КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология государств
Тип (исторический) государства и права - это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в государство системам единой общественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества. Существенными признаками правовой и политической (политико-правовой) системы являются: - принадлежность государственной власти, - кому принадлежит закрепленная в праве государственная (политическая) власть; - целенаправленность государственной власти - в интересах каких социальных групп эта власть осуществляется; - порядок осуществления (режим) государственной власти - какими способами и методами эта власть осуществляется; - государственно-правовые и бытовые традиции - какие цивилизованные факторы играют наиболее существенную роль. На протяжении многих лет вопрос о сущности государства решался в нашей науке односторонне. Сущность государства видели лишь в его насильственной стороне, рассматривая его как диктатуру, ничем не ограниченную власть господствующего класса. При этом упускалось из вида, что общество едино. Следовательно, государство всегда выражает интересы всего общества и является способом его интеграции. Выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный. Формационный подход основывается на принадлежности к общественно-экономической формации. Для определения типа государства и права в данном значении необходимо ответить на следующие три вопроса: 1. Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство; 2. Орудием какого класса оно является; 3. Каково социальное назначение данного государства. Государства делятся на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Смена одного исторического типа другим - процесс объективный, естественноисторический, его реализация возможна в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. Все эти типы государства – эксплуататорские. Высшая и последняя стадия развития государственности - социалистическое государство, построенное на развалинах загнивающего капитализма. Затем наступит коммунистическое общество. Все государства проходили жестко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была многовариантной. Далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип (Россия). В развитии некоторых из них наблюдалось движение назад, длительные переходные состояния. Не учитывались духовные особенности. Какие государства нужно относить к рабовладельческим. Распад социалистической системы – это не отход назад.
Другой подход - цивилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое технологическое направление. Оно связывает тип государства со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которым соответствует данное государство. Теория стадий экономического роста (Ростоу). Все общества по экономическому развитию делятся: - традиционное общество - аграрное (примитивная наука и техника, преобладание сельского хозяйства); - переходное общество, в котором закладываются основы преобразований - аграрно-индустриальное (заложены основы обрабатывающей промышленности); - общество, переживающее процесс сдвига - индустриально-аграрное (научно-технический прогресс, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве); - созревающее или индустриальное общество (устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения); - общество, достигшее высокого уровня народного потребления – постиндустриальное (ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг, «государство всеобщего благоденствия»). Тойнби сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих рядом друг с другом. Отличаются друг от друга цивилизации достижениями материальной и духовной культуры. Так, египетская цивилизация отличается от вавилонской, римская от индусской, христианско-православная от западной и т.д. История цивилизаций напоминает развитие человека: цивилизации возникают, развиваются, стареют, умирают. Так выглядит всемирно-исторический прогресс: 1 ступень - египетско-вавилонская цивилизация; 2 ступень - персидско-иудейская и античная цивилизации; 3 ступень - византийско-славянская - восточная (Россия) + западная цивилизация + исламская; 4 ступень - Апокалипсис.
Цивилизации в своем развитии проходят три этапа: - локальные цивилизации, обладающие специфическими, присущими лишь им социальными институтами (древнегреческая, шумерская, инкская, эгейская); - особенные цивилизации, имеющие схожие типы государств (индийская, китайская, западноевропейская, восточная, исламская); - современные цивилизации, которые еще окончательно не сформировались. В зависимости от наличия тех или иных институтов государственности и уровня их организации выделяют первичные цивилизации и вторичные. Государства первичных цивилизаций часто имеют форму империй (древнеегипетская). При этом роль государства в жизни общества просто огромна, государство определяет и экономику, и политику, и социальную структуру общества. Отличительной особенностью этих цивилизаций является соединение государства с религией. Вторичные цивилизации (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская) характеризуются меньшим диктатом государства над обществом. Правитель уже не рассматривается как бог, он слуга народа, власть же должна соответствовать сложившимся в народной среде идеалам. Либертарно-юридический подход. (Гегель) «История человечества есть история развития свободы» - существует четыре всемирно-исторических типа царств: 1) восточное - теократия (свобода одного), 2) греческое - демократия или аристократия (свобода некоторых), 3) римское - демократия или аристократия (свобода некоторых), 4) германское - монархии с представительной системой, обеспечивающие свободу всех. Нерсесянц: типы государства и права - это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы ее прогресса. 1 тип государств - этнические государства Древнего мира. Под регулирующее воздействие государства и права попадали лишь индивиды определенной национальности. Именно принадлежность к «титульной нации» гарантировала не только известную меру свободы, но и возможность быть субъектом права, в то время как несвободные считались объектами права. 2 тип - сословное государство Средних веков. В нем свобода носит характер сословных ограничений и привилегий. Человек является субъектом права не потому, что он человек, а потому, что принадлежит к тому или иному сословию. Внутрисословное равенство сочетается с огромным межсословным неравенством. 3 тип - государства и права индивидуалистического типа. После эпохи буржуазных революций человек стал рассматриваться как субъект права лишь потому, что он индивид, а не как член этноса или сословия. 4 тип - гуманитарно-правовой тип, в котором человек является носителем прирожденных и неотчуждаемых прав, составляющих основу действующего позитивного права, устанавливаемого государством. Кареев: 6 исторических, последовательно сменявших друг друга, типов государств: 1) город-государство; 2) восточная деспотия; 3) феодальное поместье-государство; 4) сословная монархия; 5) западноевропейская и абсолютная монархия; 6) конституционное государство.
Типологии права. В современной зарубежной науке широко распространена точка зрения (Берман), согласно которой в истории права следует выделять три этапа: 1) обычное право; 2) каноническое право; 3) светское право. Алексеев: 4 ступени в истории позитивного (государственного) права: - право сильного - доцивилизованная стадия правового развития, на которой право принадлежит вожаку, старейшине и зафиксировано в обычаях; - кулачное право существовало в азиатских теократических государствах, при рабовладении и феодализме. Главными побудительными факторами в праве были власть и религиозная идеология. Это уже писаное право, но с отдельными элементами обычного права (система привилегий, сословные традиции); - право власти начало складываться с конца XVIII в. Правом признаются абсолютно все веления, исходящие от государства; - право гражданского общества - представляет собой систему норм, которая базируется на естественном праве, а само право воспринимается обществом как носитель гуманитарных ценностей.
При изучении вопроса о типах государства следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами, они существенно дополняют друг друга. Смена государственно-правовых систем происходит тремя путями. 1. Революция - резкое и быстрое изменение существенных признаков государственно-правовой системы с целью укрепления и формирования другой общественно-экономической формации. Ядром революции является акт, как правило, насильственного овладения государственной властью. Нищета порождает революцию, а революция – нищету (Гюго). 2. Эволюция - постепенное, преимущественно ненасильственное, изменение существенных признаков государственно-правовой системы с той же, что при революции, целью. 3. Конвергенция - постепенное сближение различных формаций и государственно-правовых систем, в частности капиталистической и социалистической. По своей сути конвергенция - проявление эволюционной смены типа государства и прав.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |