Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности стратегического управления в некоммерческих организациях




По отношению к прибыли как одной из главных целей организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Это играет большую роль при рассмотрении организаций как объектов управления в стратегическом менеджменте. Многообразие целей и задач организации приводит к тому, что для управления их функционированием и развитием требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность всех сотрудников.

Некоммерческие организации (НКО)  это юридические лица, не имеющие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Организации подобного рода  неотъемлемый элемент рыночного хозяйства, который играет существенную роль в социально-экономическом развитии ведущих рыночно-ориентированных стран.

В Российской Федерации в настоящее время на долю некоммерческих организаций приходится более 15,6% общего количества российских организаций и около 34 млн. жителей связаны с некоммерческим сектором, будучи либо сотрудниками, либо клиентами (адресатами помощи). Это почти четверть населения страны.

Необходимость использования стратегического управления в процессе совершенствования управления деятельностью некоммерческих организаций, помимо современной общей тенденции перехода к стратегическому управлению, учитывает и специфическую особенность непосредственно некоммерческих организаций: их большую (по сравнению с коммерческими организациями) зависимость от внешней среды, так цели уставной деятельности и источники дополнительных преимуществ НКО (привлечение добровольцев, получение грантов, благотворительной помощи и т. д.) в большинстве случаев носят внешний характер.

Стратегическое управление некоммерческими организациями существенно отличается от стратегического управления коммерческими организациями, так как целевое предназначение некоммерческих организаций жестко закреплено в учредительных документах НКО и не изменяется свободным образом, как это наблюдается в коммерческих организациях. Однако если некоммерческая организация, помимо уставной деятельности осуществляет и предпринимательскую деятельность, то стратегическое управление осуществляется с обязательными для предпринимательской деятельности НКО ограничениями (соответствие целям уставной деятельности, отсутствие возможности распределять прибыль между участниками и т. д.).

Следует также учитывать, что механизм управления некоммерческой организацией в нашей стране определяется ее учредительными документами и не может быть изменен в одностороннем порядке руководством НКО. Это связано с тем, что Законом о некоммерческих организациях и другими федеральными законами регламентируются структура органов управления, порядок их формирования (назначение или избрание), сроки полномочий, компетенция и порядок принятия ими решений, выступлений от имени некоммерческой организации; особо выделяются основы управления некоммерческой организацией, характеризуется высший орган управления НКО, определяется исполнительный орган некоммерческой организации, указывается возможность создания постоянно действующего руководящего органа и устанавливаются полномочия, которые могут быть ему переданы высшим органом управления НКО.

Например, в соответствии с российским законодательством, основной функцией высшего органа управления некоммерческой организации является обеспечение соблюдения целей, ради которых была создана организация. На высший орган управления некоммерческой организацией возлагается решение следующих вопросов:

1) изменение устава некоммерческой организации;

2) определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

3) образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

4) утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

5) утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

6) создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

7) участие в других организациях;

8) реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда) (Закон о некоммерческих организациях, ст. 29, п. 3).

Вопросы, предусмотренные п. 13, 8, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления. Учредительными документами НКО также может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных в указанных выше п. 47.

Таким образом, стратегическое управление некоммерческими организациями должно учитывать отличительные особенности или сущностные характеристики (рис. 1.2), свойственные всей совокупности некоммерческих организаций: нематериальность и социальная значимость целей, запрет на распределение прибыли между участниками, жесткое законодательное регламентирование механизма управления, предоставление услуг как распространенного конечного продукта деятельности, трудности мотивации труда и т. д.

Рис. 1.2. Сущностные характеристики некоммерческих организаций

Поэтому применение научного стратегического управления отдельно в НКО подразумевает не изменение механизма функционирования системы управления НКО, а изменение его ориентации (с внутренней на внешнюю), т. е. смещение акцентов внимания руководителей на потребителей, конкурентов, рынок и т. д. (в соответствии с современной концепцией управления) и изменение подхода к организации управления (от примитивно-интуитивного к научному).

На практике именно высшие органы управления некоммерческими организациями разрабатывают на долгосрочную перспективу (до пяти лет) стратегию развития организации в соответствии с требованиями внешнего рыночного окружения, осуществляют принятие стратегических решений.

 

Список литературы

1 Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива / Пер. с фр. СПб.: Наука, 1996.

2 Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.