства спрос на про­дукцию данного вида, а также финансовые ресурсы и способы их мобилизации.

Все более актуальной в условиях интенсивных процессов гло­бализации является характеристика национальных экономичес­ких систем как открытых, имеющих широкие торгово-экономи­ческие и финансовые связи с внешним миром, так и закрытых, т.е. изолированных от внешнего мира в финансово-экономичес­ком отношении.

Объективность включения государства в экономические про­цессы определяется необходимостью:

1) обеспечения расширенного воспроизводства в националь­ных рамках;

2) согласования долговременных интересов домашних хо­зяйств и производителей;

3) поддержания баланса социально-экономических интересов различных групп хозяйствующих субъектов в стране;

4) сохранения единства и целостности территориального про­странства страны.

Если рыночный механизм частично не выполняет своих фун­кций на макроэкономическом уровне, государственное регулиро­вание становится необходимым прежде всего в следующих четы­рех сферах.

1. Поддержка конкурентной среды. Действенная конкуренция не воспроизводится сама по себе. Накопление капитала ведет к его концентрации, а поглощение и слияние фирм — к централи­зации капитала. Таким образом, конкуренция как основной дви­гатель рыночного хозяйства подрывает сама себя. Этот процесс противоречивый, он представляет собой скорее тенденцию, раз­вивающуюся медленнее или быстрее, а иногда временно и в об­ратном направлении, в разных отраслях на разных исторических этапах.

Государство должно создать общеэкономические, правовые и социальные условия, разработать и внедрить правила, обеспечи­вающие действенное функционирование конкуренции; контро­лировать выполнение этих правил, не подрывая основ социально-экономической системы, т.е. прав собственности и свободы хо­зяйственной деятельности.

2. Обеспечение общеэкономической стабильности. Вслед­ствие специфики координации хозяйственных решений и дей­ствий система рыночной экономики допускает нарушения внут­ренней стабильности национального хозяйства, сильные колеба­ния конъюнктуры, возникновение отраслевых диспропорций.

В связи с этим перед государством стоит задача выравнивания долгосрочных циклических, кратко- и среднесрочных конъюнк­турных колебаний.

3. Социальная обеспеченность и сбалансированность. В сов­ременном обществе необходима защита интересов лиц, работаю­щих по найму, потребителей, пенсионеров, больных, детей, моло­дежи и т.п. Это связано с тем, что эти группы населения не могут ничего предложить на рынке, а следовательно, остаются без средств к существованию. Единственным институтом, способным материально обеспечить стариков, инвалидов и сирот, является государство.

4. Преодоление кризисов на микроуровне национальной хо­зяйственной системы. Сбои в функционировании рыночного ме­ханизма могут происходить в отраслях, на отдельных рынках това­ров и услуг и т.п. В этом случае государство должно активно вме­шиваться в хозяйственные процессы на местах, например: снижать ставки налогов с фирм и лиц, пользующихся энергосберегающей технологией, активно внедряющих инновации, не допускать бан­кротства фирм, от которых зависит благосостояние и занятость на рынке.

Итак, государственное регулирование экономики вусловиях современного национального хозяйства представляет собой систему государственных законодательных, исполнительных и конт­ролирующих мер, осуществляемых правомочными государствен­ными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и развития экономики, приспособления существу­ющей социально-экономической системы к изменяющимся ус­ловиям. Содержание государственного регулирования экономики охватывает деятельность государства по регулированию трехвзаи­мосвязанных частей воспроизводственного процесса: ресурсов, производства и финансов.

Экономическая наука призвана объяснять мир и способство­вать его преобразованию, что является содержанием ее позитив­ной и нормативной функций. Нормативная функция экономи­ческой науки реализуется посредством макроэкономической по­литики.

Классификация направлений экономической политики мо­жет проводиться по разным критериям. С точки зрения уровня экономики, на который должно быть направлено воздействие го­сударства, различают микро- и макроэкономическую политику.

Первая имеет целью повышение эффективности распределения ресурсов в экономике и направлена на регулирование отдельных рынков и отраслей (политика в области конкуренции, антимоно­польная, промышленная, региональная политика, регулирование рынка труда и др.). Макроэкономическая политика имеет целью обеспечение более полного использования ресурсов (полную за­нятость), стабильность цен, экономический рост и равновесие платежного баланса. В рамках макроэкономической политики обычно выделяют фискальную (бюджетно-налоговую), монетар­ную (денежно-кредитную) политику, политику обменного курса, политику доходов.

В зависимости от характера воздействия на экономическую динамику различают стабилизационную и структурную политику. Традиционно считается, что макроэкономическая политика на­правлена прежде всего на стабилизацию экономики, что достига­ется с помощью инструментов фискальной и монетарной полити­ки, влияющих на совокупный спрос. Задачи структурной полити­ки решаются с использованием инструментов как микро-, так и макроэкономической политики, воздействие которых направле­но в большей мере на совокупное предложение. Во временном аспекте макроэкономическая стабилизация рассматривается обычно как задача кратко- и среднесрочного регулирования, тог­да как решение вопросов структурной политики и связанных с ними проблем экономического роста относится обычно к долго­срочному периоду*.

В отличие от широко распространенной в отечественной ли­тературе трактовки стабилизационной политики, главным обра­зом как финансовой стабилизации, в макроэкономической тео­рии политика стабилизации рассматривается, прежде всего как «государственная политика по поддержанию объема производ­ства и занятости на естественном уровне»**, т.е. на уровне, соот­ветствующем или близком к потенциальному (что ассоциируется с состоянием долгосрочного равновесия в экономике). Таким об­разом, речь идет, прежде всего, о реальных переменных — уровне занятости (безработицы), реального объема выпуска и др. Важ­нейшей номинальной переменной, поддержание которой на устойчиво низком уровне является задачей стабилизационной по­литики, выступает темп инфляции.

 

Лисин B.C. Макроэкономическая теория и политика экономического роста. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. С. 9-10. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. — М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 352.

 

Несомненно, состояние финансовой сферы (денежного и фондового рынков, системы государственных финансов) оказы­вает существенное влияние на поведение экономики. И это влия­ние непосредственно связано с политикой государства. Финансо­вая неустойчивость — слабость финансовых рынков, колебания денежной массы, уровня монетизации экономики, процентных ставок, длительные дефициты госбюджета (на фоне отсутствия строго адресного расходования средств по социальному и другим направлениям) и т.д. — может оказывать дестабилизирующее влияние на реальный сектор экономики, провоцировать инфля­ционные тенденции. В то же время государство имеет возмож­ность целенаправленно воздействовать на финансовый сектор, регулируя институциональные условия функционирования фи­нансовых рынков, используя инструменты кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики, тем самым создавая устойчивую финансовую среду функционирования реального сектора. В этом плане важное значение имеет определенная иерархия целей эко­номической политики государства.

Финансовая стабилизация сама по себе не может служить ос­новной целью государственного регулирования (даже в кратко­срочном периоде), а является инструментом стабилизации реаль­ного сектора экономики. Как показал опыт преобразований в российской экономике последнего десятилетия, попытки осу­ществить финансовую стабилизацию без одновременного прове­дения серьезной структурной (в частности, промышленной) по­литики не приносят положительных результатов.

Структурная политика, как правило, рассматривается в двух аспектах, одинаково актуальных для экономики России. Во-пер­вых, это формирование соответствующей структуры рынка (с точ­ки зрения как его участников, так и институционального устрой­ства) в качестве условия наиболее рационального использования ресурсов. Это относится, прежде всего, к созданию конкурентной среды, сокращению трансакционных издержек. В качестве кратко- и среднесрочных задач структурных преобразований выделяют также налоговую реформу; реформу финансовых рынков как ос­новного механизма мобилизации свободных денежных ресурсов (сбережений) и их дальнейшего эффективного распределения (ре­форма банковской системы, развитие фондового рынка); регули­рование рынка труда; реформу государственного сектора и др.

Во-вторых, под структурной политикой понимается собствен­но промышленная политика, т.е. влияние государства на отрасле­вую структуру экономики с целью стимулирования развития производств и отраслей, определяющих научно-технический про­гресс; решение региональных проблем; поддержка малого и сред­него бизнеса; защита отечественных производителей и т.д.

Итак, стабилизационная макроэкономическая политика на­целена на предотвращение глубоких спадов, которые сопровож­даются утратой части ресурсов экономики, и стимулирование подъема производства, способствующего формированию долго­срочной повышательной тенденции в динамике ВВП. Однако анализ политики стимулирования роста нецелесообразно ограни­чить рассмотрением лишь тех направлений макроэкономической политики, которые традиционно связываются с проблемами эко­номического роста, т.е. направлены на долгосрочное стимулиро­вание совокупного предложения. Следует учесть ее возможности в качестве краткосрочной стабилизационной политики, способной поддерживать краткосрочное макроэкономическое равновесие.

Выделение кратко- и долгосрочного аспектов макроэкономи­ческой политики весьма условно и необходимо для более четкого понимания динамики макроэкономических переменных, прежде всего цен и объема выпуска (дохода), т.е. номинальных и реаль­ных величин, в разные периоды времени. Именно последние оп­ределяют различия между краткосрочным и долгосрочным пери­одами в макроэкономике. При этом в коротком периоде цены оказываются достаточно жесткими, а в долгом — гибкими. Что же касается реального дохода (ВВП по доходам), то здесь тенденция обратная: он быстро меняется под воздействием совокупного спроса в коротком периоде (если он ниже потенциального) и до­статочно стабилен в долгом. Это связано с тем, что изменения ВВП по доходам происходят лишь при изменении объема факто­ров производства и (или) технологии.

Тем не менее сложно провести грань между краткосрочными изменениями ВВП по доходам (или объемом выпуска в экономи­ке) и его долгосрочной динамикой: краткосрочные колебания происходят вокруг или вблизи* долгосрочного тренда и одновре­менно влияют на его формирование.

 

Если тренд показывает изменения потенциального объема выпуска, то фактический ВВП оказывается чаще всего ниже линии тренда и лишь в отдельные моменты превышает ее.

 

В макроэкономических моделях, описывающих краткосроч­ное равновесие (главным образом кейнсианских), предполагает­ся, что запас капитала, количество рабочей силы и технология в экономике неизменны. Объем выпуска меняется в связи с изме­нением уровня занятости. Основным фактором, влияющим на уровень выпуска и занятости, является совокупный спрос. Соот­ветственно, в области экономической политики особое значение приобретают инструменты фискальной и монетарной политики, с помощью которых правительство и Центральный банк способ­ны воздействовать на совокупный спрос.

Рассматривая механизм восстановления макроэкономическо­го равновесия, сторонники классической теории полагают, что в краткосрочном периоде, равно как и в долгосрочном, объем вы­пуска определяется совокупным предложением, а не спросом. Если, например, вследствие роста факторов производства или изменений в технологии увеличится совокупное предложение, то при прочих равных условиях рост выпуска в экономике будет со­провождаться снижением уровня цен. Если же вслед за предложе­нием возрастет и совокупный спрос (например, в результате уве­личения денежной массы) пропорционально росту выпуска, то уровень цен остается прежним. Таким образом, совокупный спрос может повлиять лишь на цены, но объем выпуска определя­ется совокупным предложением и факторами, влияющими на него. Сторонники теории предложения признают некоторую роль спроса в определении объема выпуска в краткосрочном периоде, но лишь в случае, когда изменения совокупного спроса оказыва­ются неожиданными для экономических агентов.

Что касается среднесрочного периода (как правило, от 3 до 10 лет), то здесь играют роль и факторы спроса, и факторы предло­жения. Темпы роста выпуска определяются и нормой накопления капитала, и ростом рабочей силы (как результатом увеличения доли населения трудоспособного возраста), и изменениями в тех­нологии, и изменениями в уровне занятости. Сторонники класси­ческого направления видят лишь незначительное воздействие факторов спроса на уровень выпуска. Они считают, что только непредвиденные изменения совокупного спроса, т.е. отклонения от его средних значений, могут оказывать влияние на выпуск, но не средние темпы изменения совокупного спроса в целом.

Сторонники кейнсианства, а также монетаристы считают, что факторы спроса могут оказывать воздействие на динамику выпуска прежде всего в течение краткосрочного периода. Если же рас­сматривать, например, 10-летний отрезок времени, то на темпы роста выпуска могут оказывать воздействие индуцированные спросом рецессии или подъемы, имевшие место на протяжении этого периода. Факторами спроса объясняются и различия в тем­пах роста между десятилетиями, в рамках которых преобладаю­щими были периоды рецессии или подъемов.

С точки зрения сторонников теории предложения в средне­срочном периоде, как и в долгосрочном, рост ВВП зависит от факторов предложения, тогда как чрезмерная экспансия со сторо­ны совокупного спроса может лишь повредить росту: инфляция, вызванная избыточным спросом, препятствует расширению ин­вестиций и сбережений, снижает стимулы к росту предложения на рынке труда и т.д.

Анализ хозяйственных итогов последних лет показывает, что рост ВВП происходит главным образом за счет экстенсивных факторов: лучшего использования старых производственных мощностей и ранее подготовленной рабочей силы, почти без об­новления основных фондов, с освоением небольшого числа видов новой продукции. По-прежнему крайне низки производитель­ность и эффективность труда, конкурентоспособность отечест­венных производителей. Очевидно, что ресурсы восстановитель­ного роста в России исчерпаны. В этих условиях единственным разумным решением является ускорение экономических реформ, прежде всего структурных, проведение адекватной макроэконо­мической политики в целях формирования предпосылок устой­чивого экономического роста на базе эффективного набора ры­ночных инструментов.

На данном этапе экономического развития России ключевую роль призвано сыграть российское правительство. Для повыше­ния темпов экономического роста правительству следует мобили­зовать все средства экономической политики, ведущие к увеличе­нию совокупного выпуска на основе изменения количества и ка­чества факторов производства. Необходимо выработать специальную программу экономического роста, которая будет содержать как долгосрочные меры структурной, демографичес­кой, научно-технической политики, так и меры краткосрочного характера: стимулирование совокупного спроса (в том числе на инвестиционные товары), стимулирование предложения за счет изменения качества используемых факторов производства. На росте реального выпуска должны быть сфокусированы все меры экономической политики, которые ведут к достижению этого ре­зультата за счет технологического прогресса, улучшения физичес­кого и «человеческого капитала», т.е. всего того, что связывает рост ВВП с изменением факторов производства. При выработке и реализации такой политики не следует пренебрегать краткосроч­ными мерами. Более того, система краткосрочных мер может на определенном этапе (особенно при отсутствии детально прорабо­танных средне- и долгосрочной программ стимулирования роста экономики) обеспечить основной потенциал и условия экономи­ческого роста.

Представляется, что содержательная наполненность, качест­венная определенность механизма реализации экономических и социальных функций государства находятся в прямой зависимос­ти, во-первых, от той нагрузки, которую несут разного рода госу­дарственные институты общества в целом, и, во-вторых, от конк­ретного типа государства. I

По мнению российских авторов, Макроэкономическая поли­тика государства выполняет следующие функции:

1) непосредственное хозяйствование;

2) руководство хозяйственной деятельностью предприятий, объединений и других звеньев экономики и ее регулирование;

3) определение правил экономического поведения всех субъ­ектов хозяйствования;

4) руководство внешнеэкономической деятельностью. Эффективная макроэкономическая политика осуществляется посредством оптимального сочетания денежно-кредитных и бюд­жетно-налоговых инструментов, с помощью которых в основном реализуется финансовая политика государства.

Существуют разные определения понятия «финансовая поли­тика». Так, ряд авторов определяют финансовую политику как «совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций». Другими словами, финансовая политика рассматрива­ется как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выпол­нения своих функций государством. Однако использование фи­нансовой политики только как средства (инструмента) выполне­ния функций государства неизбежно ведет к конфликту интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами финансовой системы, а именно с хо­зяйствующими субъектами и населением страны.

Между тем финансовая политика государства должна высту­пать средством решения социально-экономических задач обще­ства, а не реализации интересов тех или иных органов власти. В этом качестве финансовая политика должна учитывать интере­сы всех субъектов финансовых отношений.

По мнению С.Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики состоит в том, что она «должна быть направлена на все­мерное содействие экономическим успехам и развитию произво­дительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов» *.

С нашей точки зрения, целесообразно рассматривать финан­совую политику как часть макроэкономической политики госу­дарства, которая является в этом случае совокупностью бюджет­но-налоговых, денежно-кредитных и иных финансовых инстру­ментов, нацеленных на формирование и использование финансовых ресурсов государства и всех звеньев финансовой сис­темы страны в соответствии со стратегическими и тактическими целями его макроэкономической политики.

Другими словами, главной целью государственной финансо­вой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Рассматривая краткосрочные аспекты бюджетно-налоговой политики, обратим внимание и на ее долгосрочные последствия, имеющие непосредственное отношение к проблеме экономичес­кого роста.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.