КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эмиссия наличных денег. Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается масса наличных денег
Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается масса наличных денег, находящаяся в обращении. Монополия на эмиссию наличных денег принадлежит государственному Центральному банку. Ранее при административно - распределительной системе величина эмиссии служила объектом директивного планирования государством. В условиях рыночной экономики директивного планирования не существует, однако центральные банки прогнозируют размер предполагаемой эмиссии, используя прогнозы кассовых оборотов коммерческих банков и собственные аналитические материалы. При этом важно не только установить оптимальную прогнозируемую величину эмиссии, но и распределение ее по отдельным регионам страны. Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализованно. Это связано с тем, что потребность коммерческих банков в регионах страны (именно она определяет размер эмиссии) в наличных деньгах зависит от потребности в них юридических и физических лиц, обслуживаемых этими банками, а она постоянно меняется. Поэтому каждый раз завозить деньги из Центра, чтобы удовлетворить эту потребность было бы не только нецелесообразно (из-за многократно возрастающих издержек обращения), но и невозможно. Представим, что потребность в наличных деньгах возрастает в Южно-Сахалинске. Пока из Центра туда будут доставлены деньги, величина этой потребности может измениться в ту или иную сторону. В результате либо придется везти деньги назад в Центр, либо пересылать в Южно-Сахалинск дополнительные суммы денег, которые опять же из-за расстояния могут не совпасть с реальной потребностью в наличных деньгах. Эмиссию наличных денег производят ЦБ РФ и его расчетно-кассовые центры (РКЦ). Они открыты во всех регионах страны и выполняют расчетно-кассовое обслуживание расположенных в них коммерческих банков. Для эмиссии наличных денег в расчетно-кассовых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребностей экономики данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, поскольку они не совершают движения, являются резервом. В оборотную кассу РКЦ постоянно поступают наличные деньги от коммерческих банков, но и из нее постоянно выдаются наличные деньги. Таким образом, деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении. Если сумма поступлений наличных денег в оборотную кассу РКЦ превышает сумму выдач денег из нее, то деньги изымаются из обращения. При этом они переводятся из оборотной кассы РКЦ в ее резервный фонд. Резервными фондами РКЦ распоряжаются управления ЦБ России (городские, областные, республиканские). Если в результате действия банковского мультипликатора у данного коммерческого банка возрастает величина денег на депозитных счетах, то в результате: а) увеличивается и потребность клиентов в наличных деньгах; б) увеличивается свободный резерв коммерческого банка. Расчетно-кассовые центры обязаны выдавать коммерческим банкам бесплатно наличные деньги в пределах их свободных резервов. Поэтому, если у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастет потребность в наличных деньгах, а поступления денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастет, то РКЦ вынужден будет увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого он на основе разрешения управления ЦБ РФ переведет наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией, хотя в целом по стране эмиссии наличных денег может и не произойти, т.к.,другой РКЦ может в то же время дополнительно изъять аналогичную сумму наличных денег. Сведениями о том, произошла или не произошла в данный день эмиссия, располагает только Правление Центрального банка, где составляется ежедневный эмиссионный баланс. Деньги, эмитируемые РКЦ в обращение, поступят в операционные кассы коммерческих банков, откуда будут выданы клиентам этих банков, т.е. поступят или в кассы предприятий, или непосредственно населению. При этом деньги списываются со счетов клиентов до востребования. Следовательно, наличные деньги трансформируются из безналичных денег, находящихся на депозитных счетах, и представляют собой составную часть денежной массы, созданной коммерческими банками, в результате действия механизма банковского мультипликатора. В России на долю наличных денег приходится примерно 1/3 всей денежной массы. 2.7. Денежно – кредитная политика
2.7.1. Содержание и цели денежно – кредитной политики
Денежно – кредитная политика – это совокупность мер, направленных на изменение денежной массы, объемов кредитования, уровня процентных ставок и других показателей денежно – кредитной сферы. Рис. 2.9. Формы денежно-кредитной политики
Проводит денежно – кредитную политику ЦБ РФ. Правовую основу деятельности Банка России составляет Конституция РФ, закон “О Центральном банке (Банке России)”. Банк России ежегодно, не позднее 1 декабря подает в Государственную Думу основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на предстоящий год, проект которых предварительно представляется Президенту и Правительству РФ. Документ включает две части: · анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; · основные ориентиры и параметры, инструменты денежно – кредитной политики на предстоящий год. После рассмотрения документа в Правительстве и Государственной Думе проект принимает силу закона. Денежно – кредитная политика является частью экономической политики, соответственно конечные цели денежно – кредитной политики определяются целями экономической политики в целом. В условиях современной экономики таковыми выступают: · формирование условий для повышения темпов экономического роста; · поддержание высокого уровня занятости; · обеспечение стабильности цен, процентных ставок, финансовых рынков; · обеспечение устойчивости национальной валюты. Ряд целей согласуется между собой, например, высокий уровень занятости и экономический рост; стабильность процентных ставок и стабильность финансового рынка. Другие цели противоречат друг другу – стабильность уровня цен, процентных ставок и высокий уровень занятости. Но денежно – кредитная политика не воздействует непосредственно на целевые параметры экономики, она воздействует на них опосредовано через денежно – кредитную сферу. Основные инструменты денежно – кредитной политики: · операции на открытом рынке; · политика рефинансирования; · политика обязательного резервирования. Используют и другие инструменты денежно-кредитной политики, такие как валютное регулирование, прямые количественные ограничения деятельности финансовых учреждений.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |