Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль бюджета в экономическом развитии общества




Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий (финансовый) год. Государственный бюджет дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Если же согласно БКРФ государственный бюджет занимает первый уровень бюджетной системы РФ, то местные бюджеты после региональных составляют третий уровень бюджетной системы РФ.

Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями (юридическими лицами) и населением (физические лица) – с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально- культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Таким образом, сконцентрированные в государственном бюджете денежные средства предназначаются для осуществления государственно-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы народнохозяйственного и социально-экономического характера.

Роль государственного бюджета в экономическом развитии общества заключается в следующем:

· Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государственный бюджет усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство. Государство применяет формы прямого и косвенного воздействия на экономику – предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. Следовательно, чем больше государственный бюджет финансирует какую-либо отрасль производства, тем лучше будет развиваться экономика какого-либо муниципального образования, которое специализируется в данной отрасли. А это, в свою очередь, повлияет и на повышение жизненного уровня населения данной территории. Впоследствии муниципальный бюджет данного района будет получать больше дохода (возрастет количество налогов). Следовательно, политика местной власти должна быть направлена на максимизацию использования ресурсных возможностей данной территории.

· Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов. Бюджетное финансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль, так как благодаря им муниципальные власти могут осуществлять строительство объектов (предприятий) культурно-бытового значения – магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.

· Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производственных сил, что способствует равномерному подъему экономики муниципальных образований РФ.

Особенностью развития производственных сил на современном этапе является быстрый рост малых и средних предприятий, способных эффективно использовать современные технологии, принимать достижения научно-технического прогресса. Они обладают мобильностью и быстро приспосабливаются к рыночным условиям. Малые и средние предприятия рационально размещать в небольших городах и населенных пунктах с относительно недорогими трудовыми ресурсами, с невысокой платой за арендуемые помещения. Однако эффективность создания таких предприятий зависит от наличия развитой инфраструктуры.

Стимулирование создания и размещения на определенной территории малых и средних предприятий должно обеспечиваться политикой местных властей, подкрепленной соответствующими финансовыми возможностями. Таким образом, основные тенденции развития современной экономики предопределяют повышение значения муниципальных образований как в аккумулировании финансовых ресурсов, так и в осуществлении необходимых расходов. На современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных институтов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в своих руках денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.

Таким образом, государственный бюджет играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны. Но, определяя значение (роль) государственного бюджета в развитии общества, следует отметить, что некоторые негативные факторы не позволяют государственным и муниципальным органам власти выполнять эффективно и в полной мере предназначение государственного бюджета. В области бюджета такими негативными факторами является бюджетный дефицит, инфляция.

 

3. МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РФ: КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ

 

Оценивая основные аспекты роста в экономике России мы должны выделить его количественные и качественные стороны. По сути, речь идет о выборе темпов роста (количественный аспект) и о выборе модели роста, а также преодолении экономических и структурных ограничителей роста (аспект качества роста).

Количественные характеристики являются не просто констатацией интенсивности развития. Количественному выражению темпов роста придается объективно присущее им важное значение. Выбор темпов роста всегда носит политическую окраску, серьезно влияет на проблемы экономического и социального равновесия в обществе.

В 2000-2006гг. экономика России демонстрировала серьезную положительную динамику: реальный ВВП вырос на 47,7%. За 2003-2006гг. ежегодный рост ВВП в среднем составил почти 7%, что формально позволяет выполнить задачу удвоения ВВП. В 2006г. Темпы роста были выше темпов роста мирового производства товаров и услуг.

При общем поступательном росте происходят изменения в отраслевой структуре ВВП. Так, при некотором замедлении темпов роста валового продукта в 3005-2006гг.. обращает на себя внимание достаточно резкое, в 1,7-2 раза, замедление роста промышленного производства. Оно произошло за счет падения в добывающих отраслях из-за дефицита мощностей и инвестиций, а в обрабатывающих отраслях – в значительной степени из-за укрепления рубля и конкурентного давления.

Снижение темпов роста промышленности (и в целом, и в торгуемых секторах) закономерно сопровождается ростом в секторах неторгуемых товаров и услуг для внутреннего рынка, которые не испытывают конкуренции с импортом и давления укрепления рубля. Наблюдается некий «дуализм» экономики, поскольку разные ее сегменты по-разному реанируют на поведение курса. ВВП растет за счет торговли, услуг, строительства при замедлении экономической динамики в промышленности.

Так, на базе оценки Госкомстата РФ, средние темпы роста в 2003-2006гг. в строительстве составили 12%, на транспорте и в связи 9,6%. Темпы роста по добавленной стоимости за 2004-2006гг. в строительстве составили 11,6%, в розничной и оптовой торговле 9,3%, на транспорте и в связи 9%. Однако при этом доля услуг даже не достигла уровня 1996-1997гг. Это говорит об отсутствии серьезного прогресса на пути постиндустриализации России.

Чем же обеспечивается экономический рост? Для этого следует обратиться к макроэкономической композиции ВВП. Структурные элементы валового продукта (частное и государственное потребление, валовое накопление, чистый экспорт и прирост запасов) являются функцией различных факторов совокупного внутреннего и внешнего спроса, рождаемого экономическими агентами.

Ровно 2/3 ВВП (в 2006г. – 66,6%) приходится на долю конечного потребления, 20,3% занимает валовое накопление, остальное – чистый экспорт. Наиболее подвижными компонентами являются потребление и нетто-экспорт, порождаемые, соответственно, внутренним и внешним спросом. Ускоренная динамика второго элемента подтверждает характеристику национальной модели экономического роста как экспортно-сырьевой.

Динамика фактора внешнего спроса является неустойчивой. Так, последовательное укрепление курса рубля, начиная с 2000г., определяет опережающие темпы роста импорта; в итоге снизился прирост чистого экспорта, а в 2004-2006гг. он оказался даже отрицательным, усугубившись падением физических объемов добычи, недостаточно скомпенсированных ростом цен.

В широком смысле со стороны внешнего спроса на экономический рост действует множество факторов: не только чистый экспорт, но и взаимосвязанные с ним состояние реального курса национальной валюты, платежного баланса, иностранных резервов, инвестиционная позиция частного сектора и прочие факторы.

Переходя к анализу вклада в экономический рост факторов внутреннего спроса, отметим его определенные преимущества в сравнении с внешним спросом. Внутренний спрос является гораздо более емким, продуктивным, стабильным и эластичным источником национального развития.

Внутренний спрос представлен валовым накоплением и конечным потреблением. Конечное потребление представлено в ВВП потреблением домашних хозяйств, потреблением государственного сектора и занимает в его структуре 66,8%. Большая доля (48,6%) приходится на расходы на конечное потребление домашних хозяйств и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Доля государственного потребления относительно стабильна (16-17%) и в 2000-2006гг. имела тенденцию к некоторому понижению. Рост именно частного потребления – мощный двигатель развития стран с переходной экономикой.

Анализ расщепления денежных доходов на текущее потребление и сбережения показывает наметившуюся в последнее время тенденцию отказа населения от сбережений в пользу потребления. По данным ФСФР, чистые накопления населения России составляют 1-2% ВВП, что расценивается как очень низкая склонность к сбережению. Это может негативно сказаться на качестве экономического роста.

Темпы роста расходов населения на покупку товаров и услуг опережают темпы роста их располагаемых доходов. Увеличение склонности к потреблению выражается в опережении в последнее время темпов роста розничного товарооборота над доходами населения.

Второй ведущий элемент внутреннего спроса помимо конечного потребления – валовое накопление, обеспечиваемое инвестиционным спросом. В стратегии России он должен играть роль главного по значимости элемента внутреннего спроса.

В структуре ВВП доля валового накопления в 2000-2005гг. в среднем составила 18,1%. Поскольку инвестиции во все большей мере требуются для замены истощающегося производственного аппарата, такая норма накопления недостаточна с позиции обеспечения расширенного воспроизводства и роста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.