КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мировой автомобильный транспорт
Вся история автомобильного транспорта умещается в рамки одного XX в., в течение которого он пережил, образно говоря, и свою «древность», и «средние века», и «новое», и «новейшее» время. В наши дни он играет особенно большую роль в системе коммуникаций и городов, и районов, и стран, да и целых регионов. Хотя автомобильный транспорт обслуживает в первую очередь национальные перевозки, растет и его участие в международных перевозках грузов и пассажиров – как самостоятельно, так и в кооперации с другими видами транспорта. Отсюда его влияние не только на национальные, но и на мировое хозяйство. Наступление «автомобильной эры» во многом объясняется тем, что автомобиль – один из самых удобных и экономичных видов транспортных средств. Наряду со всем этим нужно иметь в виду, что именно автомобильный транспорт особенно чутко реагирует на изменения спроса, которые зависят и от состояния экономики, и от доходов населения, и от темпов и уровня урбанизации и тем более субурбанизации и др. Один из важнейших показателей, используемых для характеристики этого вида транспорта, – протяженность автомобильных дорог. Хотя в последнее время автодорожная сеть в мире растет уже не так быстро, как раньше, в ней происходят большие качественные изменения. Так, еще в 1950 г. доля дорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог составляла 1/2, а в наши дни – более 9/10, причем свыше половины этих дорог относятся к усовершенствованным. К тому же среди них появляется все больше автострад, которые впервые были построены в США в 1914 г., в Германии в 1921 г., в Италии в 1924 г., а теперь имеются уже во многих развитых и развивающихся странах. Распределение протяженности автомобильных дорог между ведущими странами показано в таблице 3. Анализ таблицы 3 позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, в 20 перечисленных в ней странах сконцентрировано 85 % мировой протяженности автомобильных дорог. Во-вторых, в двадцатку стран-лидеров входят шесть стран зарубежной Азии, шесть стран зарубежной Европы, две страны Северной и три страны Латинской Америки, одна страна Африки, Австралия и Россия. В-третьих, США, обладая 20 % мировой автодорожной сети, опережают все остальные страны с большим отрывом. Наряду с протяженностью автомобильных дорог большой интерес представляет также показатель густоты (плотности) их сети, который варьирует в еще больших пределах. Приоритет по этому показателю – за сравнительно небольшими по территории странами Европы и Японией. Так, в Бельгии плотность сети автодорог составляет 4800 км на 1000 км2 территории, в Японии – 3100, в Нидерландах – 3050, в Германии и Франции – 1800 км на 1000 км2. А в странах-гигантах, что вполне естественно, этот показатель значительно ниже: в США он составляет 700 км на 1000 км2 территории, в Бразилии – 230, в Канаде и Австралии – 90—100, в России – 34, в Китае – 200 км на 1000 км2. Таблица 3 ПЕРВЫЕ ДВАДЦАТЬ СТРАН ПО ПРОТЯЖЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В 2005 г. А самые низкие показатели густоты автодорожной сети – в странах Тропической Африки. Таблица 4 ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ГРУЗООБОРОТА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В НАЧАЛЕ XXI в. Таблица 5 СТРАНЫ МИРА, РАСПОЛАГАЮЩИЕ АВТОМОБИЛЬНЫМ ПАРКОМ БОЛЕЕ 10 МЛН МАШИН В 2005 г. Для оценки работы автомобильного транспорта, как и железнодорожного, обычно пользуются показателями грузооборота и пассажирооборота. Мировой грузооборот этого вида транспорта в 2005 г. составлял 3600 млрд. т/ км, т. е. был несколько меньше грузооборота железнодорожного транспорта. По пассажирообороту (11 000—12 000 млрд. пассажиро-километров) он занимал внеконкурентное первое место. О том, что главную роль в грузообороте автомобильного транспорта играют в основном страны «большой семерки» Запада свидетельствуют данные, приведенные в таблице 4. Но, пожалуй, наиболее полное представление об автомобильном транспорте как всего мира, так и отдельных стран могут дать сведения о размерах автомобильного парка, который на протяжении XX в. возрастал очень быстро. Перед началом Первой мировой войны мировой парк насчитывал примерно 350 тыс. автомобилей, перед началом Второй мировой войны – 46 млн., в 1950 г. – 50 млн., а в 1975 г. – уже 300 млн. Рубеж в 500 млн. автомобилей был преодолен в 1987 г., а в 600 млн. – в 1997 г. В 2007 г. мировой автопарк достиг 800 млн. машин. Большую часть этого парка составляют легковые автомобили. Между отдельными, даже ведущими странами автомобильный парк распределяется очень неравномерно, о чем свидетельствуют данные таблицы 5. Данные таблицы 5 очень наглядно отражают некоторые закономерности современного мирового хозяйства. Первые шесть мест по величине автомобильного парка занимают великие державы западного мира. Среди стран-лидеров по этому показателю фигурируют три ключевые развивающиеся страны – Китай, Бразилия и Мексика, а также Россия, Канада, Австралия и три менее крупные страны – Испания, Польша и Республика Корея. Кстати, при оценке роли США как страны, которая возглавляет список лидеров, нужно все же иметь в виду, что ныне ее доля в мировом автопарке составляет менее 1/3, тогда как на рубеже 50—60-х гг. XX в. она достигала 2/3. Конечно, по размерам автомобильного парка тоже можно судить об уровне автомобилизации. Но все-таки правильнее измерять этот уровень при помощи других показателей. Обычно для его оценки применяют показатель количества личных автомобилей, приходящихся на 1000 жителей. Наиболее высок он в странах Западной Европы, в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии (рис. 2). Выходит, что в среднем в Западной Европе на тысячу жителей приходится от 300 до 600, в США – 675, в Канаде – 570, в Японии – 470, в Австралии – 520 и в Новой Зеландии – 630 легковых автомобилей. Рис. 2. Страны с наиболее высоким уровнем автомобилизации Из других стран мира очень высок уровень автомобилизации у некоторых небольших государств, преимущественно нефтеэкспортирующих (в Брунее на 1000 жителей приходится 575 автомобилей, в Кувейте – 360, в Бахрейне – 240, в Катаре – 220), а также и других (в Ливане – 320, на Кипре – 750). А самые низкие в мире показатели – у наименее развитых африканских и азиатских стран: в ЦАР, Сомали и Танзании – 0,1, в Мозамбике – 0,3, в Бангладеш – 0,5, в Мьянме – 0,8, в Эфиопии и Танзании – 0,9 автомобиля на 1000 жителей. Выходит, что между ведущими странами и странами-аутсайдерами по уровню автомобилизации действительно возникла дистанция огромного размера. Для характеристики уровня автомобилизации используют и другой, возможно, еще более наглядный показатель – количество людей, приходящихся в среднем на один легковой автомобиль. Для США он составляет 2, для Канады, ФРГ, Франции, Великобритании, Японии – от 2 до 3, для Бразилии – 8, для Индии – 130, а для Китая – 80 человек. Россия по развитию автомобильного транспорта значительно отстает от уровня стран Запада. В первую очередь это относится к печально знаменитым российским дорогам, которые и по протяженности, и в особенности по качеству уступают дорогам ряда зарубежных стран: 1/3 ее дорог имеет гравийное, щебенчатое или булыжное покрытие, а 1/10 – это грунтовые дороги. Густота автодорог (34 км на 1000 км2) в России намного ниже, чем в любой другой европейской стране. По размерам автомобильного парка Россия занимает только седьмое место в мире. Что же касается уровня автомобилизации, то даже при росте за последнее время этого показателя с 60, до более, чем 180 машин на 1000 жителей, он еще остается заметно более низким, чем, скажем, в Польше, Венгрии или Болгарии. К тому же этот автомобильный парк распределен между субъектами Российской Федерации крайне неравномерно. Больше всего личных легковых автомобилей у жителей Москвы и Московской области, Калининградской области, Ханты-Мансийского автономного округа и областей Дальнего Востока (благодаря приобретению подержанных японских автомобилей), а меньше всего – у жителей Европейского Севера, Центра, Волго-Вятского и Уральского районов, Восточной Сибири.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |