КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовая стабилизация
Роль финансов в развитии международного сотрудничества Мировые финансы возникли в результате, с одной стороны, распространения финансовых отношений на мирохозяйственные связи, а с другой – явились следствием появление и развития финансовой подсистемы мировой экономики. Особенность международных финансов в отличие от государственных финансов, а также финансов предприятий и финансов домохозяйств в том, что они представлены множеством субъектов, т.е. изначально это многосубъектная категория. Это означает, что нет единого международного фонда денежных средств, сосредоточенного в конкретном месте и являющегося собственностью конкретного субъекта мировой экономики. Финансовые ресурсы мира находятся преимущественно в обращении, образуя мировой финансовый рынок (МФР). Структура мировых финансовых ресурсов представлена на рисунке. Многообразие мирохозяйственных отношений стран находит отражение в балансовом представлении ее международных операций. Различаю платежный и расчетный балансы. Расчетный баланс – это соотношение требований и обязательств данной страны к другим государствам на определенную дату. Платежный баланс – это соотношение фактических платежей, произведенных данной страной другим государствам, и поступлений, полученных ей от других стран за определенный период времени. Рисунок 1 - Структура мировых финансов
Экономика представляет собой систему рационального использования производственных ресурсов в целях удовлетворения растущих потребностей населения. Это сложная система, находящаяся на стыке природной и общественной сфер и отражающая элементы как естественных, так и общественных связей.
Подходы к отражению процесса общественного воспроизводства в зависимости от временного горизонта могут быть следующие: • глобальный в плане обеспечения условий сохранения человеческой цивилизации на планете; • долгосрочный, предполагающий в качестве главного ограничителя и критериев эффективности экономической системы рациональность использования природных, производственных, трудовых и других ограниченных ресурсов; • среднесрочный, рассматривающий в качестве ограничителя общественного воспроизводства конкретные виды ресурсов (факторов производства): производственных мощностей, капитальных вложений, квалифицированных кадров, достижения НТП; • краткосрочный при условии выделения в качестве реального ограничителя общественного воспроизводства спрос на продукцию данного вида, а также финансовые ресурсы и способы их мобилизации. Все более актуальной в условиях интенсивных процессов глобализации является характеристика национальных экономических систем как открытых, имеющих широкие торгово-экономические и финансовые связи с внешним миром, так и закрытых, т.е. изолированных от внешнего мира в финансово-экономическом отношении. Объективность включения государства в экономические процессы определяется необходимостью: 1) обеспечения расширенного воспроизводства в национальных рамках; 2) согласования долговременных интересов домашних хозяйств и производителей; 3) поддержания баланса социально-экономических интересов различных групп хозяйствующих субъектов в стране; 4) сохранения единства и целостности территориального пространства страны. Если рыночный механизм частично не выполняет своих функций на макроэкономическом уровне, государственное регулирование становится необходимым прежде всего в следующих четырех сферах.
1. Поддержка конкурентной среды. Действенная конкуренция не воспроизводится сама по себе. Накопление капитала ведет к его концентрации, а поглощение и слияние фирм — к централизации капитала. Таким образом, конкуренция как основной двигатель рыночного хозяйства подрывает сама себя. Этот процесс противоречивый, он представляет собой скорее тенденцию, развивающуюся медленнее или быстрее, а иногда временно и в обратном направлении, в разных отраслях на разных исторических этапах. Государство должно создать общеэкономические, правовые и социальные условия, разработать и внедрить правила, обеспечивающие действенное функционирование конкуренции; контролировать выполнение этих правил, не подрывая основ социально-экономической системы, т.е. прав собственности и свободы хозяйственной деятельности. 2. Обеспечение общеэкономической стабильности. Вследствие специфики координации хозяйственных решений и действий система рыночной экономики допускает нарушения внутренней стабильности национального хозяйства, сильные колебания конъюнктуры, возникновение отраслевых диспропорций. В связи с этим перед государством стоит задача выравнивания долгосрочных циклических, кратко- и среднесрочных конъюнктурных колебаний. 3. Социальная обеспеченность и сбалансированность. В современном обществе необходима защита интересов лиц, работающих по найму, потребителей, пенсионеров, больных, детей, молодежи и т.п. Это связано с тем, что эти группы населения не могут ничего предложить на рынке, а следовательно, остаются без средств к существованию. Единственным институтом, способным материально обеспечить стариков, инвалидов и сирот, является государство. 4. Преодоление кризисов на микроуровне национальной хозяйственной системы. Сбои в функционировании рыночного механизма могут происходить в отраслях, на отдельных рынках товаров и услуг и т.п. В этом случае государство должно активно вмешиваться в хозяйственные процессы на местах, например: снижать ставки налогов с фирм и лиц, пользующихся энергосберегающей технологией, активно внедряющих инновации, не допускать банкротства фирм, от которых зависит благосостояние и занятость на рынке.
Итак, государственное регулирование экономики вусловиях современного национального хозяйства представляет собой систему государственных законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и развития экономики, приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Содержание государственного регулирования экономики охватывает деятельность государства по регулированию трехвзаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: ресурсов, производства и финансов. Экономическая наука призвана объяснять мир и способствовать его преобразованию, что является содержанием ее позитивной и нормативной функций. Нормативная функция экономической науки реализуется посредством макроэкономической политики. Классификация направлений экономической политики может проводиться по разным критериям. С точки зрения уровня экономики, на который должно быть направлено воздействие государства, различают микро- и макроэкономическую политику. Первая имеет целью повышение эффективности распределения ресурсов в экономике и направлена на регулирование отдельных рынков и отраслей (политика в области конкуренции, антимонопольная, промышленная, региональная политика, регулирование рынка труда и др.). Макроэкономическая политика имеет целью обеспечение более полного использования ресурсов (полную занятость), стабильность цен, экономический рост и равновесие платежного баланса. В рамках макроэкономической политики обычно выделяют фискальную (бюджетно-налоговую), монетарную (денежно-кредитную) политику, политику обменного курса, политику доходов. В зависимости от характера воздействия на экономическую динамику различают стабилизационную и структурную политику. Традиционно считается, что макроэкономическая политика направлена прежде всего на стабилизацию экономики, что достигается с помощью инструментов фискальной и монетарной политики, влияющих на совокупный спрос. Задачи структурной политики решаются с использованием инструментов как микро-, так и макроэкономической политики, воздействие которых направлено в большей мере на совокупное предложение. Во временном аспекте макроэкономическая стабилизация рассматривается обычно как задача кратко- и среднесрочного регулирования, тогда как решение вопросов структурной политики и связанных с ними проблем экономического роста относится обычно к долгосрочному периоду*.
В отличие от широко распространенной в отечественной литературе трактовки стабилизационной политики, главным образом как финансовой стабилизации, в макроэкономической теории политика стабилизации рассматривается, прежде всего как «государственная политика по поддержанию объема производства и занятости на естественном уровне»**, т.е. на уровне, соответствующем или близком к потенциальному (что ассоциируется с состоянием долгосрочного равновесия в экономике). Таким образом, речь идет, прежде всего, о реальных переменных — уровне занятости (безработицы), реального объема выпуска и др. Важнейшей номинальной переменной, поддержание которой на устойчиво низком уровне является задачей стабилизационной политики, выступает темп инфляции.
Лисин B.C. Макроэкономическая теория и политика экономического роста. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. С. 9-10. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. — М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 352.
Несомненно, состояние финансовой сферы (денежного и фондового рынков, системы государственных финансов) оказывает существенное влияние на поведение экономики. И это влияние непосредственно связано с политикой государства. Финансовая неустойчивость — слабость финансовых рынков, колебания денежной массы, уровня монетизации экономики, процентных ставок, длительные дефициты госбюджета (на фоне отсутствия строго адресного расходования средств по социальному и другим направлениям) и т.д. — может оказывать дестабилизирующее влияние на реальный сектор экономики, провоцировать инфляционные тенденции. В то же время государство имеет возможность целенаправленно воздействовать на финансовый сектор, регулируя институциональные условия функционирования финансовых рынков, используя инструменты кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики, тем самым создавая устойчивую финансовую среду функционирования реального сектора. В этом плане важное значение имеет определенная иерархия целей экономической политики государства. Финансовая стабилизация сама по себе не может служить основной целью государственного регулирования (даже в краткосрочном периоде), а является инструментом стабилизации реального сектора экономики. Как показал опыт преобразований в российской экономике последнего десятилетия, попытки осуществить финансовую стабилизацию без одновременного проведения серьезной структурной (в частности, промышленной) политики не приносят положительных результатов. Структурная политика, как правило, рассматривается в двух аспектах, одинаково актуальных для экономики России. Во-первых, это формирование соответствующей структуры рынка (с точки зрения как его участников, так и институционального устройства) в качестве условия наиболее рационального использования ресурсов. Это относится, прежде всего, к созданию конкурентной среды, сокращению трансакционных издержек. В качестве кратко- и среднесрочных задач структурных преобразований выделяют также налоговую реформу; реформу финансовых рынков как основного механизма мобилизации свободных денежных ресурсов (сбережений) и их дальнейшего эффективного распределения (реформа банковской системы, развитие фондового рынка); регулирование рынка труда; реформу государственного сектора и др. Во-вторых, под структурной политикой понимается собственно промышленная политика, т.е. влияние государства на отраслевую структуру экономики с целью стимулирования развития производств и отраслей, определяющих научно-технический прогресс; решение региональных проблем; поддержка малого и среднего бизнеса; защита отечественных производителей и т.д. Итак, стабилизационная макроэкономическая политика нацелена на предотвращение глубоких спадов, которые сопровождаются утратой части ресурсов экономики, и стимулирование подъема производства, способствующего формированию долгосрочной повышательной тенденции в динамике ВВП. Однако анализ политики стимулирования роста нецелесообразно ограничить рассмотрением лишь тех направлений макроэкономической политики, которые традиционно связываются с проблемами экономического роста, т.е. направлены на долгосрочное стимулирование совокупного предложения. Следует учесть ее возможности в качестве краткосрочной стабилизационной политики, способной поддерживать краткосрочное макроэкономическое равновесие. Выделение кратко- и долгосрочного аспектов макроэкономической политики весьма условно и необходимо для более четкого понимания динамики макроэкономических переменных, прежде всего цен и объема выпуска (дохода), т.е. номинальных и реальных величин, в разные периоды времени. Именно последние определяют различия между краткосрочным и долгосрочным периодами в макроэкономике. При этом в коротком периоде цены оказываются достаточно жесткими, а в долгом — гибкими. Что же касается реального дохода (ВВП по доходам), то здесь тенденция обратная: он быстро меняется под воздействием совокупного спроса в коротком периоде (если он ниже потенциального) и достаточно стабилен в долгом. Это связано с тем, что изменения ВВП по доходам происходят лишь при изменении объема факторов производства и (или) технологии. Тем не менее сложно провести грань между краткосрочными изменениями ВВП по доходам (или объемом выпуска в экономике) и его долгосрочной динамикой: краткосрочные колебания происходят вокруг или вблизи* долгосрочного тренда и одновременно влияют на его формирование.
Если тренд показывает изменения потенциального объема выпуска, то фактический ВВП оказывается чаще всего ниже линии тренда и лишь в отдельные моменты превышает ее.
В макроэкономических моделях, описывающих краткосрочное равновесие (главным образом кейнсианских), предполагается, что запас капитала, количество рабочей силы и технология в экономике неизменны. Объем выпуска меняется в связи с изменением уровня занятости. Основным фактором, влияющим на уровень выпуска и занятости, является совокупный спрос. Соответственно, в области экономической политики особое значение приобретают инструменты фискальной и монетарной политики, с помощью которых правительство и Центральный банк способны воздействовать на совокупный спрос. Рассматривая механизм восстановления макроэкономического равновесия, сторонники классической теории полагают, что в краткосрочном периоде, равно как и в долгосрочном, объем выпуска определяется совокупным предложением, а не спросом. Если, например, вследствие роста факторов производства или изменений в технологии увеличится совокупное предложение, то при прочих равных условиях рост выпуска в экономике будет сопровождаться снижением уровня цен. Если же вслед за предложением возрастет и совокупный спрос (например, в результате увеличения денежной массы) пропорционально росту выпуска, то уровень цен остается прежним. Таким образом, совокупный спрос может повлиять лишь на цены, но объем выпуска определяется совокупным предложением и факторами, влияющими на него. Сторонники теории предложения признают некоторую роль спроса в определении объема выпуска в краткосрочном периоде, но лишь в случае, когда изменения совокупного спроса оказываются неожиданными для экономических агентов. Что касается среднесрочного периода (как правило, от 3 до 10 лет), то здесь играют роль и факторы спроса, и факторы предложения. Темпы роста выпуска определяются и нормой накопления капитала, и ростом рабочей силы (как результатом увеличения доли населения трудоспособного возраста), и изменениями в технологии, и изменениями в уровне занятости. Сторонники классического направления видят лишь незначительное воздействие факторов спроса на уровень выпуска. Они считают, что только непредвиденные изменения совокупного спроса, т.е. отклонения от его средних значений, могут оказывать влияние на выпуск, но не средние темпы изменения совокупного спроса в целом. Сторонники кейнсианства, а также монетаристы считают, что факторы спроса могут оказывать воздействие на динамику выпуска прежде всего в течение краткосрочного периода. Если же рассматривать, например, 10-летний отрезок времени, то на темпы роста выпуска могут оказывать воздействие индуцированные спросом рецессии или подъемы, имевшие место на протяжении этого периода. Факторами спроса объясняются и различия в темпах роста между десятилетиями, в рамках которых преобладающими были периоды рецессии или подъемов. С точки зрения сторонников теории предложения в среднесрочном периоде, как и в долгосрочном, рост ВВП зависит от факторов предложения, тогда как чрезмерная экспансия со стороны совокупного спроса может лишь повредить росту: инфляция, вызванная избыточным спросом, препятствует расширению инвестиций и сбережений, снижает стимулы к росту предложения на рынке труда и т.д. Анализ хозяйственных итогов последних лет показывает, что рост ВВП происходит главным образом за счет экстенсивных факторов: лучшего использования старых производственных мощностей и ранее подготовленной рабочей силы, почти без обновления основных фондов, с освоением небольшого числа видов новой продукции. По-прежнему крайне низки производительность и эффективность труда, конкурентоспособность отечественных производителей. Очевидно, что ресурсы восстановительного роста в России исчерпаны. В этих условиях единственным разумным решением является ускорение экономических реформ, прежде всего структурных, проведение адекватной макроэкономической политики в целях формирования предпосылок устойчивого экономического роста на базе эффективного набора рыночных инструментов. На данном этапе экономического развития России ключевую роль призвано сыграть российское правительство. Для повышения темпов экономического роста правительству следует мобилизовать все средства экономической политики, ведущие к увеличению совокупного выпуска на основе изменения количества и качества факторов производства. Необходимо выработать специальную программу экономического роста, которая будет содержать как долгосрочные меры структурной, демографической, научно-технической политики, так и меры краткосрочного характера: стимулирование совокупного спроса (в том числе на инвестиционные товары), стимулирование предложения за счет изменения качества используемых факторов производства. На росте реального выпуска должны быть сфокусированы все меры экономической политики, которые ведут к достижению этого результата за счет технологического прогресса, улучшения физического и «человеческого капитала», т.е. всего того, что связывает рост ВВП с изменением факторов производства. При выработке и реализации такой политики не следует пренебрегать краткосрочными мерами. Более того, система краткосрочных мер может на определенном этапе (особенно при отсутствии детально проработанных средне- и долгосрочной программ стимулирования роста экономики) обеспечить основной потенциал и условия экономического роста. Представляется, что содержательная наполненность, качественная определенность механизма реализации экономических и социальных функций государства находятся в прямой зависимости, во-первых, от той нагрузки, которую несут разного рода государственные институты общества в целом, и, во-вторых, от конкретного типа государства. I По мнению российских авторов, Макроэкономическая политика государства выполняет следующие функции: 1) непосредственное хозяйствование; 2) руководство хозяйственной деятельностью предприятий, объединений и других звеньев экономики и ее регулирование; 3) определение правил экономического поведения всех субъектов хозяйствования; 4) руководство внешнеэкономической деятельностью. Эффективная макроэкономическая политика осуществляется посредством оптимального сочетания денежно-кредитных и бюджетно-налоговых инструментов, с помощью которых в основном реализуется финансовая политика государства. Существуют разные определения понятия «финансовая политика». Так, ряд авторов определяют финансовую политику как «совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций». Другими словами, финансовая политика рассматривается как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций государством. Однако использование финансовой политики только как средства (инструмента) выполнения функций государства неизбежно ведет к конфликту интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами финансовой системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны. Между тем финансовая политика государства должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не реализации интересов тех или иных органов власти. В этом качестве финансовая политика должна учитывать интересы всех субъектов финансовых отношений. По мнению С.Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики состоит в том, что она «должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов» *. С нашей точки зрения, целесообразно рассматривать финансовую политику как часть макроэкономической политики государства, которая является в этом случае совокупностью бюджетно-налоговых, денежно-кредитных и иных финансовых инструментов, нацеленных на формирование и использование финансовых ресурсов государства и всех звеньев финансовой системы страны в соответствии со стратегическими и тактическими целями его макроэкономической политики. Другими словами, главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. Рассматривая краткосрочные аспекты бюджетно-налоговой политики, обратим внимание и на ее долгосрочные последствия, имеющие непосредственное отношение к проблеме экономического роста.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |