Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности экономического механизма охраны окружающей среды




Законодательное обеспечение экологических принципов рационального природопользования и охраны природы.

Первым известным законом об охране окружающей среды счи­тается эдикт 1273года, запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. В России в этой части можно отметить ряд указов Петра I, направленных на охрану, рациональ­ное использование и восстановление лесов, запрещение браконь­ерских способов ловли рыбы и др. В истории развития экологичес­кого законодательства последняя треть 20 века отмечена рядом по­становлений, направленных на улучшение экологических ситуа­ций в отдельных регионах: бассейны рек Волги, Урала, Каспийс­кое море, Байкал и др.

В современной России право человека на благоприятную ОПС и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к ее ресурсам закреплены Конституцией РФ (1993 г.).

Современная структура системы экологического права сочета­ет правовое регулирование природопользования по объектам с фун­кциональным регулированием охраны ОПС и экологической бе­зопасности рис.

Понятие «экологическое законодательство» включает систему законодательных актов, принятых органами законодательной влас­ти РФ и ее субъектов, а также любых других нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области экологии.

Источники экологического права, образующие экологическое законодательство, представлены на рис.

В основе системы экологического законодательства лежит За­кон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991), кото­рый охватывает все аспекты природопользования.

 

 

Разгосударствление подавляющего большинства предприятий, создание различных форм собственности, включая частную, не привели в целом по России к снижению сбросов и выбросов за­грязняющих веществ. Из этого следует, что в период продолжаю­щегося реформирования политической и социально-экономичес­кой системы в целях успешного осуществления природоохранной деятельности необходимо:

1) сочетать методы прямого государ­ственного управления с методами экономического регулирования;

2) проводить замену действующих элементов административной системы управления на рыночные механизмы в сфере природо­пользования только после того, как будут введены в действие соот­ветствующие нормативно-правовые акты (В.Д. Ермаков и др., 1997г.).

Сейчас в России реализуется экономический механизм охраны ОПС. Главная его особенность состоит в ориентации не на плановое централизованное финансирование природоохранной деятельности, а на экономические методы его регули­рования и стимулирования.

Новый экономический механизм тем не менее не отвергает эле­менты административного управления:

- это включение экологических тре­бований в процедуру оценки принимаемых хозяйственных реше­ний,

- нормирование качества ОПС (ПДК, ПДУ, ПДВ, ПДС),

- веде­ние природоресурсовых кадастров,

- проведение государственного и ведомственного контроля,

- юридическая ответственность за до­пущенные экологические правонарушения.

Но наряду с этим вне­дряются и новые экономические стимулы:

- плата за пользование природными ресурсами,

- плата за загрязнение ОПС,

- экологические фонды,

- экологические льготы,

- экологическое страхование и др.

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» опреде­лил основные задачи экономического механизма природоохранной деятельности в России: 1) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ; 2) установление нормативов платы и размеров платежей за исполь­зование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих ве­ществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; внедрение комплекса мер по экономическому стимулированию
(поощрению) охраны ОПС; 4) реализация эффективной системы штрафов за нарушение природоохранного законодательства и обя­зательного возмещения вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.

В структуре нового экономического ме­ханизма охраны окружающей среды и рационального природо­пользования являются такие экономические рычаги, как лицензия, договоры и лимиты. т. е. «хо­зяйствующий субъект обязан платить за природные ресурсы».

В начале выдается лимит на приро­допользование, это установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предель­ного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размеще­ния отходов производства.

Лицензия (или разрешение) — документ, выданный специально уполномоченными на то органами (Министерство природных ре­сурсов) и удостоверяющий право его владельца на использование в определенный период времени (обычно 1 год) природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на выбросы, сбросы и размеще­ние твердых отходов.

Лицензия на комплексное природопользование включает следу­ющую информацию: 1) перечень используемых природных ресур­сов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия; 2) нормативные пла­ты за охрану и воспроизводство природных ресурсов; 3) перечень, определяющий нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязня­ющих веществ и размещение отходов; 4) нормативы платы за выб­росы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов; 5) эко­логические требования и ограничения, при которых разрешается хо­зяйственная и иная деятельность.

 

 

Получив лицензию и пройдя экспертизу на предполагаемую де­ятельность, природопользователь (промышленное предприятие, фермерское хозяйство, воинская часть и т.п.) в обязательном по­рядке заключает договор о комплексном природопользовании. В этом документе содержатся условия и порядок использования природ­ных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон (государства и природопользователя) и механизмы возме­щения возможного вреда, причиненного природной среде.

Таким образом, лимиты, лицензия и договор на комплексное природопользование, будучи, элементами системы экологических ограничений со стороны государства (административное управление), побуждают природопользователя при помощи «рубля» бережнее относиться к природной среде.

Для обеспечения охраны окружающей среды, ликвидации уже нанесенного ущерба окружающей среде и для сбора финансовых ресурсов государство должно создать механизм экономического стимулирования охраны окружающей сре­ды и рационального использования природных ресурсов.

Прежде всего, следует разработать требования к формированию и функци­онированию этого механизма. К этим требованиям относятся:

ориентация деятельности отраслей, объединений, предприя­тий на конечные результаты, т.е. улучшение качества окружающей среды, снижение и предотвращение ущерба от загрязнения при­родной среды;

эколого-экономическая оценка природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей природной среды (ОПС) в региональ­ных системах;

установление норм платы за использование природных ресур­сов и сверхнормативное загрязнение ОПС; строгий учёт и контроль за фактическим состоянием ОПС и соблюдением нормативов;

создание экономической заинтересованности и ответственнос­ти предприятий, объединений и региональных органов в рациональном использовании природных ресурсов и охране ОПС;

установление обоснованных соотношений между сокращени­ем вредных выбросов и размеров стимулов, выделяемых предпри­ятиям;

установление дифференцированных размеров экономическо­го стимулирования и штрафных санкций на отрасли, предприятия и ответственных за нарушение экологического равновесия в при­роде лиц.

Исходя из требований к эколого-экономическим показателям в системе планирования экономического стимулирования природо­охранной деятельности назрела необходимость в органи­зации регионального фонда охраны окружающей среды.

В соответствии с Постановлением № 632 (1993) Правительства РФ определен механизм стимулирования охраны ОПС в регионе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.