КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Протокол № 6 от 19.01.09г
Зав. кафедрой, к.и.н., доцент Кафедра теории государства и права КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Актюбинский государственный университет им. К. Жубанова Министерство образования и науки Республики Казахстан Часть 2 – Теория права Специальность «050301 - Юриспруденция»
Актобе – 2009 _________________Алимпиева Т.Г. ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАН: 1. Общая характеристика современного правопонимания 2. Признаки права, его сущность и содержание 3. Принципы права 4. Функции права
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Теория государства и права: Курс лекций / Под. Ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.,2002.- С.130-161.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник.- М.,1999.- С. 83-101; 103-104. 2. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.У.Бейсеновой.- Алматы, 2006.- С.130-144.
1. Право играет важную роль в государстве и обществе, регулируя поведение людей, регламентируя деятельность государственных органов и определяя их взаимоотношения. Вопрос о понятии права – исходный, ключевой: в зависимости от его решения понимаются и трактуются все другие правовые явления. На основе четкого представления о том, что есть право, можно определить пути повышения эффективности не только юридической науки, но и практики нормотворчества, применения и толкования права, реализации задачи – построения в Республики Казахстан правового государства. Термин «право» может пониматься в нескольких значениях, смыслах. Наиболее известными направлениями учения о праве, оказавшими влияние на современное познание и объяснение права, являются естественно-правовая, историческая, психологическая, нормативистская, социологическая и марксистская теории права. Так, с позиций теории естественного права (Цицерон, Ульпиан, Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Шарль Луи Монтескье и др.) под правом понимались социально-правовые притязания людей, обусловленные природой человека и общества (право на жизнь, право народов на самоопределение и т.п.). Нередко термин «право» используют как синоним термина «правовая система», т.е. для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Кроме того, термин «право» употребляется и в неюридическом смысле. Например, в смысле корпоративных прав, действующих внутри общественных объединений, партий, союзов; в смысле моральных прав, основанных на представлениях людей о добре и справедливости, в смысле обычных прав, т.е. норм, вошедших в привычку. Под правом в объективном смысле понимается система юридических норм, исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве средства решения юридических дел («казакхстанское право», «трудовое право», «международное право» и т.д.). Право в субъективном смысле — это официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация, т.е. право, принадлежащее отдедьному лицу субъекту лрава (право гражданина на труд, имущество, охрану здоровья и т.д.; право юридического лица на имущество, на деятельность в определенной сфере общественной жизни и т.д.). Любое определение права неполно, относительно, так как не может охватить всего многообразия его свойств, черт, характеристик, связей. Краткое определение призвано отразить лишь наиболее общие, основные, главные признаки этого сложного явления: Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. 2. Научное понимание права требует интегрированного определения, отражающего признаки и свойства изучаемого социального явления.
Нормативный признак права позволяет объяснить соотношение сущности, содержания и формы права. Сущность права как внутренняя, качественная основа отражает его основную, решающую связь с нравственностью, экономикой, государством, личностью и выражает обусловленную всей реальной жизнью государственную волю общества. Содержание права составляет нормативное выражение государственной воли общества. В науке традиционно существуют два подхода к пониманию сущности права: классовый и общесоциальный. Классовый подход провозглашает направленность права на то, чтобы служить интересам господствующих в обществе классов. В соответствии с ним юридические нормы всегда функционируют как соответствующие господствующей в обществе справедливости. Общесоциальная сущность права выражается в его возможности служить интересам всех без исключения людей, обеспечивая организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом, признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, ме рой (регулятором) поведения и деятельности людей. Связь государства и права обусловлена правотворческой функцией государства (законы, декреты, указы и иные нормативные акты). Правотворческая деятельность государства правильно отражает закономерности и тенденции социальной эволюции, оно получает возможность создавать юридические нормы, соответствующие формирующимся общественным отношениям. В этом случае законы стимулируют реализацию того, что пока еще не проявилось, остается скрытым, но должно рано или поздно проявиться. Закон совпадает с правом тогда, когда он издается в соответствии с потребностями общества как целого и находится в русле тех общих дел, которые выполняются государством.
3. Принципы права — это основные руководящие идеи, закрепленные в праве, характеризующие его содержание, сущность назначение в обществе. Общеправовые принципы — принципы, характерные для права в целом и выражающие важнейшие стороны и черты его содержания. На общеправовых принципах базируется конституционное право.
Отраслевые принципы — принципы наиболее крупных подразделений, из которых состоит право, т.е. принципы отраслей – гражданского, уголовного, административного и т.д. права. В гражданском праве важно соблюдение принципа равенства сторон; в гражданско-процессуальном – состязательности сторон, участвующих в процессе. Межотраслевые принципы — принципы нескольких отраслей права, например всех отраслей, регулирующих юридический процесс.
Принципы права
4. Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Функции права — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. В процессе правового воздействия главную роль играют регулятивные функции, направленные на положительное правовое воздействие, т.е. на упорядочение общественных отношений, введение их в определенные рамки, содействие их развитию. Регулятивно-статическая функция — это функция закрепления, стабилизации общественных отношений. Она реализуется при определении статуса различных субъектов: закрепление прав и свобод гражданина, компетенции органов и должностных лиц и т.п. Главными юридическими средствами осуществления регулятивно-статической функции являются управомочивание ( в гражданском праве ) и возложение запретов ( в уголовном праве ), т.е. пассивных обязанностей воздерживаться от определенных действий. Регулятивно-динамическая функция обеспечивает развитие, динамику общественных отношений, определяя, каким должно быть будущее поведение субъектов. Эта функция осуществляется с помощью обязывания cубъекта (в административном, трудовом, финансовом праве) совершить активные положительные действия. Функции права
В то же время праву в процессе регулирования свойственна и другая функция — охрана общественных отношений - охранительная функция. Она реализуется путем применения специальных охранительных норм и действующих в охранительном режиме регулятивных норм, в случае нарушения субъективных прав и обращения за их судебной защитой. Оценочная функция отражает свойство права выступать критерием правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Осуществлению оценочной функции способствуют и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. Юрисдикционная функция права проявляется в процессе реализации права (использование, исполнение, соблюдение, применение права), которая и есть юридический результат и задача права. Разграничение перечисленных основных функций права не следует абсолютизировать – в реальной жизни, в процессе правового регулирования они органически взаимосвязаны.
ТЕМА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЛАН: 1. Право в системе социального регулирования 2. Понятие и важность правового регулирования 3. Содержание регулирующего воздействия права на общественные отношения: методы, способы, типы правового регулирования 4. Механизм правового регулирования
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Теория государства и права: Курс лекций / Под. Ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.,2002.- С.320-356; 722-733.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Алимпиева Т.Г. Источники образования юридических обычаев / Вопросы гуманитарных исследований.- Актобе.- 2006. № 2.- С.128-131. 2. Алимпиева Т.Г. Соотношение обычного права и законодательства / Вопросы гуманитарных исследований.- Актобе.- 2006. № 1.- С.74-78.. 3..Классификация социальных норм общества/ Тлембаева Ж.О.Теория государства и права. Учебно-методическое пособие.- Алматы, 2005. С.76-80. 4. Лебедев В.А., Маркина Е.А. Теория государства и права: Конспект лекций. Учебное пособие.- М., 2003. С.117-118; 119-125. 5. Право в системе социальных норм/ Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.У.Бейсеновой.- Алматы, 2006.- С.164-179.
1. В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются на две большие группы – социальные и технические. Граница между ними проходит по предмету регулирования, а также содержанию, конструкции, способам фиксации, степени общности, формальной определенности и т.д.. Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями (социальную жизнь). Технические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой (человек и орудия труда, человек и производство). Общее у технических и социальных норм то, что они имеют дело с человеческой деятельностью, а различия – в объектах и методах регулирования. Технические нормы, получившие закрепление в правовых актах и, таким образом, приобретшие юридическую силу, называются – технико-правовыми или технико-юридическими нормами ( правила противопожарной безопасности, эксплуатации всех видов транспорта, атомных станций, строительных работ, энергоснабжения, хранения и перемещения взрывчатых и токсических веществ, обращения с оружием, особенно ядерным, разного рода госстандарты и т.п. ). Право как элемент системы социального нормативного регулирования тесно взаимодействует в обществе с другими социальными регуляторами и прежде всего с нормами морали, нравственности, религии, с обычными нормами. Социальные нормы — это связанные с волей и сознанием людей общие правила поведения, регламентирующие их социальное взаимодействие, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации. Признаки социальных норм: — общий характер; — сознательно-волевое содержание; — направленность на регулирование общественных отношений; — возникают в процессе исторического развития и функционирования общества; — соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества.
Право и иные социальные нормы тесно взаимодействуют между собой, выступая общественными социальными регуляторами. Но в то же время при рассмотрении механизма социального регулирования используют следующие критерии разграничения социальных норм и проведения их сравнительного анализа: — процесс формирования норм; — сфера их действия; — степень детализации предписания, содержащегося в норме; — форма выражения (существования); — способы и методы обеспечения.
При таком подходе, заключающемся в системном использовании указанных критериев, достаточно четко проявляется специфика того или иного вида социальных норм. Например: 1. Нормы права издаются государственными органами, а нормы морали – складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести и справедливости; 2. нормы права фиксируются в официальных издаваемых органами государства нормативных правовых актах, а нормы морали содержатся в сознании людей; 3. В конкретных ситуациях нормы права отличаются детализацией строгих правил поведения людей, а нормы морали являются общими принципами, которым следуют люди в своем поведении; 4. Нормы права регулируют общественные отношения, которые требуют его объективно; нормы морали регулируют общественные отношения, на которые распространяются нормы права и те, которые выходят за пределы правового регулирования (дружба, товарищество, преданность, честность, отзывчивость); 5. Соблюдение норм права обеспечено возможностью государственного принуждения, а нормы морали соблюдаются добровольно, под влиянием сознательности и внутренней убежденности. 6. Несоблюдение и нарушение норм права влечет юридическую ответственность (уголовно-правовую., гражданско-правовую, материальную, дисциплинарную, административную), а несоблюдение норм морали –осуждение в общественном мнении.
Нормы права и морали при взаимодействии взаимообусловлены, дополняют друг друга (детерминированны). Право должно быть глубоко нравственным, отвечать принципам справедливости, иначе оно не получит признания в обществе (легитимации). Правотворческие органы, преследуя узкогрупповые интересы могут издавать несправедливые нормативные правовые акты; правильное юридическое решение судом вопросов о хулиганстве, оскорблении личности и т.д. во многом зависит от учета действующих в обществе моральных норм. Нарушение правовой нормы компетентными органами вызывает моральное осуждение со стороны членов общества, формирует правовой нигилизм – неверие в силу права. Право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали наполняют право глубоким нравственным содержанием.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |