Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая политика и ее виды




Финансовая политика и управление финансами

 

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Она включает:

· разработку общей концепции, основных направлений, определение целей и главных задач;

· создание адекватного финансового механизма;

· управление финансовой деятельностью государства и его субъектов.

Два главных элемента, составляющих финансовую политику:

1) политика в области государственных расходов;

2) фискальная политика.

Исходя из поставленных целей финансовая политика подразделяется на:

· политику экономического роста;

· политику стабилизации;

· политику ограничения (сдерживания) деловой активности.

Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Она предполагает:

- рост государственных расходов;

- снижение налогового бремени.

Иначе говоря, стимулирующая финансовая политика должна ориентироваться на дефицит правительственного бюджета, если перед страной ставится задача экономического роста.

Если же правительство пытается удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь, политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнеми применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает:

- уменьшение правительственных расходов;

- увеличение налогов.

Иначе говоря, сдерживающая финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Исходя из степени вмешательства в естественный ход развития экономики различают:

а) дискреционную политику или политику прямого непосредственно вмешательства правительства;

б) недискреционную финансовую политику, то есть регулирование на основе встроенных в экономическую систему страны стабилизаторов:

- налоговой системы;

- социальных выплат, включая пособия по безработице;

- актуальных для сельского хозяйства программ помощи фермерам;

- инертности склонности к потреблению. Так, индивид, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.

Несмотря на безусловно полезные способности налоговой системы к стабилизации, без целенаправленного воздействия правительства на экономическую ситуацию, как показал кризис 2008 г., обойтись нельзя. Этому есть две причины:

1) Саморегулирования недостаточно при сильном изменении экономической ситуации, так как, продолжая изымать часть каждого дополнительного дохода, налоги, однако, не смогут преодолеть влияния оставшихся денег, при этом не учитывается эффект мультипликации, который существенно ослабляет действие стабилизатора.

2) Политические и другие внеэкономические соображения, препятствующие пассивным действиям правительства.

Таким образом, регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов, проповедующих невмешательство в экономику, представляется необходимым.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

· общественные работы и другие программы, связанные с государственными расходами;

· социальные программы;

· правительственные закупки;

· государственные инвестиции;

· изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

· управление налоговым режимом (гнетом) (установление и изменение системы налогообложения, размеров налоговых ставок и их дифференциация, предоставление налоговых льгот).

В совокупности критериев классификации выделяют три основных вида финансовой политики:

· классическая;

· регулирующая;

· планово - директивная.

Классическая. Основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 - 1790) и Д. Рикардо (1772 - 1823). Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство финансов.

Регулирующая. В основу положена экономическая теория Дж. Кейнса (1883 - 1946), обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы (госзаказ), за счет которых формируется дополнительный спрос и как следствие рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Из единого органа управления выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом. В целом такая политика обеспечила в 30-60гг. стабильный экономический рост, эффективную систему финансирования социальных нужд.

В 70-х годах в основу финансовой политики положена неоконсервативная стратегия, ограничивающая вмешательство государства в экономику. Регулирование становится целевым, например:

· экономический рост и занятость;

· денежное обращение;

· валютный курс;

· социальные факторы;

· структурная перестройка хозяйства.

Финансовый механизм исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника инвестиций. Стоит задача сокращения числа налогов и прогрессивности их шкалы.

Планово - директивная финансовая политика применяется в странах с административно - командной системой. Основана на государственной собственности на средства производства. Целью является концентрация всех не используемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития.

Действовал двухканальный механизм изъятия чистого дохода у предприятий:

· сначала при помощи налога с оборота;

· затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли).

При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет чистой прибыли. Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога, путем размещения фактически принудительных государственных займов.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось путем введения ограничений в установлении самостоятельных источников доходов - 10 -15 % за счет местных доходов, остальное из центра. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов государства. Социальные нужды финансировались по остаточному принципу. Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов. Такая политика была эффективна в годы ВОВ, в период восстановления народного хозяйства после войны. В настоящее время она реформируется.

Помимо названных критериев финансовую политику подразделяют на внешнюю и внутреннюю.

В целом финансовая политика государства представляет собой совокупность методов и направлений воздействия государства на функционирование финансовой системы. Целью данного воздействия является укрепление экономического, а значит и политического потенциалов страны.

Направлениями финансовой политики являются:

· аккумуляция финансовых ресурсов и их распределение внутри государства между регионами и отраслями экономики;

· оптимизация структуры доходов и расходов РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований, находящихся на самоуправлении;

· совершенствование федерального и республиканского финансового законодательства.

Финансовая политика государства реализуется путем выработки концепций развития финансовой системы государства, составления целевых финансовых программ, определения более эффективных направлений действия финансового механизма в экономической системе государства.

Финансовая политика государства включает в себя стратегию и тактику. Финансовая стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Она направлена на выработку финансовых концепций и программ. Финансовая тактика включает в себя конкретные методы (приемы) достижения поставленной цели в конкретных условиях. Она определяет наиболее оптимальные варианты решений в данной хозяйственной ситуации.

По длительности действия финансовая политика государства подразделяется на текущую и долговременную. Текущая финансовая политика заключается в оперативном регулировании финансового рынка и его звеньев, в обеспечении нормального функционирования финансового механизма, в поддержании сбалансированного равновесия между звеньями финансовой системы. Долговременная финансовая политика направлена на решение крупномасштабных экономических задач, требующих больших затрат времени и капитала. Она действует продолжительный период времени и обычно ведет к кардинальным изменениям в финансовой системе и в финансовом механизме.

Основа современной финансовой политики РФ:

· признание свободы предпринимательства;

· введение разнообразных форм хозяйствования;

· приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике;

· отказ государства от директивного управления;

· переход отношений предприятий и государства на налоговую основу.

Изменяется порядок предоставления бюджетных средств - получила распространение система государственного кредита для покрытия дефицита госбюджета, используются рыночные формы государственных займов. Изменяется организация бюджетной системы - на смену централизованной пришла система, основанная на самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Изменяется практика перераспределения финансовых ресурсов - кроме вертикального используется горизонтальное перераспределение средств за счет функционирования финансового рынка. Получила развитие система внебюджетных фондов государства. Демонополизировано страховое дело, появился страховой рынок. Изменилась система управления финансами. Прошла налоговая реформа. Осуществляется структурная перестройка экономики. Расходование бюджетных денег производится на конкурсной основе. Продолжается совершенствование бюджетного устройства, намечено проведение бюджетной реформы. Укрепляется рынок ЦБ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.