Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дебиторская задолженность и способы управления ею

 

1. Понятие дебиторской задолженности (ДЗ) и факторы на нее влияющие.

2. Направление и способы управления ДЗ.

3. Кредитная политика организации; показатели ее характеризующие.

4. Влияние ДЗ на результаты деятельности предприятия.

 

1) В процессе финансовой деятельности у предприятия постоянно возникает потребность проведения расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами и т.д.

Отгружая произведенную продукцию или оказывая услуги предприятие, как правило, не получает деньги немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателя. Поэтому в течение периода с момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия иммобилизованы в виде ДЗ. Нормативные требования к признанию ДЗ предприятий отражены в ПБУ 9/99 п.12.

ДЗ – это сумма долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц. Чем больше средств ДЗ, тем больше их отвлечено из оборота, что приводит к:

- снижению оборачиваемости оборотного капитала.

- ухудшению финансового результата.

- ухудшения финансового результата.

- ухудшению финансового состояния предприятия, в том числе его платежеспособности и ликвидности.

- ухудшаются взаимоотношения с контрагентами, в том числе с поставщиками, так как предприятию приходится прибегать к наращиванию кредиторской задолженности. Оно может использовать краткосрочные займы, на это увеличивает его затраты и подрывает финансовую устойчивость.

Все это свидетельствует о важности эффективного управления ДЗ.

Срок исковой давности по ДЗ – 3 года.

На уровень и сроки образования ДЗ влияют внешние и внутренние факторы.

Внешние.

А) состояние экономики страны (спад производства увеличивает размеры ДЗ)

Б) состояние расчетов в стране (кризис неплатежей приводит к росту ДЗ; во многом это обуславливается состоянием экономики, банковской системы и состоянием платежной дисциплины, основанной на нормативных и законодательных актах).

В) состояние и особенности денежно-кредитной политики ЦБ (ограничение эмиссии вызывает «денежный голод» и затрудняет расчеты. Растет ДЗ).

Д) уровень инфляции (при высокой инфляции предприятия не торопятся рассчитаться по долгам. Чем позже срок уплаты долга, тем меньше его сумма).

Е) емкость рынка (если рынок мал и насыщен данным видом продукции, то возникают трудности с ее реализацией, ДЗ вследствие этого снижается, но снижается и выручка).

Эти внешние факторы не зависят от деятельности конкретного предприятия, и ограничить их влияние практически невозможно. С точки зрения финансового менеджмента более важными являются внутренние факторы, которые зависят от профессионализма финансового менеджера в области управления ДЗ.

 

Внутренние.

А) кредитная политика предприятия.

Б) виды расчетов.

В) состояние контроля за ДЗ.

Г) профессионализм финансового менеджера в этой области.

2) Способы управления ДЗ:

 

1) Определение срока просроченной ДЗ и сравнения его с данными прошлых лет. При этом дебиторы могут разбиваться по разным критериям, в том числе по сроку предоставления отсрочки платежа, по сроку сотрудничества с дебитором и т.д.;

2) Периодически пересматривать предыдущую сумму отпуска в кредит (с отсрочкой платежа или % от общего объема продаж товара с последующей оплатой, учитывая финансового положения клиента);

3) Если известно, что предприятие не погасит дебиторскую задолженность, так как уа него тяжелое финансовое положение, то необходимо получить залог на сумму ДЗ.

4) Использовать фирму, занимающуюся взысканием долгов по поручению данного предприятия;

5) Избегать покупателей – заказчиков с высоким риском;

6) Ускорять выписку счетов за продажу своей продукции формирование политики управления ДЗ включает следующие этапы:

1 этап – анализ структуры и величины ДЗ предприятия в предшествующем периоде.

2 этап – формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям.

3 этап – определение допустимой величины финансовых средств иммобилизованных (выведенных) в ДЗ по товарному (коммерческому – через вексель) и потребительскому кредиту.

4 этап – формирование системы кредитных условий.

5 этап – формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита

6 этап – формирование процедуры возврата ДЗ.

7 этап – использование на предприятии различных фирм рефинансирования ДЗ.

8 этап – создание системы эффективного контроля за движением и своевременным возвратом ДЗ.

3) Кредитная политика предприятия характеризуется следующими показателями:

1. срок предоставления кредита. Обычно предприятия используют стандартную форму договоров с котр-агентами, в которой указываются максимально допустимый срок оплаты предоставленной продукции, работы, услуги. Но в некоторых случаях возможны отклонения стандартных форм договоров. Например, если сроки кредита ужесточаются, то снижается сумма дебиторской задолженности, потери от инфляции, но предприятие может растерять клиентов. Если срок увеличивается, то возрастает риск наращивания безнадежных долгов, а также потерь, связанных с инфляцией. Целесообразно дифференцировать сроки оплаты сезонной продукции, а также скоропортящейся.

2. стандарты кредитоспособности. Заключая договор на поставку продукции на условиях отсрочки платежа предприятие-поставщик обязательно должно ознакомиться с финансовым состояние контр-агента при этом могут быть использованы разные подходы для оценки кредитоспособности покупателя. При этом могут быть использованы методики аналогичные банковским. Наиболее популярными и значимыми показателями для оценки рейтинга покупателя являются:

- 3 коэффициента ликвидности

- коэффициент соотношения заемных и собственных средств (плечо финансового рычага)

- часто использующаяся рентабельность реализации. Например, ее величина на уровне 15% и выше позволяет относить этот показатель к первому классу. Далее по аналогии с банком подходим к оценке кредитоспособности использующихся в банках рассчитывается класс кредитоспособности заемщика, т.е. дебитора. Если 1 класс, то риски минимальные и денежные средства поступят в соответствии с договором. Сроки могут быть больше, чем у других заемщиков.

3. политика сбора платежей – предусматривает процедуру взаимодействия с теми дебиторами, которые нарушают условия платы. Такая процедура может предусматривать следующие меры:

А) обращение в суд (большое значение имеет при этом фиксация в договоре санкций за нарушение срока).

Б) обращение к услугам фирмы, которая специализируется на изыскании возможностей добиться от дебитора расчетов по долгам.

В) ежедневная работа с дебиторами по активизации расчетов или по рефинансированию задолженности.

При заключение договоров предприятие рассчитывает на своевременное поступление платежей, но не исключены варианты появления просроченной ДЗ и полной неспособности предприятия рассчитаться по своим долгам. Поэтому существует практика, описанная в следующем пункте.

4. создание резерва по сомнительным долгам. Эта практика позволяет не только формировать источники для покрытия убытков, но и иметь более устойчивое собственное финансовое состояние. В РФ опыт в расчете такого резерва еще не накоплен. В экономиках развитых стран используется данные за ряд предыдущих лет начисляют резерв в процентах от общей ДЗ. Например, General Electric от 3-6%. Учитывая, что доля безнадежных долгов находится в прямой зависимости от продолжительности периода, в течении которого дебитор обязуется погасить свою задолженность. Многие фирмы более дифференцированно подходят к созданию резерва. Например, если срок погашения до 30 дней, то безнадежность – 4%; 30-60 дней – 10%; 60-90 дней – 17%; 91-120 дней – 26%. Исходя из этого формируется средняя величина резерва по сомнительным долгам. Кр. репрессивных подходов в работе с не добросовестными кредиторами существует и другие поощрительные подходы, получившие большое распространение в развитых странах. Это политика скидок, называемая «спонтанным финансированием», которое состоит в предоставлении скидок при более ранних, чем предусмотрено договорами сроках оплаты за поставку.

Большое распространение в развитых странах получила схема «d/k чисто n». Означает, что покупатель получает скидку в размере d% в случае оплаты полученного товара в течении k дней с начала периода кредитования. Если оплата совершается с k по n день, то покупатель оплачивает полную стоимость товара.

Если в течении n дней дебитор не рассчитывается по обязательствам, то предусматривается штрафные санкции, величина которых зависит от срока задержки оплаты.

Предоставление скидки должно быть выгодно и покупателю и продавцу. Выгода продавца – это ускорение оборачиваемости оборотных средств, улучшение финансового результата, возможность получить % от помещения в банк долгосрочно полученных средств. Выгода для покупателя – получение скидки, которая позволяет улучшить финансовый результат покупателя. Но для достижения взаимовыгодности скидки необходимо просчитать приемлемый % скидки (см. практику).

В западной практике применяется следующая формула, показывающая на сколько целесообразно пользоваться предложением поставщика по скидке:

 

Пример. Скидка 2%, если предприятие заплатит в течении 30 дней, max отсрочка 90 дней; банк % - 25%

Следовательно, потребителю нет смысла пользоваться предложением поставщика, т.к. положив деньги в банк, от получает банковский %, превышающий выгоду от использования скидки..

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управление основными элементами оборотных активов. Управление запасами | Управление денежными средствами предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.