КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Неналоговые доходы бюджета
Характеристика прямых и косвенных налогов Налоговая система Налоговое право и налоговая политика Классификация налогов Элементы и способы налогообложения Сущность и функции налогов Экономическое содержание доходов бюджета Контрольные вопросы 1.Дайте определние бюджетного процесса и назовите его стадии. 2.В каком порядке составляется проект бюджета государства? 3.Какие методы используются при составлении проекта бюджета? 4.В чьей компетенции находится процедура рассмотрения проекта и утверждения бюджета? Каков порядок проведения данных процедур? 5.Что значат понятия "бюджетное право " и "бюджетная инициатива"? 6.Что значит исполнить бюджет? Кто является субъектами, исполняющими бюджет? 7.Опишите системы кассового исполнения бюджета. Кто занимается кассовым исполнением бюджета в РФ?
Тема 9. Доходы государственного бюджета 1. Доходыбюджета это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, учреждений организаций и населения в бюджет. Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем понятие государственных доходов, так как последние включают в себя также доходы внебюджетных фондов и доходы государственных предприятий и организаций. Главным материальным источником формирования доходов бюджета является национальный доход, выраженный в его конкретных компонентах, а именно: - предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); - заработная плата работников сферы материального и нематериального производства; - доходы лиц, работающих не по найму; - рента собственников земли; - ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков). Если для покрытия финансовых нужд национального дохода не достаточно, государство привлекает национальное богатство - совокупность материальных благ, созданных трудом предшествующих поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество (а именно это - доходы от продажи золотовалютного запаса и других национальных ценностей). Доходы бюджета классифицируются по различным признакам: 1). в зависимости от метода взимания: - налоговые - неналоговые; 2). в зависимости от государственного устройства страны: а). в унитарном государстве: - доходы центрального (государственного) бюджета - доходы местных бюджетов; б). в федеративном государстве: - доходы федерального бюджета - доходы бюджетов членов федерации - доходы местных бюджетов; 3). в зависимости от уровня бюджетной системы, за которым закрепляются доходы, они делятся на: - собственные - это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами - регулирующие - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливается нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года); 4). в зависимости от источника образования выделяют: - доходы, поступающие от юридических лиц - доходы, поступающие от населения; 5). в зависимости от гражданства субъектов налогообложения: - доходы, уплачиваемые резидентами - доходы, уплачиваемые нерезидентами 6). по конкретным видам налогов (налог на прибыль, подоходный налог, НДС, акцизы и т.д.).
2. Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода и обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета - до 90%. Налоги - обязательные, безэквивалентные, безвозвратные и безвозмездные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц с целью финансового обеспечения деятельности государства. Налоги (как экономическая категория) - это денежные отношения, связанные с перераспределением национального дохода и принудительным отчуждением доходов как физических, так и юридических лиц. Социально - экономическую сущность налогов выражают их функции: Фискальная функция обеспечивает формирование доходов бюджета и реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев общества и между участниками общественного производства. Регулирующая функция налогов позволяет государству с их помощью активно влиять на процессы воспроизводства, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Обе функции налогов неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Фундаментальной основой теории налогов являются 4 правила Адама Смита: 1. Правило справедливости - налоги должны платить все граждане государства в соответствии со своими доходами; 2. Правило определенности - налоги, которые платят граждане, должны легко рассчитываться; 3. Правило удобства - налоги должны взиматься в удобное время и удобным способом; 4. Правило экономности - затраты по взиманию налогов должны быть минимальными.
3. Элементы налогообложения составляют теоретическую основу налогов. Основными из них являются: Субъект налогообложения (плательщик) - физическое или юридическое лицо, выполняющее возложенное на него обязательство по уплате налогов; Носитель налога - фактический налогоплательщик; Объект налогообложения - доход, имущество, ТМЦ, услуги, деятельность и т.д., облагаемые налогом; Единица обложения (налогооблагаемая база) - часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога; Источник налога - доход, за счет которого выплачивается налог; Налогооблагаемый оклад - общая сумма налоговых изъятий на одного плательщика с единицы обложения за определенный период времени; Ставка налога - размер налога с единицы обложения. Все налоговые ставки делятся на: * твердые - устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта обложения; * долевые - устанавливаются в сотых долях (в %), они бывают: - пропорциональные - действующие в едином проценте ко всему объекту обложения; - регрессивные - уменьшающиеся с ростом дохода; - прогрессивные - увеличивающиеся с ростом дохода. При этом прогрессия бывает: простая, когда установленная ставка действует в отношении всего объекта налогообложения; и сложная, когда весь объект делится на части и повышенная ставка применяется только в части, превышающей установленные пределы. Налоговая льгота - это полное или частичное освобождение от уплаты налога в соответствии с законодательством; Налоговая санкция - увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства. В практике налогообложения применяются следующие способы налогового изъятия: 1). Кадастровый, основанный на использовании кадастра- описи, содержащей сведения об оценке и средней доходности объекта обложения (применяется при налогообложении земли, недвижимости, промысла); 2). Декларационный, основанный на самостоятельном заполнении налогоплательщиком декларации о своих доходах с учетом установленных льгот; 3). Безналичный (у источника), основанный на исчислении и перечислении налогов в бюджет бухгалтерией еще до выдачи дохода (подоходный налог с физических лиц).
4. Классификация налогов - их группировка по определенному признаку. 1. В зависимости от объекта, субъекта и способа налогообложения: *прямые *косвенные 2. В зависимости от органов власти, в распоряжение которых поступают налоги: * государственные * региональные * местные * межгосударственные 3. В зависимости от формы взимания: *денежные *натуральные 4. В зависимости от вида применяемой ставки: * твердые * пропорциональные * прогрессивные * регрессивные 5. В зависимости от объекта налогообложения: * налоги на доход, имущество, капитал * налоги на потребление 6. В зависимости от целевого использования: *общие *специальные.
5. Для регулирования отношений в области исчисления и уплаты налогов государство разрабатывает нормы налоговогоправа - это совокупность юридических норм, определяющих вид налогов и порядок их уплаты. Источником налогового права выступают законы о налогах и подзаконные акта, указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, инструкции налоговых органов и решения суда. В налоговом праве предусмотрены специальные нормы, определяющие налоговую модель. Налоговаямодель - специальные нормы, которые предусматривают по каждому субъекту объект обложения, ставку налогов, порядок их исчисления и взимания, сроки уплаты, льготы и ответственность. Налоговое право функционирует, взаимодействуя с такими понятиями как "налоговая политика", "налоговый механизм", "налоговое регулирование". Налоговаяполитика - система мероприятий государства в области налогообложения. Налоговую политику государство осуществляет через налоговыймеханизм - совокупность организационно - правовых норм и методов управления налогообложением. Юридическую форму налоговому механизму государство придает посредством налогового законодательства и регулирует его, воздействуя на экономические процессы. Налоговоерегулирование государство осуществляет, изменяя налоговую политику и манипулируя налоговым механизмом, стимулируя или сдерживая тем самым общественное производство.
6. По определению Налогового Кодекса налоговаясистема представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Правовое оформление налоговой системы обеспечивает Конституция РФ и пакет законов о налогах, включающий в себя: Закон РФ "Об основах налоговой системы РФ" от 1992 года; ФЗ РФ "О государственной налоговой службе"; Налоговый Кодекс. Налоговая система государства призвана: 1. обеспечивать полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета; 2. создавать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных категорий налогоплательщиков. В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы: - всеобщности (охват налогами всех субъектов хозяйствования); - обязательность (субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в строго установленные сроки, неуплата карается законом); - однократность (недопущение взимания налога более одного раза); - стабильность (ставки налоговых платежей и порядок их отчисления должны оставаться неизменными длительное время); - простота и доступность для восприятия; - гибкость (налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики).
7. Прямыеналоги - это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества (подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество...). Это наиболее ранняя форма обложения. Как отдельное подразделение они сформировались в 17-18 веках, широкое распространение получили в 20 веке. Субъектами в прямом налогообложении могут выступать как юридические, так и физические лица. Объект обложения - доход или стоимость имущества. При взимании прямых налогов лицо, чей доход или имущество облагаются налогом, и лицо, уплачивающее налог, является одним и тем же. К косвеннымналогам относят те, которые включаются в цену товара или услуги (НДС, акцизы, таможенные пошлины, фискально-монопольные налоги). Такой налог фактически платит конечный потребитель блага, но перечисляется он в налоговые органы предпринимателями и производителями. Однако после реализации продукции, товаров, работ или услуг и получив за них оплату, последние возвращают себе суммы уплаченных косвенных налогов в составе выручки от реализации. То есть, государство косвенно взимает налог с потребителя. На сегодняшний день в российской налоговой системе преобладают косвенные налоги. Это объясняется стремлением государства облегчить налоговое бремя производителей, перекладывая его на конечного потребителя.
8. К неналоговым бюджетным доходом относятся: 1. Доходы от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; 2. Доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями; 3. Доходы от внешне - экономической деятельности; 4. Доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности; 5. Доходы от операций с государственными ценными бумагами; 6. Часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей; 7. Доходы целевых бюджетных фондов (Федеральный дорожный фонд, Экологический фонд и т.д.); 8. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные от бюджетов других уровней; 9. Безвозмездные перечисления физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |