Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Следует провести сравнительный анализ этих двух моделей с реалиями российской практики, где Конституцией провозглашено построение социального государства

………………………………..

В) проведение активной социальной политики "выравнивания" доходов подобно той, что проводится в рамках модели "социального рыночного хозяйства", но с большей долей перераспределения доходов в пользу малоимущих.

А) наиболее высокая роль, соответственно, доля государства в распределении, перераспределении и потреблении ВВП через налоги и государственные расходы (в Швеции и Дании - около 60 %), прежде всего, в рамках социальной политики, включая социальную защиту населения, и обеспечение полной трудовой занятости.

Персональный состав ВПК утверждается Правительством РФ.

Представители Российской академии наук (по согласованию).

Председатель ВПК утверждается Президентом Российской Федерации.(С. Иванов).

Й) рассматривает разногласия между федеральными органами исполнительной власти по вопросам, относящимся к компетенции ВПК, и принимает соответствующие решения.

Е) разрабатывает в установленном порядке проект мобилизационного плана экономики Российской Федерации, а также рассматривает вопросы, связанные с формированием и обеспечением выполнения мобилизационных планов РФ.

Ж) решает вопросы кадрового обеспечения ОПК;

З) рассматривает предложения по вопросам совершенствования нормативно-правового регулирования отношений в сфере ОПК, в том числе в области управления федеральной собственностью организаций ОПК, по предупреждению их банкротства, а также по внесению изменений в перечень стратегических предприятий;

И) рассматривает предложения по совершенствованию ценообразования на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу;

* В состав руководства ВПК входят:

а) председатель ВПК;

б) в качестве постоянных членов ВПК:

первый заместитель председателя ВПК;

- Министр обороны РФ (заместитель председателя ВПК);

- заместитель председателя ВПК - Министр промышленности и торговли РФ;

- председатель научно-технического совета ВПК - заместитель председателя ВПК;

- руководитель аппарата ВПК - заместитель Руководителя Аппарата Правительства РФ;

- члены ВПК, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы по служебному контракту:

начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель Министра обороны РФ;

- Министр экономического развития РФ;

- Министр финансов РФ;

- директора департаментов Аппарата Правительства РФ;

в) в качестве членов ВПК:

руководители федеральных органов исполнительной власти и организаций;

представители Администрации Президента РФ;

представители палат Федерального Собрания РФ (по согласованию);

 

3. Объекты управления в ОПК

ФГУПы, учреждения, казенные предприятия, госхолдинги; Акционерные общества с участием государства (ОАО), ОАО, выполняющие гособоронзаказы; Государственные корпорации («Росатом», «Ростехнологии» и др.

Полигоны, научно-исследовательские и испытательные центры, стенды, конструкторские бюро (организации), космодромы и иные объекты инфраструктуры.

Информация: в 2008 г. на закупки по оборонзаказу выделено 1трлн. 300 млрд. рублей (=15% госбюджета).

Почти такие же суммы (1,15 -1,2 трлн. руб.) предусмотрены и на 2009-2011 годы ежегодно.

До 2022 г. включительно предусмотрено вложить в ОПК до 20-22 трл. рублей.

 

· Примечание: по гособоронзаказу в 2010 году в войска должны быть поставлены: 30 баллистических ракет наземного и морского базирования; 5 рак-х Комплексов "Искандер"; около 300 ед. бронетехники; 30 вертолетов (очень мало!); 28 боевых самолетов (типа "СУ"); 3 АПЛ; 1 корабль типа "Корвет"; 11 космических аппаратов и др.

· До 2020 года новые ВВТ в войсках должны составить 70%

 

………………………*****…………………………

 

Вопрос 4. Значение и содержание малого и корпоративного сектора экономики изучается в других учебных курсах, большинстве тем настоящего учебного курса. Здесь поэтому целесообразно уделить повышенное внимание слаборазработанному вопросу о структуре и роли государственного сектора экономики.

Впервые в РФ состав госсектора экономики определен в постановлении Правительства РФ (премьер Примаков Е.М.) от 4. 01. 1999г. №1 «О прогнозе развития государственного сектора РФ».

 

СОСТАВ госсектора РФ:

1. ГУПы;

Казенные предприятия;

2. Государственные учреждения;

3. Хозяйственные общества (ЗАО, ОАО, ООО), контролируемые государством (более 50% акций);

4. Холдинговые компании, контролируемые государством;

Начиная с 2006 года, - «Государственные корпорации» (8 ед.)

 

* Со средины 2010-х годов в структуре экономики России все большее место и удельный вес занимают холдинговые компании с госучастием в сферах добывающей, обрабатывающей и оборонной промышленности (ОАО Самолетостроительная компания, ОАО Судостроительная компания, Концерн им. М.В Хруничева и т.д.), а также новые структуры - "государственные корпорации".

 

Типовая структура холдинговой компании (концерна):

Головная компания (общество «мать») Дочерние (контролируемые) компании внучатые (зависимые) компании

«Холдинг» может включать десятки и сотни предприятий, контролируемых головным обществом.

 

Только в составе ГК «Ростехнологии» запланировано создание 22 холдигов на базе почти 500 предприятий, в основном, оборонного и двойного назначения.

Всего в планах - 40-45 холдингов.

……………………………………………….

*Принципиально новой хозяйственной структурой является "государственная корпорация". Причем, каждая из них формируется на основе специального федерального закона и сама по себе тоже специфична.

 

Уникальность структуры Госкорпорации (ГК) «Росатом»

О масштабах и уникальности ГК «Росатом» можно судить по составу внесенного в нее государственного имущества:

- имущество ликвидированного Федерального агентства «Росатом», его офисные здания (новой структуре передаются и все основные управленческие полномочия этого органа управления);

- холдинговая компания «Атомэнергопром», включающая 31 открытое акционерное общество и преобразуемые в них 55 ФГУПов;

- концерн «Росэнергоатом» - все атомные электростанции и иные сопряженные объекты;

- предприятия и организации ядерно-оружейного комплекса (15 ед.);

- институты фундаментальной и прикладной науки (11 ед.); отраслевые вузы (7 ед.);

- предприятия и организации по обеспечению ядерной и радиационной безопасности (7 ед.).

-атомные ледоколы (8 ед.).

Госкорпорации, как и госхолдинги, обладают рядом существенных преимуществ сравнительно с ранее обособленными предприятиями. Вот лишь некоторые из них:

1. В едином комплексе восстанавливаются порушенные ранее кооперационные связи, при четком определении специализации каждого из предприятий.

2. Решаются непосильные для обособленных предприятий проблемы рыночного сбыта продукции, особенно на международных рынках. Портфель заказов формируется на ряд лет вперед благодаря качественному маркетингу и государственной поддержке, преодолению недобросовестной конкуренции, налаживанию сервисного обслуживания реализованной продукции.

3. Централизация части финансовых ресурсов в комплексе позволяет эффективно развивать единый научно-технический потенциал.

4. Обеспечиваются: системная управляемость и программная деятельность предприятий в едином комплексе; востребованность инновационной продукции; качество выпускаемой продукции. Возрастает конкурентоспособность товаров, поддерживаемая пробивной способностью мощных полугосударственных структур на мировых рынках.

5. Государство получает возможность оказывать крупным структурам необходимую поддержку в любых доступных формах - госзаказы, софинансирование проектов, доступность государственной интеллектуальной собственности, строительство инфраструктурных объектов, экспортно-импортное кредитование и иное продвижение продукции на внешние рынки, налоговые и прочие льготы и другое содействие.

Р езюме: в современных экономических условиях России альтернативы крупным, подконтрольным государству хозяйственным структурам, как базису ускоренного и эффективно-инновационного развития национальной экономики, попросту нет.

Осознание и практическое воплощение данного концептуального подхода означает переход от анархично - рыночного и неравномерного типа развития экономики к модели государственно регулируемого и целесообразного рыночного хозяйства, подчиняемого общенациональным интересам и потребностям.

 

Тема 7. Государственное управление социальной сферой

 

 

Вопросы:1. Тенденция социализации капиталистической рыночной экономики.

 

2. Социальная политика российского государства: сущность, основные направления.

 

3. Механизмы управления социальной сферой.

 

 

Введение: предназначение социальной сферы и ее государственного управления - удовлетворение возрастающих материальных и духовных потребностей человека, всего общества.

 

Забвение этого положения государственной властью - прямой путь к социальным потрясениям и революциям.

Вопрос №1. Причины и содержание социальной трансформации капиталистического рыночного хозяйства начиная с 30-х годов 20-го века - растущая потребность в высококачественной рабочей силе; социальные успехи СССР.

 

Рождение теорий: "смешанной экономики" (государственно-частной и рыночно-плановой);

- теории трансформации капитализма в "народный капитализм" и конвергенции (то есть сближения) двух социально-экономических систем;

-теория государства «всеобщего благоденствия» Дж. К Гэлбрейт (1908-2006гг.);

- теория "революции управляющих"

-теория и практика германского «социального рыночного хозяйства»;

- теория и практика "Шведского социализма";

* Суть социальной рыночной экономики - соединение свободного рыночного предпринимательства с социальным «выравниванием» и обеспечением нетрудоспособных на основе госрегулирования.

Отсюда меры: «социальное партнерство труда бизнеса и государства"; широкое развитие малого бизнеса; подавление монополизма и защита совершенной конкуренции; перераспределение государством доходов для обеспечения минимальных и социальных стандартов жизни для всех граждан, в том числе - «нетрудоспособных»; создание и финансирование государством и бизнесом (по договорам партнерства) социальной инфраструктуры (больницы, учебные заведения, поддержка ЖКХ и др.

 

** «Шведский социализм»

(Модель практикуется во всех скандинавских странах)

 

Это социал-демократическая модель, отводящая государству, а не бизнесу, место верховной социально-экономической силы.

Для нее характерны:

Только социальные платежи, пособия, пенсии, жилищные субсидии, а также субсидии социально значимым предприятиям занимают до 50% государственных расходов в Швеции;

б) весомая система производственных и потребительских кооперативов, а также развитого "социального партнерства" во взаимоотношениях работодателей и работников;

В частности, о чем говорит нам система налогообложения в РФ?? (сделайте анализ), система ценообразования на потреб. товары??

 

 

Налоговые ставки (межстрановое сопоставление в %)

 

Страна Налог на прибыль корпораций Подоходный налог (ставка)
Минимальная Максимальная
Россия        
США     39,6
Япония 37,5    
Франция     56,8
Германия      
Италия      
Нидерланды 40-35 35,1  
Англия 25-35   40-45
Швеция      

 

 

Вопрос №2. Социальная политика в РФ - это генеральная линия, курс государства на обеспечение достойных условий жизни и свободного развития всех членов общества (см. ст.7 Конституции РФ).

 

*Структура (блоки) социальной политики:

- демография (Коэф. рождаемости = 1,34 при норме 2,14);

- отрасли социальной сферы (образование и наука, культура, физкультура и спорт, здравоохранение, искусство, ЖКХ и бытовое обслуживание);

- доходы-расходы населения;

- миграция населения и рабочей силы;

- занятость населения и трудовые отношения;

- экология;

- социальная защита, социальное обеспечение, поддержка семьи.

 

*примечание: следует провести краткий анализ состояния этих направлений социальной политики в динамике.

 

В опрос №3. Государство как субъект управления социальной сферой (задействуются все три уровня власти)

 

Социальная политика - предмет регулирования для всех уровней власти, что и предусмотрено Конституцией РФ и соответствующими федеральными законами.

 

На федеральном уровне ключевой орган:

- Минздравсоцразвития РФ, в ведении которого находятся:

 

- ФС по труду и занятости;

- ФС по надзору в сфере прав потребителей и благополучия

человека;

- ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального

развития;

- Федеральное медико-биологическое агентство.

В ведении министерства также находятся:

- Пенсионный фонд,

- Фонд социального страхования РФ,

- Фонд обязательного медицинского страхования РФ (состоит из федерального и территориальнго фндов).

* Примечание: последние годы - по 2010 год включительно работодатели платили единый социальный налог по ставке в 26% к фонду заработной платы работников. С 1 января 2011 года осуществлен возврат к старой системе раздельных платежей: в Пенсионный фонд - 26%; в Фонд социального страхования - 2,9%; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1%; в ТФОМС - 2%.(в сумме -5,1%).

 

* Иные ответственные министерства: Министерство культуры РФ; Министерство образования и науки РФ, Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ; Минрегионразвития РФ (в части ЖКХ, строительства жилья, объектов социальной инфраструктуры, финансирования инвестпроектов из ИФ.РФ).

…………………………………………

Методы универсального регулирования социальной сферы:

Прямые методы (особенно в части госучреждений и госресурсов), в том числе нормативно-правовое регулирование (законы, а также положения об органах управления);

- прогнозирование, нормирование (принятие социальных стандартов), планирование, программирование (ФЦП (около 13-16 ед.), РЦП, Косвенные методы:

- экономическое стимулирование и госуд-е субсидирование;

- допущение частного бизнеса в сферу социальных услуг;

- государственно-частное партнерство;

- государственное финансирование и инвестирование средств в инфраструктуру и др.

……………………..***……………………..

Информация о "нацпроектах" социального назначения:

 

О собая (актуальная) форма последних лет (реально с 2006 года) – «Нацпроекты» под эгидой администрации президента РФ:

«Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье».

За 2006-2009 годы на эти нацпроекты израсходовано около 800 млрд. руб. бюджетных средств.

*На 2010-2012 годы планируется на все три программы выделить 1,4 трлн. руб.

По нацпроекту "Здоровье " на 2011 год выделяется 156,8 млрд. руб., на 2012 год - 166,3 млрд. руб., на 2013 год - 176,3 млрд.руб.

К 2013 году будет создано около 1 тыс. центров здоровья, а также 330 травмоцентров вдоль федеральных дорог.

 

*По нацпроекту и ФЦП "Жилье" за счет государства в стране финансируется 30% строящегося жилья. При этом за 4 года прирост строительства жилья составил 37%.

Новое направление нацпроекта - ресурсо и энергосбережение (в том числе в части стройматериалов, оборудования).

 

*На нацпроект "Образование " в 2009 г. выделено из Федерального бюджета 33,197 млрд. руб., на 2011 г. предусмотрено 39 млрд. руб.

 

……………………………………….

Базовые формы реализации и регулирования социальной

политики:

1. Долгосрочная социальная доктрина - = концепция»(2020), она же - модель социального развития.

 

2. Среднесрочные программы, в том числе ФЦП (основная цель - достижение нормативных социальных стандартов, особенно в части доходов и потребления, социального обслуживания).

 

3. Текущее регулирование и программирование

 

** Среднесрочная цель - вхождение в группу стран с наиболее высоким индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП с 1 по 42 места), который рассчитывается в ООН ( ЮНЕСКО) ежегодно.

 

Этот индекс включает: уровень доходов ВВП/на человека (в РФ -15,2 тыс.$), уровень образования (количество лет обучения на человека; в РФ - 8,8 лет), средняя ожидаемая продолжительность жизни (в РФ - 67,2 года).

Итоги: в 2007 г. РФ - на 67 месте в мире, в 2009 году - 71 место; в 2010 г - 65 место).

В 2010 г. первые места заняли: Норвегия, Австралия, Нов.Зеландия, США, Ирландия. На последних местах - Нигер, Конго, Зимбабве (47 лет жизни, обучение 7,2 года, доход - 176 $ на человека в год).

Ключевые Инструменты гос. социальной политики:

**Государство, проводя социаль­ную политику, обязано разрабатывать, утверждать и практически использовать такие инструменты,

Социальные показатели и индикаторы уровня и качества жизни
как социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты и другие по­роговые социальные ограничители.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема №9 Особенности санации и банкротства отдельных категорий субъектов | Потребительская корзина в США состоит из 300 продуктов и услуг; во Франции — 250, в Англии — 350, в Германии — 475
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.