КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности экономического механизма охраны окружающей среды
Законодательное обеспечение экологических принципов рационального природопользования и охраны природы. Первым известным законом об охране окружающей среды считается эдикт 1273года, запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. В России в этой части можно отметить ряд указов Петра I, направленных на охрану, рациональное использование и восстановление лесов, запрещение браконьерских способов ловли рыбы и др. В истории развития экологического законодательства последняя треть 20 века отмечена рядом постановлений, направленных на улучшение экологических ситуаций в отдельных регионах: бассейны рек Волги, Урала, Каспийское море, Байкал и др. В современной России право человека на благоприятную ОПС и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к ее ресурсам закреплены Конституцией РФ (1993 г.). Современная структура системы экологического права сочетает правовое регулирование природопользования по объектам с функциональным регулированием охраны ОПС и экологической безопасности рис. Понятие «экологическое законодательство» включает систему законодательных актов, принятых органами законодательной власти РФ и ее субъектов, а также любых других нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области экологии. Источники экологического права, образующие экологическое законодательство, представлены на рис. В основе системы экологического законодательства лежит Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991), который охватывает все аспекты природопользования.
Разгосударствление подавляющего большинства предприятий, создание различных форм собственности, включая частную, не привели в целом по России к снижению сбросов и выбросов загрязняющих веществ. Из этого следует, что в период продолжающегося реформирования политической и социально-экономической системы в целях успешного осуществления природоохранной деятельности необходимо: 1) сочетать методы прямого государственного управления с методами экономического регулирования; 2) проводить замену действующих элементов административной системы управления на рыночные механизмы в сфере природопользования только после того, как будут введены в действие соответствующие нормативно-правовые акты (В.Д. Ермаков и др., 1997г.). Сейчас в России реализуется экономический механизм охраны ОПС. Главная его особенность состоит в ориентации не на плановое централизованное финансирование природоохранной деятельности, а на экономические методы его регулирования и стимулирования. Новый экономический механизм тем не менее не отвергает элементы административного управления: - это включение экологических требований в процедуру оценки принимаемых хозяйственных решений, - нормирование качества ОПС (ПДК, ПДУ, ПДВ, ПДС), - ведение природоресурсовых кадастров, - проведение государственного и ведомственного контроля, - юридическая ответственность за допущенные экологические правонарушения. Но наряду с этим внедряются и новые экономические стимулы: - плата за пользование природными ресурсами, - плата за загрязнение ОПС, - экологические фонды, - экологические льготы, - экологическое страхование и др. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» определил основные задачи экономического механизма природоохранной деятельности в России: 1) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ; 2) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; внедрение комплекса мер по экономическому стимулированию В структуре нового экономического механизма охраны окружающей среды и рационального природопользования являются такие экономические рычаги, как лицензия, договоры и лимиты. т. е. «хозяйствующий субъект обязан платить за природные ресурсы». В начале выдается лимит на природопользование, это установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов производства. Лицензия (или разрешение) — документ, выданный специально уполномоченными на то органами (Министерство природных ресурсов) и удостоверяющий право его владельца на использование в определенный период времени (обычно 1 год) природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на выбросы, сбросы и размещение твердых отходов. Лицензия на комплексное природопользование включает следующую информацию: 1) перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия; 2) нормативные платы за охрану и воспроизводство природных ресурсов; 3) перечень, определяющий нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов; 4) нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов; 5) экологические требования и ограничения, при которых разрешается хозяйственная и иная деятельность.
Получив лицензию и пройдя экспертизу на предполагаемую деятельность, природопользователь (промышленное предприятие, фермерское хозяйство, воинская часть и т.п.) в обязательном порядке заключает договор о комплексном природопользовании. В этом документе содержатся условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон (государства и природопользователя) и механизмы возмещения возможного вреда, причиненного природной среде. Таким образом, лимиты, лицензия и договор на комплексное природопользование, будучи, элементами системы экологических ограничений со стороны государства (административное управление), побуждают природопользователя при помощи «рубля» бережнее относиться к природной среде. Для обеспечения охраны окружающей среды, ликвидации уже нанесенного ущерба окружающей среде и для сбора финансовых ресурсов государство должно создать механизм экономического стимулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Прежде всего, следует разработать требования к формированию и функционированию этого механизма. К этим требованиям относятся: ориентация деятельности отраслей, объединений, предприятий на конечные результаты, т.е. улучшение качества окружающей среды, снижение и предотвращение ущерба от загрязнения природной среды; эколого-экономическая оценка природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей природной среды (ОПС) в региональных системах; установление норм платы за использование природных ресурсов и сверхнормативное загрязнение ОПС; строгий учёт и контроль за фактическим состоянием ОПС и соблюдением нормативов; создание экономической заинтересованности и ответственности предприятий, объединений и региональных органов в рациональном использовании природных ресурсов и охране ОПС; установление обоснованных соотношений между сокращением вредных выбросов и размеров стимулов, выделяемых предприятиям; установление дифференцированных размеров экономического стимулирования и штрафных санкций на отрасли, предприятия и ответственных за нарушение экологического равновесия в природе лиц. Исходя из требований к эколого-экономическим показателям в системе планирования экономического стимулирования природоохранной деятельности назрела необходимость в организации регионального фонда охраны окружающей среды. В соответствии с Постановлением № 632 (1993) Правительства РФ определен механизм стимулирования охраны ОПС в регионе.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |