Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии общественного воспроизводства

1. Производство. 2. Распределение. 3. Обмен. 4. По­требление.

Реальное движение денежных средств, движение сто­имости в денежной форме происходит на второй и тре­тьей стадиях общественного воспроизводства. Финансы возникают и функционируют на стадии распределения сто­имости общественного продукта — каждый участник об­щественного производства должен получить свою долю этой стоимости. Поэтому важный признак финансов как экономической категории — распределительный характер финансовых отношений.

Финансы возникают именно в процессе первичного рас­пределения стоимости общественного продукта — она рас­падается на необходимый и прибавочный продукт, проис­ходит образование различных форм денежных -доходов и накоплений. Такие доходы называются первичными — с помощью финансов образуется прибыль предприятий, зар­плата работников. Далее идет перераспределение стоимо­сти, т. е. образуются доходы государства через налого­вый механизм и направляются на выполнение функций государства, а также предприятия направляют оставшу­юся прибыль на развитие производства.

И. распределение, и перераспределение стоимости на всех уровнях экономики происходит с помощью финан­сов. Но как конкретно? Обязательно необходимо движе­ние денежных средств, которые принимают специфичес­кую форму финансовых ресурсов. Это материальные но­сители финансовых отношений. К финансовым ресурсам относятся денежные доходы, накопления, поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и госу­дарства для целей расширенного воспроизводства. Состав виды) финансовых ресурсов: прибыль, налоги, страхо­вые платежи, амортизационные отчисления.

Реальное формирование финансовых ресурсов начина­ется только на стадии распределения, когда стоимость ре­ализована и в составе выручки можно выделить прибыль, амортизацию, отчисления на социальное страхование и т. д.

Финансовые ресурсы используются через денежные фонды специального назначения. Фондовая форма исполь­зования объективно предопределена потребностями рас­ширенного воспроизводства и обладает преимуществами перед нефондовой формой:

■более тесная связь потребностей с экономическими воз­можностями общества;

■концентрация ресурсов на основных направлениях раз­вития общественного производства;

■более объективная увязка общественных, коллектив­ных и личных интересов.

Главный источник денежных фондов — национальный доход (вновь созданная стоимость).

Общий признак финансовых отношений для всех об­щественно-экономических формаций — формирование де­нежных доходов и накоплений в форме финансовых ре­сурсов и использование их через финансовые фонды, как составной части общей системы денежных фондов.

Сущность финансов — это объективно обусловленный инструмент, стоимостного распределения общественного продукта. Их специфическое общественное назначение — распределять и перераспределять стоимость ВВП, выра­женную в денежной форме, между субъектами хозяйства.

Сущность финансов проявляется через их функции:

1. Распределительная функция — через нее реализует­ся общественное назначение финансов — обеспечение каж­дого хозяйствующего субъекта необходимыми финансо­выми ресурсами.

Объекты функции — стоимость ВВП в денежной фор­ме и часть национального богатства, принявшего денеж­ную форму. То есть функция обеспечивает формирование первичных (основных) доходов на основе распределения вновь созданной стоимости, и в этот процесс вовлекается часть национального богатства при перераспределении сто­имости ранее накопленного производственного потенциа­ла, при возмещении ущерба от стихийных бедствий и т. д.

Распределительная функция обслуживает все стадии воспроизводственного процесса, обеспечивает возмещение потребленных средств производства и образование дохо­дов. Но этого еще недостаточно — нужно образовать об­щественные денежные фонды для развития приоритетных отраслей хозяйства, обеспечения социальной защиты на­селения, выполнения оборонных и управленческих задач государством..

Поэтому необходимо дальнейшее перераспределение на­ционального дохода:

■межотраслевое и межтерриториальное перераспределе­ние средств в интересах предприятий как основы мате­риального производства;

■для обеспечения функционирования непроизводствен­ной сферы, где не создается национальный доход;

■для перераспределения доходов между различными со­циальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные (производные) доходы (налоги, доходы непроизводствен­ной сферы,- инвестиции).

Субъекты функции — государство, предприятия, насе­ление. С помощью финансов распределительный процесс протекает в материальном производстве, в сфере обраще­ния, в сфере потребления. Финансовый метод распределе­ния охватывает все уровни управления экономикой — фе­деральный, региональный и местный.

Конечная цель функции — развитие производительных сил, создание рыночной структуры экономики, укрепле­ние государства и обеспечение высокого качества жизни населения.

2. Контрольная функция — финансы обладают свой­ством количественно, через финансовые ресурсы и фон­ды, отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы, так как финансы связаны с движе­нием стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме.

Эта функция показывает пропорции распределения об­щественного продукта, непрерывность воспроизводствен­ного процесса, полноту и своевременность формирования фондов финансовых ресурсов в различных сферах эконо­мики. Это позволяет контролировать отклонения и своев­ременно преодолевать их.

Основа функции — движение финансовых ресурсов и в фондовой, и в нефондовой форме. Финансы прямо или косвенно присутствуют во всех сферах и на всех уровнях хозяйствования и, следовательно, являются универсаль­ным орудием контроля за производством, распределени­ем и обращением общественного продукта. Благодаря этой функции общество знает о пропорциях в распределении денежных средств, о своевременности, полноте, эконом­ности использования финансовых ресурсов на всех уров­нях хозяйствования.

Инструмент реализации контрольной функциифи­нансовая информация, которая представлена финансовы­ми показателями бухгалтерской, статистической, оператив­ной отчетности. Основное условие — достоверность финан­совой информации, что важно для принятия обоснованных решений в ходе воспроизводственного процесса.

Финансовая политика — это материализованная необ­ходимость роста благосостояния. Политика реализуется через объективно присущую финансам функцию распре­деления и перераспределения.

Традиционные виды финансовой политики в зависи­мости от длительности периода и характера решаемых за­дач: финансовая стратегия и финансовая тактика.

Финансовая стратегия — это долговременная полити­ка, рассчитанная на длительный период и осуществление крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. Она намечает принципы организа­ции финансовых отношений, позволяет разрабатывать це­левые программы в составе федерального бюджета.

Финансовая тактика — это политика, направленная на решение задач конкретного этапа развития общества, на использование финансов для достижения краткосроч­ных, текущих целей. В отличие от финансовой стратегии она должна отличаться гибкостью, что обусловлено под­вижностью экономических и социальных факторов.

Цель финансовой политики — повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов.

Традиционные типы финансовой политики:

■ классическая;

§ регулирующая;

■ планово-директивная.

Классическая финансовая политика — основана на тру­дах Адама Смита и Давида Риккардо. Основное направле­ние — невмешательство государства в экономику, сохра­нение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных про­цессов (принцип саморегулирования экономики). Управ­ление финансовой деятельностью сосредотаочивалось в од­ном органе — казначействе или министерстве финансов.

Регулирующая финансовая политика — основана на трудах Джона Кейнса. Основное направление — вмеша­тельство и регулирование государством циклического раз­вития экономики, а финансовый механизм используется для регулирования социальных отношений, для достиже­ния полной занятости населения. Основной инструмент — государственные расходы, формирующие дополнительный спрос, рост предпринимательской деятельности, увеличе­ние национального дохода и ликвидация безработицы (принцип эффективного спроса).

Планово-директивная финансовая политика — основа­на на трудах В. Ленина, Н. Бухарина. Основное направле­ние — государственная собственность на средства производ­ства, плановая система управления, максимальная концен­трация финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения по государственному плану.

Исходя из задач, поставленных перед финансовой по­литикой, современные экономисты разделяют последнюю на три вида:

■политика экономического роста;

■политика стабилизации;

■политика ограничения деловой активности.

В современных условиях принято рассматривать два типа финансовой политики:

а) дискреционная политика, или политика, проводи­
мая непосредственно правительством;

б) недискреционная финансовая политика, то есть
встроенные стабилизаторы.

Под недискреционной финансовой политикой пони­мают ряд способностей налоговой системы к самостоятель­ной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, по­зволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Под дискреционной политикой понимается сознатель­ное манипулирование налогами и правительственными рас­ходами с целью изменения реального объема националь­ного производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной финансовой по­литики являются:

■общественные работы и другие программы, связанные с расходами;

■социальные программы;

■ правительственные закупки;
«государственные инвестиции;

■изменение расходов трансфертного или перераспреде­лительного типа;

■управление налоговым гнетом.

 

 

Лекция № 5. Финансовая система

Финансовая система — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Иначе — финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фон­дов денежных средств государства и предприятий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Финансы как экономическая категория | Финансовая система России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.