Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительная характеристика внутрифирменного и внешнего финансового контроля




Органы, осуществляющие финансовый контроль, их функции и задачи

Виды финансового контроля

Становление и развитие финансового контроля, его сущность и необходимость

Контрольные вопросы

1. В чем заключается экономическая сущность процесса финансового планирования?

2. Какие изменения в процесс финансового планирования внесли рыночные реформы, почему это было необходимо?

3. Какие признаки выделяют финансовое планирование из единой системы планирования?

4. На каких принципах строится организация финансового планирования?

5. Решению каких задач призван служить процесс финансового планирования?

6. С помощью каких методов практически осуществляется финансовое планирование?

7. Что является продуктом (результатом) финансового планирования?

8. Что представляет собой система финансовых планов, какие виды планов она в себя включает?

9. Охарактеризуйте отличительные черты централизованных финансовых планов?

10. Какие разновидности децентрализованных финансовых планов применяются в действующей практике?

Тема 6. Финансовый контроль

 

1.

Государственный контроль в России, как отдельный независимый элемент в составе государственного управления ведет свою официальную историю со времени издания высочайшего царского манифеста - 28 января 1811 года. Но фактически, учреждения с функциями государственного контроля появились намного раньше и первые исторические сведения о них относятся ко второй половине XVII века. Например, в 1654 году был образован Счетный приказ для проверки раздачи полкового жалования во время войны.

Может быть признана контрольным органом и Ближняя канцелярия, учрежденная Петром I в 1699 году. Круг вопросов, находящихся в ее ведении, не ограничивался лишь финансовой областью, он охватывал более широкую сферу административных действий.

В 1810 году Государственный совет рассматривает предложение Особенного комитета, возглавляемого Н. П. Румянцевым, об образовании министерств и принимает решение учредить три различные и независимые части в семи управлениях Сената. Первая часть - Министр финансов, который ведает доходами и управляет ими; вторая - Государственный казначей, который управляет движением финансов; третья - Государственный контролер, который проводит ревизию счетов и проверяет не только министерства вообще, но особенно Министерство финансов и Государственного казначея. Спустя полгода, в январе 1811 года было образовано специальное ведомство под управлением Государственного контролера. Именно с этого момента и начинается история Государственного контроля - как самостоятельного учреждения в системе других органов управления страной.

После 1917 года в России стали возникать органы рабочего контроля. Наряду с этим по решению Совета народных комиссаров (СНК) от 5 декабря 1917 года был создан Народный комиссариат государственного контроля, который в соответствии с правилами, утвержденными СНК республики, должен был проводить предварительную и фактическую ревизию хозяйственной и финансовой деятельности всех ведомств.

В 1940 году был образован союзно-республиканский Народный комиссариат государственного контроля, позднее этот комиссариат в зависимости от политической ситуации менял названия - Комитет партийно-государственного контроля, Комитет народного контроля и др.

В октябре 1937 года в составе Наркомфина СССР начинает создаваться специальное Контрольно-ревизионное управление, которое имело право производить документальные ревизии всех ведомств, организаций, учреждений и предприятий. Совнарком предоставил КРУ право “давать руководителям ревизуемых учреждений и организаций обязательные для них указания об устранении выявленных при производстве ревизий нарушений финансовой дисциплины”.

Помимо контрольно-ревизионного аппарата Министерства финансов функциями контроля были наделены также органы Госбанка, Госкомстата, Госкомцен, самих финансовых органов. Кроме того существовал ведомственный контрольно-ревизионный аппарат, общественный контроль и др.

Таким образом, централизованные и регламентированные административные методы, которые на протяжении многих лет преобладали в управлении народным хозяйством, создали систему контроля, сердцевиной которой являлось стремление министерств и ведомств (и в целом государства) диктовать решения сверху, контролировать любой шаг предприятий и организаций, что определило направленность контроля на то, чтобы проводить как можно больше различных проверок и обследований.

Необходимость контроля как особой функции обусловлена природой общественного труда. Контроль как социальная функция существует в системе хозяйственного и государственного управления независимо от общественно-политического строя.

Для определения основных проблем контроля большое значение имеет четкое формулирование его экономической сущности, роли и места в системе хозяйственного управления. Сущность контроля можно определить как систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных ситуаций и сигнализации о них компетентным органам.

В реальной действительности нет “контроля вообще”, есть контроль конкретного содержания и формы: административный, технический, хозяйственный, финансовый, и др.

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной организации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики. Роль финансового контроля при переходе к рыночной экономике многократно возрастает.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Она определяет назначение и содержание финансового контроля. Его направленность и содержание изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений общества. Так, расширение хозяйственных прав предприятий, их самостоятельности в осуществлении финансовой деятельности, появление различных организационно-правовых форм предпринимательства значительно обогащает содержание финансового контроля.

Финансовыйконтроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль, как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Непосредственным предметом проверок выступает финансовые (стоимостные) показатели - прибыль, доходы, НДС, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартер). При этом исходят из положения о невозможности исключения прямой или опосредованной взаимосвязи формирования и использования финансовых ресурсов, фондов денежных средств с любыми видами деятельности или бездействия. Контролю подлежат не только плохо работающие организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового национального продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль.

Перед финансовым контролем стоят задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе и в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе и по валютным операциям и так далее.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и экономических мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению.

Поскольку от выбранного метода учета выручки в немалой степени зависят размеры финансовых результатов от реализации продукции, важной задачей финансового контроля (бухгалтерского, аудиторского и налогового) является наблюдение за стабильностью применения в течение отчетного года всех элементов принятой предприятием учетной политики, зафиксированных в соответствующем документе (приказе).

Организация финансового контроля осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1. принцип всеобщности;

2. принцип универсальности (заключается в однотипности приемов контроля);

3. принцип гласности;

4. принцип достоверности, т.е. контроль должен опираться на правдивые данные о составлении финансового документа;

5. принцип действенности, связанный с тем, что по результатам проверки должны приниматься определенные решения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.