Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и признаки государственных органов




Органы законодательной власти Российской Федерации, особенности формирования.

Федерация как форма государственно-территориального устройства.

Особенности возникновения Российской Федерации как независимого государства.

Республика как форма правления, ее разновидности.

Ф орма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Форма правления показывает: как создаются высшие органы государства, и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Виды форм правления:

1. Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха.

2. Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются особыми представительными учреждениями.

Признаки республиканской формы правления: выборность на определенный срок главы государства и других высших органов государственной власти; главой государства является президент; органы власти избираются или формируются на определенный срок; осуществление государственной власти от имени народа; юридическая ответственность главы государства в случаях предусмотренных законом.

Виды республик

· президентская – характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти; он свободен в назначении министров, а парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом; президент избирается населением или выборщиками. (США, Бразилия, Беларусь).

· парламентская (парламентарная) – характеризуется тем, что правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте и несет перед парламентом политическую ответственность. Президент избирает парламентом. (Италия, ФРГ, Латвия и т.д.).

Президентская и парламентская республики являются «чистыми» формами правления. Недостатки чистых форм правления: президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, а парламентской республике присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Поэтому в целях преодоления данных недостатков была разработана идея смешанной республики.

· смешанная – характеризуется тем, что содержит в себе элементы президентской и парламентской республики. Правительство формируется совместно президентом и парламентом и оно несет ответственность как перед президентом, так и перед парламентом. (РФ, Франция).

Президент Парламент

Правительство

В основе лежит - кто формирует правительство и перед кем оно несет ответственность.

 

Государственность – сложный комплекс элементов, структур, элементов публичной власти, обусловленных самобытностью социально-экономических, политических, духовно-нравственных условий жизни конкретного народа или объединения народов на определенном этапе развития общества. На развитие государственности влияют следующее факторы:

1. национальный – особенно, если государство полиэтническое, при котором возможны конфликты между народами,

2. геополитический – отражает влияние географического положения государства на государственную организацию, роль государства в мировой политике.

3. Духовно-нравственный фактор развития общества и государственно-конфессиональные отношения.

4. Модернизация – изменение качества жизни общества, внесение в нее элементов научно-технического прогресса.

Особенности российской государственности выражаются в следующем:

Во-первых, особый менталитет народов России, который проявляется в своеобразии экономического уклада, политико-правовой жизни, духовности и психологических особенностях восприятия мира. В частности, на российскую государственность всегда оказывал большое влияние крестьянский вопрос, о том как лучше соединить крестьянина с землей и закрепить наиболее выгодный для крестьянина и общества способ хозяйствования. В России дольше, чем в других странах, сохранялась община как форма жизнедеятельности крестьянства. Отсюда качество общинности накладывало отпечаток на государственную организацию.

К специфическим чертам российской государственности принято относить и тяготение к сильному, централизованному государству.

Безусловными факторами влияния на российскую государственность стали многонациональность общества, географическое положение.

Одним их главных признаков современной российской государственности является ее переходный характер. Осуществляется переход в новому общественному строю, который принято называть постиндустриальным, отличительными особенностями которого являются: баланс интересов различных групп, слоев, равновесие между частной инициативой и общими закономерностями рыночных отношений, формирование правового государства,

Российская Федерация как независимое государство сформировалось::

До 1990 г. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) была скорее административной единицей СССР, чем настоящим федеративным государством. Суверенитет республик, провозглашенный Конституцией 1977 г., был достаточно ограничен.

Ситуация полностью изменилась весной 1990 г. Съезд Народных Депутатов России избрал своим лидером Б.Н. Ельцина, и в июне 1990 г. было объявлено о суверенитете России. Этот шаг отразил решимость России преобразовать СССР в настоящее федеративное государство, составляющие республики которого будут иметь «суверенное право» решать, какие права делегировать Федерации, а какие осуществлять самостоятельно и напрямую.

Съезд назначил Конституционную Комиссию для выработки проекта новой Конституции РСФСР. В августе 1990 г. Борис Ельцин посетил Республику Татария, которая готовилась последовать примеру России, объявив собственный государственный суверенитет. Республика Коми 29 августа и Республика Татария 30 августа первыми декларировали свой государственный суверенитет и прекратили именоваться «автономными» республиками.

Во время помощи в подготовке Союзного Договора между республиками, который было решено сделать новой правовой основой СССР, новые российские власти (с некоторыми оговорками) начали и работу по созданию Федеративного Договора. 5 апреля 1991 г. третий Съезд Народных Депутатов России принял к рассмотрению проект Федеративного Договора, представленный соответствующим комитетом, и опубликовал его в целях обсуждения. 24 мая 1991 г. Четвертый Съезд изменил Конституцию, отразив тот факт, что «автономные республики стали «республиками в составе СССР». 3 июля 1991 г. Верховный Совет России признал преобразование четырех из пяти автономных областей в республики.

23 июля того же 1991 г. в Ново-Огареве руководители почти всех республик, как союзных, так и автономных, завершили работу над проектом нового Союзного договора. Пятый вариант документа предполагал, что СССР будет состоять из 53 национально-государственных образования, т. е. по сути 53 государства со своими гербами, флагами, правительствами. Именно этот документ должен был бы подписан 20 августа 1991 г.

Провал путча в августе 1991 г. остановил подписание Союзного Договора и привел к возникновению четырнадцати независимых государств вокруг России. 1 ноября 1991 г. Пятый Съезд Народных депутатов РСФСР снова внес поправки в Конституцию, разрешив республикам избирать президента на основе общего избирательного права. В этот же период началось повышение статуса ряда автономных образований. Так, в 1991 г. Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская автономные области были преобразованы в республики в составе Российской Федерации.

Вместе с СССР рухнули планы подписания нового союзного договора, поставив на повестку дня вопрос о договоре федеративном. Однако из-за слабости центральной власти этот процесс вышел из под контроля. Наследство от СССР в этом плане досталось очень тяжелым. В 1990 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об общих началах руководства экономической и социальной сферами в союзных и автономных республиках», автономии были выравнены в правах с союзными республиками по ряду важнейших позиций. Права русских краев и областей оказались попранными, и, кроме того, союзный центр решал эти вопросы через голову союзных республик. В апреле 1990 г. Верховный Совет СССР принял закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации»: он сделал автономные республики равноправными субъектами федерации наряду с союзными (а другие республики стали по статусу равными России).

 

Государственное устройство – внутренняя национально – территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит внутренняя структура государства; каково положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой проживающей нации.

Федерации – представляют собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований – субъектов федерации. (РФ, США, ФРГ, Индия и т.д.)

Признаки федеративных государств:

- составляющие федеративное государство государственные образования являются субъектами федерации (штаты, кантоны, земли) и имеют свое собственное административно – территориальное деление;

- существование двух систем высших органов власти – федеральные органы и соответствующие органы субъектов федерации;

- наличие двух систем законодательства – федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации. Субъекты имеют свою конституцию (конституционный устав).

- субъекты федерации не имеют права одностороннего выхода из состава федерации.

- принципы образования федерации: национальный, территориальный и смешанный.

- федерации могут быть симметричными (субъекты обладают равным статусом) или ассиметричными (субъекты обладают разным статусом)

 

Законодательная (представительная) власть – осуществляемая избранными народом законодательными (представительными) органами государственная власть. Законодательная власть во всех государствах осуществляется парламентом,

Законодательная власть в России принадлежит Федеральному Собранию, которое состоит из двух палат: Совет Федерации (верхняя палата) и Государственная Дума (нижняя палата).

1. Совет Федерации. Совет Федерации формируется по два представителя от каждого субъекта (166 членов, т.к. 83 субъекта). Первый представитель назначается главой исполнительной ветви власти. Второй – избирается на заседании законодательного органа от законодательной власти. Срока полномочия нет, поскольку власть в субъектах меняется периодически, соответственно меняются и представители субъектов.

Компетенция Совета Федерации: у тверждение законов принятых Государственной думой РФ, утверждение решений Президента по вопросам войны и мира, изменение границ между субъектами, назначение даты выборов Президента РФ, назначение и освобождение с должности Генерального прокурора РФ, Назначение и освобождение с должности по предложению президента судей высших судов (Конституционного, Верховного, Арбитражного)

2. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на 5 лет на основе пропорциональной избирательной системы с 7 % заградительным барьером.

Компетенция Государственной Думы: принятие законов, утверждение бюджета и отчета об его исполнении, дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, решение вопроса ответственности Правительства.

Государственная Дума может прекратить свои полномочия досрочно в следующих случаях:

· В случае 3 кратного отклонения кандидатуры председателя правительства

· В случае отказа в доверии правительства

· В случае повторного в течение 3 месяцев подряд выражения вотума недоверия правительства.

50. Президент как глава государства в РФ, его роль в функционировании механизма государства.

Президент РФ является главой государства (ни к одной ветви власти не относится). Он выполняет следующие функции:

- определяет основные направления внутренней и внешней политики;

- принимает меры по охране суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности государства;

- представляет страну внутри и на международной арене;

- является гарантом Конституции и прав и свобод человека и гражданина;

- осуществляет руководство всеми органами государственной власти.

Президент РФ избирается на 6 лет на основе прямого, всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании. Президент избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, т.е. избранным считается кандидат набравший более 50 % голосов избирателей.

Глава государства в РФ обладает следующими полномочиями:

В отношении исполнительной ветви власти: президент назначает председателя Правительства с согласия Государственной Думы, по предложении председателя правительства назначает членов Правительства, может отправить Правительство в отставку; может председательствовать на его заседаниях. Осуществляет прямое руководство силовыми ведомствами и т.д.

В отношении законодательной ветви власти. Глава государства обладает правом законодательной инициативы, правом вето, правом подписания и обнародования законов, правом роспуска Государственной Думы в некоторых случаях.

В отношении других органов. Президентпредлагает кандидатуры судей высших судов, кандидатуру Генерального Прокурора на утверждение в Совет Федерации, назначает судей остальных судов, формирует и возглавляет Совет Безопасности, формирует свою Администрацию и т.д.

Военные полномочия. Президент является верховным главнокомандующим, решает вопросы войны и мира, присваивает высшие воинские звания; утверждает военную доктрину.

Внешнеполитические полномочия: Глава государства представляет страну внутри и на международной арене, подписывает международные договоры, ведет международные переговоры, принимает верительные и отзывные грамоты и т.д.

Иные полномочия: решает вопросы гражданства, помилования, награждения.

Президент РФ может прекратить свои полномочия досрочно в следующих случаях: добровольная отставка, по состоянию здоровья в связи с неспособностью исполнять свои должностные обязанности, в связи с обвинением в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Таким образом, можно сделать вывод, что президент РФ обладает широкими полномочиями во всех сферах общественной жизни, контролирует все ветви власти, но в то же время его полномочия ограничены компетенцией Государственной Думы, Совета Федерации, высших судов РФ.

Государственный орган – относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную, материальную и принудительную силу государства




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.