Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии применения права

Применение права – это определенный процесс деятельности государственного властного органа. Он состоит из трех основных стадий:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) определение его юридических характеристик;

3) принятие решения и доведение его до испол­нителей.

Каждая стадия складывается из определенных действий государствен­ного органа. Так, при установлении фактических обстоятельств выясняются события и действия, которые реально имели место, юридически значимые факты, устанавливается их достоверность, личность гражданина, который имел отношение к исследуемым событиям и действиям, его возраст, род занятий, состояние здоровья, психическое состояние, черты характера и др. Главное в этой стадии – процесс доказывания фактов, основанный на теории доказательств, предполагающий свободную и формальную оценку доказательств. Идеи свободной оценки доказательств (так называемая относимость доказательств) нашли свое воплощение в российской правовой системе в нормах, в соответствии с которыми доказательства оцениваются по внутреннему убеждению судьи, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении обстоятельств дела в их совокупности.

Идеи формальной оценки доказательств нашли свое выражение в такой категории российского права как допустимость доказательств, которая предполагает следующее:

- определяется круг источников доказательств: показания свидетелей, обвиняемых, истцов, ответчиков, заключения экспертизы, вещественные доказательства, доказательства, полученные в процессе проведения следственных действий и т.д.;

- устанавливаются запреты на использование доказательств, полученных с нарушением установленной процедуры. Например, в ст. 51 Конституции Российской Федерации говорится о том, что не имеют доказательственной силы показания лиц, вынужденных свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Не имеют силы доказательства, полученные без санкций суда в случае, когда такие санкции предусмотрены законом;

- предписывается использовать только определенные виды доказательств, например, договоры между юридическими лицами подтверждаются лишь письменными документами.

На стадии определения юридических характеристик имевшего место собы­тия или действия решается вопрос о том, какая норма права должна быть применена в данном случае. Бывает так, что изучаемое фактическое обстоя­тельство могут регулировать две или более норм права. В этом случае имеет место конкуренция норм. Из них выбирают наиболее соответствующую про­изошедшему событию или совершенному действию.

После чего выясняют подлинность нормы права и ее действенность. Это означает, что текст нормы должен быть подлинным, то есть быть опубликованным в соответствующем официальном издании и в последней редакции.

Действенность нормы права устанавливается путем выяснения таких вопросов, как: вступила ли она в силу, не отменена ли, действует ли на дан­ной территории, где решается дело, распространяется ли на субъектов, кото­рые являются участниками исследуемых правоотношений.

При выборе нормы права возможны коллизии норм, так как могут су­ществовать две или более действующих норм права, которые регулируют данное общественное отношение. В этом случае необходимо выбрать ту норму, которая должна быть применена. Выбор осуществляется по следую­щему правилу. Если нормы приняты разными органами, то применяется норма права вышестоящего органа, если нормы принял один и тот же орган, то действует более поздняя по времени принятия.

В стадию определения юридических характеристик действия входит также анализ содержания нормы права, выяснение ее истинного смысла, то есть проведение процедуры ее толкования. Это означает, что необходимо оп­ределить, какой смысл вкладывал законодатель, формулируя текст нормы, и всесторонне его проанализировать.

Кроме того, именно на этой стадии осуществляется преодоление пробелов в праве.

Стадия принятия решения в свою очередь также состоит из нескольких действий. На этой стадии либо властно подтверждаются права и обязанности сторон, либо властно устанавливается мера ответственности.

Данная стадия носит сложный характер. Именно на этой стадии, на основе точ­ного анализа фактических обстоятельств, определения их юридического зна­чения, оценки поведения лица, его личностных характеристик принимается решение, относящееся к данному конкретному человеку. Это решение приобретает форму правоприменительного акта (приговора суда, определения, приказа и т.д.), служащего основой для возникновения правоотношения. По одним – решения принимаются тайным голосованием, по другим – открытым, по третьим – единолично уполномоченным должностным лицом и др. Процесс принятия решения может быть простым – норма предусматривает один вариант (штраф в определенном размере) или сложным – норма предусматривает разные варианты 9наказания особенной части УК РФ).

К стадии принятия решения примыкает осуществление контроля за его выполнением, проведение его в жизнь. Контроль способствует реализации решения.

Исполнение акта применения права не всегда осуществляется прину­дительно. Нередко лица добровольно выполняют предписания акта. Прину­дительно осуществляются, как правило, приговоры суда.

4. Акты применения права: понятие, особенности, виды. Механизм правоприменения.

Принятие решения – творческий процесс. Результатом его является письменный акт, документ, в котором излагаются обстоятельства дела, их анализ, оценка и государственно-властное веление. Акт применения права есть конкретное воплощение нормы права в жизнь, приказ государственного органа, адресованный конкретным участникам отношения.

Как официальный документ, решение должно быть оформлено в над­лежащей, предусмотренной форме, а именно: иметь название, дату, место его принятия, наименование органа, его принявшего, подписи уполномоченных должностных лиц, печать органа.

Итак, акт применения норм права представляет собой индивидуальное, государственно-властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юридического дела. Другими словами, акт применения права представляет собой официальный документ уполномоченного субъекта по конкретному юридическому делу.

Признаками актов применения права являются:

1) принимаются данные акты компетентными органами государства либо должностными лицами;

2) носят государственно-властный (обязательный) характер;

3) индивидуализируют нормы права применительно к конкретным ситуациям и лицам;

4) имеют документальную форму;

5) являются юридическими фактами, то есть влекут за собой возникновение, изменение и прекращение правоотношений;

6) выносятся в соответствии с законом, опираются на правовые установления;

7) обеспечиваются в случае необходимости государственным принуждением.

Акты применения права следует отличать от нормативно-правовых актов. В нормативно-правовых актах содержатся предписания общего характера – нормы права, а правоприменительные акты представляют собой индивидуальные предписания, конкретизирующие положения нормативно-правовых актов в отношении конкретных лиц в конкретных ситуациях. Поэтому нормативно-правовые акты являются источниками права, в то время как правоприменительные акты не могут быть отнесены к их числу, поскольку не содержат норм права. Нормы права адресованы всем, кто оказался в определенных условиях, они регулируют определенные виды общественных отношений и рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуально-конкретные предписания, содержащиеся в правоприменительных актах, адресованы определенным субъектам права, регулируют конкретные ситуации и имеют обычно разовое значение. Наконец, нормативно-правовые акты оформляются в виде законов, указов, иных правовых актов, имеющих нормативный характер; акты применения права – в виде указов, постановлений, приговоров, имеющих индивидуальное значение.

Правоприменительные акты в качестве юридических документов характеризуются формализацией своего содержания. В классическом варианте структура правоприменительного акта выглядит как последовательное единство и взаимосвязь четырех элементов: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части правоприменительного решения.

Во вводной части обычно излагаются: наименование органа и фамилия, имя, отчество должностного лица, рассматривающего юридическое дело; наименование самого дела; время и место его рассмотрения. Все это относится к числу реквизитов правоприменительного акта, показателей его легальности.

Описательная часть выражается в письменном изложении фабулы юридического дела. В ней содержатся выявленные должностным лицом фактические обстоятельства дела, имеющие юридическое значение. На основе принципов относимости и допустимости правоприменитель делает краткий анализ материального отношения, подлежащего правовому регулированию. Тем самым закладывается основа для объективной и беспристрастной правовой квалификации. В юрисдикционном правоприменении описательная часть решения содержит изложение добытых доказательств, в соответствии с которыми решается юридическое дело.

Мотивировочная часть правоприменительного акта содержит в себе юридическую аргументацию излагаемого ниже решения по делу. Обычно она выглядит в виде ссылок на нормы материального и процессуального права, в соответствии с которыми решается данное дело. Роль мотивировочной части в обеспечении справедливости и законности акта применения права исключительно велика. Юридическая аргументация показывает и подчеркивает, что в принимаемом решении нет места произволу должностного лица, а, наоборот, дело рассматривается в соответствии с требованиями норм действующего законодательства, соблюдением принципов справедливости и целесообразности, о которых мы поговорим чуть позже, и, следовательно, решение имеет справедливый и законный характер.

Резолютивная часть правоприменительного акта излагает содержание принимаемого решения в виде индивидуально-властных правовых предписаний. В них констатируется объем прав и обязанностей субъекта, к которому применена норма, либо определяются меры поощрения или наказания. После этого следует подпись должностного лица, а в необходимых случаях – печать правоприменяющего органа.

Подобную структуру имеют большинство правоприменительных актов, прежде всего, такие как, судебные решения и приговоры, некоторые акты предварительного следствия и др. Тем не менее, довольно часто встречаются правоприменительные акты, имеющие усеченную структуру.

Например, следственные и административные протоколы состоят из трех частей: вводной, описательной, резолютивной. Юридическая квалификация совершаемых действий в них, как правило, отсутствует.

Отдельные разрешительные акты на совершение определенных действий с учетом места, времени, условий, порядка реализации и т.д. содержат только вводную и резолютивную части.

И, наконец, ряд правоприменительных актов имеют только резолютивную часть, а именно резолюции: «утвердить», «оплатить», «исполнить» и т.д., - наложенные каким-либо должностным лицом на соответствующие документы.

Кроме того, существует точка зрения, в соответствии с которой правоприменительный акт может и не иметь определенной формы, а осуществляться как действие: акты – сигналы, акты – действия. Примером могут служить указания постового милиционера, устные распоряжения непосредственного начальника и т.д. В этой связи различают правоприменительный акт как документ и как действие. Подобные правоприменительные акты основываются на специфическом правовом статусе должностных лиц и остаются на уровне действий при взаимном согласии правоприменителя и субъекта, которому адресованы соответствующие предписания. В случае спора о праве они могут приобретать письменную форму.

Рассмотрев данную особенность правоприменительных актов мы вплотную подошли к вопросу о классификации актов применения права.

Правоприменительные акты можно классифицировать по различным основаниям.

Так, в зависимости от субъектов правоприменения их можно подразделить на акты органов законодательной власти, исполнительной власти и акты органов правосудия. Отдельно можно выделить акты контрольно-надзорных органов.

По отраслевой принадлежности акты применения права могут быть актами применения норм уголовного, административного, трудового, гражданского права и т.д.

По характеру решения акты применения права можно классифицировать на запрещающие, обязывающие, управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

По функциональному признаку акты правоприменения подразделяются на правонаделительные, правообеспечительные, акты-регламентаторы.

По наименованию акты применения права также бывают чрезвычайно различны. К их числу можно отнести приказы, постановления, указания, представления, резолюции, указы Президента о награждении и помиловании, протоколы, решения, предупреждения, предписания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Применение норм права как особая форма реализации права | Основные требования, предъявляемые к применению норм права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 4871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.