Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства и показатели торгового ассортимента




Классификация торгового ассортимента

Торговый ассортимент — многообразие товаров, находя­щихся в сфере обращения в оптовой и розничной торговле, а также в сфере общественного питания.

По объекту рассмотрения различают ассортимент товарной группы и ассортимент торгового предприятия.

Ассортимент товарной группы — разновидности про­дуктов с подразделением их на виды и сорта, но относящиеся к одной родственной группе товаров или близкие по своим свойствам и применению.

По широте охвата товаров различают простой и слож­ный ассортимент.

Простой ассортимент — набор товаров, представлен­ный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей.

Сложный ассортимент — набор товаров, представлен­ный значительным количеством групп, видов, разновиднос­тей и наименований товаров, которые удовлетворяют самые разнообразные потребности. Сложный ассортимент имеют универсамы, базы. В ассортименте пищевых продуктов различают товары простого и сложного ассортимента. Товары, не имеющие многообразия сортов и разновидностей, являются товарами простого ассортимента. Боль­шинство товаров являются товарами сложного ассортимен­та, так как в пределах одного вида имеются различные сор­та, разновидности.

По назначению товаров выделяют групповой, разверну­тый, сопутствующий и смешанный ассортименты.

Групповой ассортимент — набор однородных товаров, удовлетворяющих аналогичные потребности и объединен­ных общностью признаков. В качестве признаков выступает функциональное или социальное назначение.

Развернутый ассортимент — набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разно­видностей, наименований, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками.

Сопутствующий ассортимент — набор товаров, выпол­няющих вспомогательные функции и не являющихся основ­ными для данной торговой организации.

Смешанный ассортимент — набор товаров различных групп, видов и наименований, отличающихся большим раз­нообразием функционального назначения. Торговое пред­приятие со смешанным ассортиментом предлагает одновре­менно продовольственные и непродовольственные товары, удовлетворяя самые разные потребности.

Для сравнительной оценки ассортимента торговой орга­низации с точки зрения соответствия требованиям по­требителей и торговой организации применяются понятия рационального и оптимального торгового ассортимента.

Рациональный ассортимент — набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни. С по­мощью данного понятия пытаются учесть степень соответ­ствия, набора товаров, предлагаемого торговым предприяти­ем требованиям потребителей, учитывая при этом результаты последних исследований и достижений в области технологии.

Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлет­воряющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя и торговой организации. Наряду с высокой конкурентоспособностью предлагаемых товаров, т.е. их соответствием потребностям потребителей и способ­ностью быть более предпочтительными по сравнению с ана­логами, учитывается требование высокой эффективности ас­сортимента для торговой организации. Максимальный по­лезный эффект для торговой организации есть ни что иное, как максимум прибыли от данного ассортимента при мини­муме затрат на организацию его продаж.

По наличию на данный момент выделяют реальный и прогнозируемый ассортименты.

 

Торговый ассортимент характеризуется рядом показате­лей: структурой, широтой, глубиной, полнотой, коэффициен­тами устойчивости и обновления, ассортиментным миниму­мом, гармоничностью.

Структура — количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в товаро­обороте. Это соотношение регулярно подвергается пересмот­ру на основе результатов изучения потребностей, покупа­тельского спроса, деятельности конкурентов.

Широта — количество товарных групп, подгрупп или видов изделий того или иного назначения в ассортименте торгового предприятия.

Глубина — количество разновидностей товара внутри ви­да. Увеличение этого показателя целесообразно до оптималь­ного уровня, превышение его приводит к товарному канни­бализму и сокращению объемов продаж.

Полнота — соотношение фактического количества раз­новидностей товара к количеству разновидностей этого това­ра, предусмотренных стандартами или спецификацией к до­говору. В качестве базы сравнения может выступать и про­изводственный ассортимент, т.е. то количество доступных на рынке разновидностей товара, которое предлагается его отечественными и зарубежными производителями. Факти­чески показатель отражает возможность удовлетворения спроса не как такового, а марочно сориентированного с уче­том приверженности разным маркам.

Коэффициент устойчивости — соотношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользу­ющихся устойчивым спросом, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же групп в ассор­тименте торговой организации за рассматриваемый период.

Коэффициент обновления представляет собой удельный вес в процентах новых разновидностей товаров в ассортимен­те, определяется по аналогии с коэффициентом обновления товарного ассортимента

 

 

где Ко — коэффициент обновления; Qн — количество новых разно­видностей товаров; Qо — общее количество разновидностей товаров.

 

Ассортиментный минимум — документ, содержащий перечень видов и разновидностей товаров, которые обяза­тельно должны быть представлены в ассортименте данного торгового предприятия. Минимум утверждается местными органами власти для розничных торговых организаций и предприятий общественного питания с целью недопущения перекосов в структуре ассортимента, исключения или недо­пустимого сокращения вариантов предложения социально значимых товаров. Несоблюдение ассортиментного миниму­ма считается нарушением правил торговли.

Гармоничность — степень близости товаров разных групп, видов и разновидностей с точки зрения реализации и использования. Специфика деятельности и вид торгового предприятия предопределяют степень гармоничности его торгового ассортимента. Наиболее гармоничен групповой ас­сортимент, наименее — смешанный. Для торговых организа­ций, включающих сети магазинов, может оцениваться гар­моничность торговых ассортиментов магазинов, входящих в единую сеть.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.