КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Запланированное и искусственное устаревание товара
Маркетинговая классификация товаров Методы классификации товаров Элементы классификации. Принципы и правила классификации Разобраться в многообразии товарной массы на рынке в процессе управления ассортиментом и качеством помогает систематизация и классификация товаров. Систематизация в обобщенном виде представляет собой упорядочение однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их и определенном порядке с помощью определенных методов. Следует отметить, что понятие «систематизация» значительно шире понятия «классификация товаров», поскольку основополагающими методами систематизации являются идентификация, группировка, классификация и пр. Цель классификации — раскрытие объема делимого множества. Классификация — разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Общая совокупность делимых объектов называется делимым множеством, а классификационные группировки, полученные в процессе деления, называются членами деления. Объект — элемент классифицируемого множества. Таким элементом выступает товар, его свойства, материал изготовления, дефекты и т.п. Признак (основание) классификации — свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. Например, сырьевой, технологический (способ производства), и наименее используемые - компонентный, структурный. Группировка — это разделение множества на подмножества по одному из признаков. Различия между группировками заключаются в разных признаках. В результате деления множества на подмножества создаются классификационные группировки — подмножества объектов, объединенных признаком общности, полученных в процессе деления, которые могут быть взаимозависимыми или независимыми. Ступень классификации — очередной этап классификации (деления) при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность новых классификационных группировок. Иерархическая система классификации имеет несколько ступеней классификации и этим отличается от простой группировки. Глубина классификации - число (количество) ступеней в данной классификации. Глубина классификации теоретически бесконечна, но на практике такая классификация будет чересчур громоздка и запутана, т.е. многие низшие ступени дублируют друг друга. Это затрудняет практическое применение классификации. Поэтому чаще глубина классификации обычно не превышает 10. Именно такая глубина применяется во многих классификаторах. При необходимости увеличить число признаков применяют фасетный метод. Емкость классификации — это количество группировок на последней ступени классификации. Принципы классификации: · четкость и единство цели; · правильность выбора метода в зависимости от поставленной цели; · обозримость; · оптимальность; · соподчиненность и сопряженность с другими классификационными группировками; · достаточная емкость и маневренность; · полнота; · обеспечение удобства; · эффективность. Метод в общем философском понимании - способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающий достижение поставленной цели. Метод классификации — это совокупность приемов (способов) разделения множества объектов (товары, процессы, явления, документы, ценные бумаги, услуги и т.д.), планомерный подход к их распределению на подмножества. Различают иерархический и фасетный методы классификации. Иерархический метод классификации (ИМК) — последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. Он основывается на принципе субординации. Особенность иерархического метода заключается в том, что при его использовании обеспечивается тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различия основополагающих признаков. Фасетный метод классификации (ФМК) — параллельное разделение множества объектов на отдельные независимые классификационные группировки. Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Разные классификационные группировки при фасетном методе независимы и не подчиняются друг другу. Классифицируемые объекты можно делить многократно на независимые группировки по различным признакам. Для этого вначале разрабатывается фасетная формула, в которой определяется последовательность расположения фасет в системе классификации, а затем, уже осуществляется процесс распределения множества объектов многократно и независимо на классификационные группировки.
В маркетинге деление товаров на группы происходит в связи с необходимостью применения обоснованных подходов в области ценообразования, организации распределения и продвижения разных товаров. Основными признаками являются уровни, длительность использования, назначение, поведение потребителя, степень эластичности спроса, степень новизны, характер конкуренции, адаптация к зарубежному рынку. 1. По уровням товары делят на три категории: товар по замыслу, товар в реальном исполнении и товар с подкреплением. Товар по замыслу — это основные выгоды, обеспечиваемые товаром. Задача маркетолога — выявить скрытые за любым товаром потребности и предлагать не свойства этого товара, а выгоды от его использования. Товар в реальном исполнении характеризуется уровнем качества, набором свойств, дизайном, марочным названием и упаковкой. Товар с подкреплением — это товар в реальном исполнении, имеющий дополнительные выгоды, ценимые покупателями: доставка на дом, монтаж, подключение, услуги связи, гарантия возврата денег в случае возврата товара, консультации для клиентов. Одной из особенностей постиндустриального общества является колоссальное значение того комплекса услуг, который прилагается к товару. 2. По степени долговечности товары подразделяют на товары длительного, кратковременного использования и услуги. Товары длительного использования — это товары, срок жизни которых продолжителен и многократно используемые потребителем, например, одежда и обувь, бытовая техника, мебель, автомобили, недвижимость. Товары кратковременного использования — это товары, которые потребляются в течение одного или нескольких циклов использования, например, продукты питания, предметы бытовой химии. К этой же категории относят и быстроизнашиваемые детали, как потребительских товаров, так и товаров производственного назначения, например, картриджи, сальники. 3. Услуги выделяются в отдельную категорию, поскольку характеризуются такими свойствами, как несохраняемость, постоянство качества, неотделимость от источника. 4. По назначению различают товары производственного назначения и потребительские. Товары производственного назначения включают: сырье, материалы и готовые детали; полуфабрикаты; топливо и энергию; оборудование; стационарные сооружения и вспомогательное оборудование; вспомогательные материалы; услуги: по эксплуатации и ремонту (охрана, ремонт оборудования и помещений, уборка и др.); консалтинговые (юридические, бухгалтерские, рекламные, маркетинговые). Использование классификации товаров производственного назначения можно обнаружить в перечне статей затрат калькуляции себестоимости продукции. Классификация потребительских товаров зависит от поведения покупателей в процессе совершения выбора и покупки и особенностей потребления ими товаров. По этому признаку различают: а) товары, предварительного выбора — это товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки тщательно сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и дизайна; б) товары особого спроса (престижные) — это товары с уникальными свойствами, обычно имеющие известную торговую марку, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова потратить дополнительные усилия, под которыми подразумеваются как дополнительные затраты времени, так и средств; в) товары пассивного спроса — это товары, о существовании которых потребитель знает, но не задумывается об их приобретении. Продажа этих товаров, как правило, невозможна без значительных маркетинговых усилий со стороны продавца; г) товары повседневного спроса — это товары, которые потребитель покупает часто, не задумываясь и с минимальными усилиями на их сравнение. Товары повседневного спроса подразделяют на основные товары постоянного спроса (например, хлеб, молочные продукты, зубная паста, проездные билеты и др.), товары импульсивной покупки (например, шоколадные батончики, глянцевые журналы и др.), товары для экстренных случаев (например, лопаты в снежные бури, надувные лодки при наводнении, зонты во время ливней, некоторые виды лекарственных средств и др.). 5. По степени эластичности спроса различают товары первой необходимости, предметы роскоши, обязательные принадлежности и дополняющие. Товары первой необходимости характеризуются относительно неэластичным спросом, т.е. реакция потребителей на повышение цен минимальна. К этой категории относятся товары, спрос на которые абсолютно неэластичен. П редметы роскоши также имеют относительно неэластичный спрос. Минимальная реакция на повышение цен объясняется особенностями потребительского поведения, мотивацией целевого сегмента, а также ограниченностью предложения. Обязательные принадлежности — это такие товары, без которых невозможно функционирование основного товара. Спрос на эти товары относительно неэластичен. Д ополняющие товары — это товары, которые желательны, но не обязательны для основного товара. Они позволяют значительно повысить степень удовлетворения потребности потребителя, однако спрос на них имеет высокую эластичность, например, компьютерная периферия, насадки к бытовой технике. Обязательные принадлежности и дополняющие товары обозначаются собирательным термином «сопутствующие товары». 6. По степени новизны различают модификации, небольшие и значительные нововведения. Модификации — это товары, имеющие изменения в области второстепенных технических характеристик с целью улучшения параметров по сравнению с базовой моделью. Изменения могут ограничиваться совершенствованием дизайна товара для создания дополнительных удобств потребителю. Небольшие нововведения — это новинки, которые ранее не производились и не продавались данной компанией, но были представлены на рынке. Значительные нововведения — это принципиально новые товары, которые ранее не 7. По характеру конкуренции различают товары-аналоги и заменители. Товары-аналоги — это товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность или потребности аналогичным способом, произведенные конкурирующей компанией. Набор свойств, эксплуатационные или другие основные характеристики и степень удовлетворения потребностей потребителя при этом могут существенно различаться. Товары-заменители — это товары, выполняющие ту же функцию для той же группы потребителей, но основанные на другой технологии. Эти товары постоянно создают реальную угрозу, поскольку замещение всегда возможно. Данная опасность может возрасти в результате технологических достижений, изменяющих соотношение качество/цена товара-заменителя по сравнению с существующим на рынке традиционным товаром. Они являются постоянным объектом исследований товаропроизводителя. 8. По адаптации к зарубежному рынку при международном маркетинге различают модифицированные, специально разработанные и универсальные товары. Модифицированные товары — это товары, имеющие изменения в области второстепенных технических характеристик. Специально разработанные товары — это товары, создаваемые в соответствии с потребностями жителей конкретной страны или региона. Особенные потребности могут быть вызваны климатическими условиями, культурными особенностями, наличием уникальных месторождений, для выработки которых необходимо не менее уникальное оборудование. Универсальные товары — это товары, реализуемые во всех странах в идентичном состоянии, не считая этикеток и языка, используемого в документации. Универсальная привлекательность товара тесно связана с универсальностью желаемой выгоды, оказываемой услуги или выполняемой функции. Каждый производитель экономически заинтересован осуществлять экспорт универсального товара, поскольку это позволяет максимально сокращать расходы и использовать эффект масштаба, а в случае неудачного выведения или снижения спроса товар легко переместить на другой рынок. Наибольшим потенциалом универсальности обладают товары двух категорий: товары высоких технологий (Hi-Tech) и товары «высокой трогательности» (Hi-Touch). Товары высоких технологий, или Hi-Tech — это товары, являющиеся носителями последних достижений в области техники и технологий. Для их продвижения используется специализированный технический язык, понятный всем потенциальным покупателям, большинство которых профессионалы. Товары «высокой трогательности», или Hi Touch — это товары, при продвижении которых маркетологи обращаются не к информации, а к образам, опираются на универсальные темы и чувства, понятные всем потенциальным покупателям. Такими являются материализм, игра, героизм, любовь, материнское чувство, секс.
Понятие «зеленого товара» «Зеленый товар» — понятие, хорошо известное сегодня и теоретикам, и практикам, и потребителям, однако потребителями чаще используется выражение «экологически чистый» товар. Тем не менее, эти понятия не эквивалентны. «Зеленый товар» — это товар, отдельные свойства которого обеспечивают минимальное негативное воздействие на потребителя и окружающую среду по сравнению с товарами-аналогами за счет использования более современных техники и технологии. В настоящее время некоторыми компаниями проводятся исследования в области создания абсолютно безопасных с точки зрения экологии товаров, например, была анонсирована так называемая «съедобная» упаковка продуктов питания, производимая на основе использования только натуральных компонентов — фруктовой клетчатки персика, клубники. Нетрудно догадаться, что стоимость подобной упаковки по сравнению с распространенной полимерной многократно выше даже в тех регионах, которые обладают в достаточном объеме собственным сырьем для ее производства. Ведутся исследования по разработке биоразлагаемой упаковки. Экологический аспект необходимо учитывать уже на стадии разработки товара. Разработка «зеленого товара» требует от предприятий больших затрат как времени, так средств. Создание концепт-образцов зачастую является результатом научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, изобретений, открытий, позволяющих добиться технологического прорыва в определенной области. Такая деятельность под силу немногим предприятиям. Наиболее весомый вклад в разработку «зеленых товаров обеспечивают транснациональные компании (ТНК), которые в силу работы на разных рынках вынуждены ориентироваться на наиболее жесткие экологические нормы и требование из числа национальных. В качестве превентивной меры наиболее распространенной стратегией ТНК является разработка товаров, имеющих «запас прочности» по экологический параметрам, на случай пересмотра национальных норм сторону их дальнейшего ужесточения. Масштабы распространения деятельности по созданию «зеленых товаров» во многом обусловлены требованиями запросами потребителя, его осознанием необходимости бережного отношения к окружающей среде, собственному здоровью в условиях неблагоприятной экологической обстановке. В развитых западноевропейских странах трудно найти компанию, которая игнорировала бы тему экологии. Экологическая маркировка, свидетельствующая о снижении негативного воздействия товара, имеет место на продуктах питания, обоях, мебели, детских игрушках, упаковке, бытовой технике и многих других категориях товаров. Взыскательный западный потребитель демонстрирует тенденцию повышения общественного потребительского сознания и формирования социально-этичных требований к товару.
Применительно к деятельности конкретного производителя различают запланированное и искусственное устаревание товара. Общей чертой этих явлений является сокращение срока жизни товара в результате наступления его морального износа задолго до наступления физического, т.е. до утраты работоспособности либо возникновения несоответствия параметров изделия заданным. Запланированное устаревание товара — это процесс преждевременного морального износа товара, происходящий согласно замыслу и планомерной деятельности производителя данного товара. Выведение на рынок новых более функциональных моделей товара, изменение дизайна, культивирование моды и активная деятельность по продвижению способны воздействовать на потребителя и побуждать его совершать так называемые «покупки на замену». Искусственное устаревание товара — это явление, характеризующееся наступлением преждевременного морального износа товара вопреки ожиданиям и действиям его производителя под воздействием факторов внешней среды. Наиболее распространенным фактором является деятельность конкурентов. Различают конструкционное, техническое и психологическое устаревание товаров. Конструкционное — это введение в конструкцию ненадежных элементов и материалов, которые выходят из строя за короткий срок. В сознательном ухудшении качества за счет ненадежных конструкционных материалов часто обвиняют производителей чулочных изделий, электрических ламп и детских игрушек. Психологическое, или внешнее, старение является следствием изменений в моде, которые имеют место в различных отраслях и у разных товаров. Вопросы преждевременного устаревания товаров получают все больший общественный резонанс благодаря действиям организованных групп потребителей. С целью недопущения негативного воздействия подобных настроений на имидж компании необходимо уделять серьезное внимание этим вопросам в процессе управления товарным ассортиментом.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |